В современном мире нарастает волна распространения заведомо ложной информации, соответственно проблема противостояния ей остро стоит как перед мировым сообществом, так и нашим государством, в частности.
Установление уголовной ответственности за распространение заведомо ложной информации стало ответом на появлявшиеся со стремительной скоростью в сети интернет ложные новости и ситуации принимаемых мерах по недопущению распространение заболеваний, вызванных коронавирусной инфекцией (COVID-19). Распространение информации, не соответствующей действительности, стало непременным спутником практически всех трагических событий в нашей стране, что, в свою очередь, представляет реальную опасность для общественного порядка и общественной безопасности.
С 4 марта 2022 года действует и уголовная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности (Федеральный закон от 4 марта 2022 г. № 32-ФЗ), а с 5 апреля - также и за публичные действия, направленные на дискредитацию исполнения государственными органами РФ своих полномочий в указанных целях (Федеральный закон от 25 марта 2022 г. № 63-ФЗ). Диспозиция соответствующей ст. 280.3 Уголовного кодекса повторяет диспозицию ст. 20.3.3 КоАП РФ - только с оговоркой, что уголовные санкции применяются в случае, если перечисленные в статье нарушения совершены лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.
То есть за впервые совершенное публичное действие, направленное на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов страны и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил РФ в указанных целях, а равно направленное на дискредитацию исполнения российскими госорганами своих полномочий за рубежом в указанных целях, применяется административная ответственность по ст. 20.3.3 КоАП РФ. Но если подобные действия повторятся в течение года, то последует уже наказание по ст. 280.3 УК РФ. Соответственно, будет иным и перечень применяемых санкций - он включает:
- штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода, осужденного за период от года до 2 лет;
- принудительные работы на срок до 3 лет;
- арест на срок от 4 до 6 месяцев;
- лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок (ч. 1 ст. 280.3 УК РФ).
Если же указанные действия повлекут смерть по неосторожности или причинение вреда здоровью граждан, имуществу, массовые нарушения общественного порядка или общественной безопасности либо создадут помехи функционированию или прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, то санкции будут еще жестче - штраф в размере от 300 тыс. до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок (ч. 2 ст. 280.3 УК РФ).
Одновременно продолжает действовать ст. 207.3 УК РФ, предусматривающая ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов страны и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, которая с 5 апреля дополнится нормой об ответственность и за распространение ложной информации, содержащей данные об исполнении государственными органами РФ своих полномочий за пределами территории России в указанных целях. Такие деяния наказываются штрафом в размере от 700 тыс. до 1,5 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от года до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до года, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок (ч. 1 ст. 207.3 УК РФ)
Поскольку санкции новых статей УК РФ достаточно суровы, их должно быть достаточно для того, чтобы свести к минимуму уровень дезинформации в отношении российской армии и госорганов и их действий за пределами территории России и снизить уровень негативного информационного влияния на широкую аудиторию, тем самым, усилив меры обеспечения безопасности государства.
Публичность распространения сведений. Публичность означает возможность доведения информации до неограниченного круга лиц, сведения должны быть распространены непосредственно в присутствии публики, нескольких лиц, либо должны быть распространены способом, который делает эти сведения возможными для доведения до сторонних слушателей, например, путем распространения сведений через социальные сети, посредством размещения роликов в сети «Интернет». Совершенно очевидно, что сообщение сведений конкретному лицу, знакомому в ходе частной беседа не может рассматриваться как публичное распространение сведений.
Глава Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев в ходе выступления 28 февраля 2022 года затронул тему множества недостоверных новостей о ходе специальной военной операции по защите ДНР и ЛНР. Он считает, что данные «новости» формируются на Украине, где функционируют специальные центры, которые создают постановочные кадры, фальшивые новости о «преступных действиях российских Вооруженных Сил, о применении ими запрещенных средств и методов ведения войны». Как следствие, такую информацию используют в своих публикациях отдельные российские СМИ, которые деморализуют общество и подрывают доверие к российским силовым структурам. Сегодня фиксируется множество ложных новостей о ходе специальной военной операции: о количестве потерь Вооруженных Сил РФ, массовых обстрелах гражданских объектов, жестоком обращении с украинскими военнопленными и др. К сожалению, указанные сведения с большим энтузиазмом распространяются не только некоторыми российскими СМИ, но и рядовыми пользователями в социальных сетях. По мнению В. Пискарева, уголовный закон как никогда нуждается во внесении дополнений об ответственности за оскорбления, искажение цели, роли и задач Вооруженных Сил РФ.
Принятые законодательные поправки имеют достаточно четкие и понятные формулировки, поэтому с целью снижения возможности рисков привлечения к уголовной ответственности, как указывалось выше, следует опираться лишь на официальные источники. Кроме того, следует отметить, что уголовная ответственность наступает не за мнение, убеждение и критику, а только за распространение заведомо ложной фактической информации под видом достоверных сведений. Иначе говоря, распространитель информации понимает, что она ложная, и умышленно распространяет ее под видом достоверной.
В заключение, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в силу своей новизны правоприменительная практика по рассматриваемой статье уголовного законодательства еще не сформировалась. В силу этого от органов предварительного следствия требуется всестороннее, полное и объективное рассмотрение обстоятельств происшедшего с задействованием узкопрофильных специалистов и экспертов в различных специфичных сферах с целью вынесения в последующем законного приговора судебными органами.
С марта 2022 г. в КоАП и УК РФ был введен целый ряд статей, предусматривающих ответственность за действия, направленные на дискредитацию использования ВС РФ, что представляется весьма справедливым в условиях обострения конфликта между Россией и Украиной и нарастающей волной противоправного поведения в отношении негативного восприятия внешней политики РФ, провоцируемого в информационном поле. К настоящему моменту имеется сравнительно небольшая практика привлечения к уголовной ответственности по ст. 280.3 УК РФ, что связано, с одной стороны, с весьма коротким сроком существования вышеназванной нормы, а с другой - с наличием ряда проблем, которые в дальнейшем могут негативно отразиться в правоприменительной сфере. Выявленные проблемы носят комплексный характер, и нуждаются в своевременном решении как на уровне законодательства, так и в рамках судебной практики.
Безусловно, это комплексная задача и она не только может, но и должна быть реализована в рамках различных отраслей права. Наряду с другими отраслями права особое место в механизме правового обеспечения информационной безопасности должно занять уголовное право.
В силу своей новизны правоприменительная практика по рассматриваемой статье уголовного законодательства еще не сформировалась. За счёт этого от органов предварительного следствия требуется всестороннее, полное и объективное рассмотрение обстоятельств происшедшего с задействованием узкопрофильных специалистов и экспертов в различных специфичных сферах с целью вынесения в последующем законного приговора судебными органами.
Несмотря на это статистика говорит нам о том, что преступления по вышеуказанным статьям есть и в довольно немалом количестве.
К сожалению, государство до сих пор не сумело инициировать формирование судебной практики по делам о прекращении деятельности экстремистских изданий. Вот почему и сегодня продолжают издаваться фашистские и другие экстремистские газеты, откровенно призывающие к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя, разжигающие национальную, классовую, социальную, религиозную нетерпимость и рознь. Вот почему в самые напряженные моменты августа 1991 г. и октября 1993 г. власти были вынуждены применять к экстремистской прессе меры административного принуждения, предусмотренные законодательством не о СМИ, а о чрезвычайном положении.
Стимулировать активизацию борьбы с ультрарадикальными СМИ был призван президентский Указ «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» от 23 марта 1995 г. № 310. Однако эта деятельность довольно быстро стала затухать, выполнение поручений носило большей частью внутриорганизационный и во многом формальный характер, так и не была сформулирована четкая стратегия и тактика антиэкстремистской деятельности и не выработана комплексная система действий государственных органов, скоординированных с институтами гражданского общества.
Для реальной борьбы с политическим экстремизмом в СМИ есть и другие, помимо судебной процедуры, юридические средства прекращения их деятельности. В частности, важным и практически не используемым инструментом является ст. 15 Закона о СМИ. Поскольку ни одно из экстремистских изданий не регистрировались в таком качестве, постольку, в принципе, есть возможность борьбы с ними через механизм судебного признания свидетельства о регистрации недействительным как полученного обманным путем. Кроме того, экстремистские СМИ, как правило, не затрудняют себя должным оформлением правового статуса редакций. Но регистрирующие органы не обращают внимания на то, что по закону (ст. 20) им в обязательном порядке должны направляться редакционные уставы всех без исключения СМИ. Наконец, закрытые СМИ не могут быть перерегистрированы под новым названием (ст. 11), а если это им все-таки удалось, то есть основания для признания свидетельства о регистрации недействительным.
Всем спасибо за прочтение моей первой статьи. Всего хорошего, берегите себя и своих близких, развивайтесь и изучайте настоящее законодательство Российской Федерации.