Найти тему
Саид Абукаров

Адат, маслаат, шариат...

Хорошо, когда длительность отопительного периода равна нулю. (Это круто во всех отношениях. Мне ли это не знать, когда-то жившему у моря, а сейчас замерзающему при всяком падении термометра ниже двадцати. ) Как в Древней Греции или в Древном Риме. Накинул простыню на плечо и пошел в Сенат принимать законы. И сразу в трех чтениях. А какой-нибудь Цецерон и вовсе редко выходил из здания Сената на Капитолийский холм и то только чтоб прокричать вниз плебсу о принятом законе. Тепло и демократия вокруг. Ни тебе дрова на зиму готовить, ни тебе жене шубу покупать, или строить газопровод, не думая что всякие наймити могут взорвать его.

Кавказ далек и цивилизационно и географически от Греции, тем более от Рима. Но в вопросах юриспруденции, оказалось, есть много общего. Основополагающие требования во многом схожи; открытое голосование как ныне суд присяжных, необходимость и достаточность свидетелей, свидельские показания должника или родственника не подлежат рассмотрению, выборность судьи

Понятное дело, что вся современная юриспруденция целиком и полностью основана на древнеримском праве. Один в один. А действительно, чего огород городить, если и демократия и законодательство работало как часы. Были, конечно, и косяки: то Цезарь обнулит все свои сроки то Неон с огнем неудачно ( или удачно) поиграет

Кавказ к приходу в начале Х1Х века России имел свое веками устаявшееся законодательство. Оно называлось адатом. Адат это общепринятые правила. Он был идентичен в основных позициях во всех народностях Северного Кавказа. Были единие правила. Разбор дела гласно, принародно, наличие двух свидетелей, оглашение следов и улик, голосование и окончательное решение специально для этого выбранным на год всем аулом авторитетным лицом. ( Чем не римский трибун?) Были, конечно, и особенности. К примеру, женщина сама не могла выступить в суде по адату, а должна была передать через мужа свои свидетельские показания, дети с семи лет тоже могли быть свидетелями.

Люди жили по адатам, следовали адату. С детства запомнилось часто повторямое словосочетание "это не по адату"или " таков адат". После таких слов любой сомневающийся знал что делать и как поступить. Тут не остовалось место для маневра и отсебятины. Звучало как однозначность и окончательность решения.

Имам Шамиль. Из открытых источников
Имам Шамиль. Из открытых источников

Имам Шамиль, создав теократическое государство Имамат, вместо адатов стал внедрять шариат. (Законодательство основанное на Исламе) Он к этому подошел жестко, не допуская каких-либо отступлений от требований веры. Никаких послаблений.

После завершения Кавказской войны вольные общества и ханства стали возвращаться к привычным адатам.

Но наряду с адатом и шариатом существовал и еще один вид законодательства- маслаат. Сейчас бы это назвали третейским судом или мировым судом. Это когда спорящиеся по обоюдному согласию выбирают себе авторитетного товарища и заранее дают друг другу слово , что как этот товарищ решить так они и поступят

Из открытых источников
Из открытых источников

В начале Х1Х века Россия в Дагестане и Чечне столкнулась с проблемой- какое законодательство применить во вновь появившихся регионах. Для применения общероссийских законов необходима была сильная власть. А ее тут отродясь не было- были вольные общества. Подошли к этому вопросу творчески и стали применять

и по адату

и по маслаату

и по шариату

и по общероссийскому законодательству. В зависимости от тяжести содеянного.

По адату все что касалось общежитейского всего джамаата, нарушение прав собственности, общественных постановлений, вопросов кровной мести, изгнания из общества, мелкие религиозные нарушения.

По маслаату рассматривались совсем уж незначительные, как ныне говорят юристы, ничтожные по своим последствиям вопросы.

По шариату решались дела, касающиеся религии, семейных отношений, завещаний, наследства и некоторых гражданских дел.

А вот проступки в адрес государства рассматривались только по общероссийскому имперскому законодательству.

Почему было принято такое неоднозначное решение. Слишком строгие наказания. Джамааты жили в вольных обществах, без особой власти. А чтобы выполнить строгие требования шариата, нужна была абсолютная власть. А ее не было. И даже пришедшие сюда в V11 веке арабы не смогли создать здесь такую власть и им самим пришлось согласиться с существованием адатов и всячески поддерживать как правоприменение. Вторая же причина сохранения адатов как общепринятое законодательство было сложность, запутанность мусульманского права. Адатов знали все, а простота применения всегда являлось преимуществом.

Из открытых источников
Из открытых источников

Адаты-система живая, развивающаяся. По общему согласию вносились изменения, но они не касались основополагающих пунктов.

Необходимо добавить, что кавказские джамааты и ныне предпочитают консервативность общества и необходимость соблюдения адатов. Следования адатам как единственное условие гарантированного сохранения здорового общества.

Большой прогресс в этом вопросе у Чеченской республики.

Рамзан Ахматович, воздаю должное, снимаю шляпу...