Найти тему
Серцелев

БГ «Русский альбом»: Строить дом на пепелище

Увы, но сегодня сложно любить Родину и быть русским если твое видение не совпадает с тем, как положено это делать официально. Иметь иное мнение на судьбы Отечества большому артисту опасно - заклюют, изгонят и назовут предателем.

В пику этому, сегодня я вспомню важный альбом, знаменитого автора из «чёрного списка артистов», о судьбе России-Матушки. Эта работа не теряла актуальности с момента выхода в 1992 году, а скорее всего будет ещё более актуальна в недалеком будущем. Встречайте - «Русский альбом» Бориса Гребенщикова!

БГ, 1989. фото из разворота к винилу Radio Silence.
БГ, 1989. фото из разворота к винилу Radio Silence.

Одну из ключевых работ БГ сочинил после провала в Штатах, где он неудачно разыграл карту главного андеграундного героя СССР. Одни считают причиной провала слишком выхолощенный англоязычный альбом «Radio Silence», другие скандальный эфир на шоу Леттермана. Там лидер Аквариума необдуманно назвал весь американский рок продажным, получив тем самым волчий билет в местной прессе.

Альбом продюссировал Дейв Стюарт из Eurythmics, в трех песнях на бек-вокале Энни Леннокс
Альбом продюссировал Дейв Стюарт из Eurythmics, в трех песнях на бек-вокале Энни Леннокс

Так или иначе, последнее десятилетие 20 века он встречал на Родине. Без группы («Аквариум» фактически прекратил существование), с упущенным статусом рок-героя №1 (им стал Цой) и в подавленном состоянии. "Русский альбом" делался с новыми людьми - «БГ-бэндом». Из него вырастет впоследствии Аквариум 2.0.

За краткое время своего существования (1991-92) БГ-бэнд дал аж 171 концерт. Принципиально игрались только новые песни
За краткое время своего существования (1991-92) БГ-бэнд дал аж 171 концерт. Принципиально игрались только новые песни

О чем «Русский альбом»? Это работа про строительство дома на пепелище. альбом-похмелье после 70 лет коммунизма, инфантилизма и иллюзий. Это пробуждение вчерашнего homo sovticus, который протрезвел и понял, что «столько лет все строили дом — всем он был хорош, но пустой».

Это чувство пропитывает не только «Государыню», но и и другой центральный трек альбома «Волки да вороны»:

«Я не помню, как мы встали, как мы вышли из комнаты,

Только помню, что идти нам до теплой звезды…»

В этой песне, как и в других на альбоме, с одной стороны подчёркивается неуклюжесть, колючесть и топорность попыток «обустроить Россию», а вместе с ней и свою жизнь. А обозначение правильного вектора (к Богу и к добру) и в конечном счете трезвое принятие себя и ситуации:

«Так что теперь с того, что тьма под куполом,

Что теперь с того, что ни хрена не видать?

Что теперь с того, что все свечи куплены,

Ведь если нет огня, мы знаем, где его взять».

Кстати, в период "Русского Альбома" Гребенщиков нашел у себя купеческие корни, из Костромы
Кстати, в период "Русского Альбома" Гребенщиков нашел у себя купеческие корни, из Костромы

А ещё и начало и конец альбома закольцованы двумя очень светлыми песнями про веру и надежду - «Никита Рязанский» и «Бурлак». От них хочется жить!

«А ночью опять был дождь и пожар догорел, нам остался лишь дым

Но город спасется, пока трое из нас Продолжают говорить с Ним»

Дримтим - Аквариум в середине 80-х.
Дримтим - Аквариум в середине 80-х.

В какой-то мере «Русский альбом» - это трезвый ответ на эйфорию эпохи «Поезда в огне». Тогда Аквариум констатировал конец эпохи и манифестовал, что «хватит ползать на брюхе, мы уже возвратились домой» и что «пора вернуть эту Землю себе». Время циклично. Бог даст повторится и «Поезд в огне», и «до чистой звезды с волками, да воронами» мы дойдем.

Уже окончательно.

На днях напишу текст еще об одном важном альбоме со словом «Русский» в названии.

Оставайтесь на связи, обнял!