Многие водители заметили, что инспекторы ДПС как огня боятся некой статьи административного кодекса. Речь идет о ст. 19.1 КоАП РФ, нарушение которой может обернуться для полиции серьезными проблемами. Как этим распорядиться грамотно?
Управа на своеволие
Термин «самоуправство» - то, на что накладывает ответственность упомянутая статья. Это слово означает самовольное распоряжение правами без законного основания. Например, инспектор по своему желанию пользуется своим положением и заставляет открыть багажник, провести обыск, изымает ценности или документы. Все, что инспектор не имеет права делать, но делает – и есть самоуправство.
Но есть важный момент – факт причинения или отсутствия вреда гражданину. Здесь заключается разница между этой статьей и более тяжкой – ст. 330 УК РФ, где разбирается уровень ущерба, материального и морального. В каждой ситуации объем ущерба рассчитывается на индивидуальной основе. Урон может быть любым: от нарушения прав человека до упущенной выгоды или материальных потерь.
Возникает вопрос: почему такие ситуации возможны, если инспекторы должны в любом случае придерживаться закона? Такие нарушения делают не все, но это живые люди. А людям свойственно действовать эмоционально, быть авторитарными, показывать личное отношение, характер. Да и просто некоторые хотят форсировать события и надавить на автовладельца, используя незаконные приемы.
В случае нарушения полномочий представитель ГИБДД явно надеется, что водитель некомпетентен, не знает своих прав, ограничений для инспектора. И многие люди сами не хотят конфликтовать, застревать в диалоге, им надо ехать дальше по делам. Но есть слабое место у любого полицейского. Все они боятся ответственности в случае разоблачения, страх есть у всех.
Что ждет инспектора при нарушении
Типовое наказание для ДПС-ника – в первую очередь рабочий выговор, предупреждение о служебном нарушении. Это взыскание также сопровождается штрафом в размере 25% от месячной оплаты труда. А это примерно 10-15 тыс. рублей, что немало за мелкий, казалось бы, проступок.
Могут также перевести сотрудника в другой отдел, в командировку его не отправят, если он на это рассчитывал. Также можно не получить повышение, новое звание на 3 месяца будет отложено.
С учетом этих моментов любой инспектор будет осторожен, как только услышит про статью 19.1. Можно назвать ее вслух и увидеть воочию, как напряжение появляется на лице ГИБДД-шника. Сотрудник дорожной инспекции сразу начнет оценивать свои действия прагматично, боясь ошибки. Так что прием точно действует на психологию полицейского и выручит водителя.