Найти тему
Эдуард Горб

Мудрость сердца.

Мудрость сердца. То, чему меня научила Библия. Часть 60.

Перед тем как выдать Моисею повторно скрижали с заповедями, а также подробнейшие инструкции о том, как из чего и кто должен сделать святилище, Бог последовательно провёл Моисея через 40 дней и ночей общения только с Собой, в которые Моисей хлеба не ел и воды не пил, но за это время написал на скрижалях слова Завета, десятословие. После этого Моисей спустился к народу и объявил ему Законы Божии, первым поставив Закон Седьмого Дня. Первый - он самый важный или с него надо начинать? «И собрал Моисей все общество сынов Израилевых и сказал им: вот что заповедал Господь делать: шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу: всякий, кто будет делать в нее дело, предан будет смерти; не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы. Я Господь». (Исх.35:1-3). Вот. Не дело зажигать в седьмой день, ибо тушить будет некому. И в этой шутке не так уж и много самой шутки.

Очевидно, что самое большое значение в Богопознании Моисея имело непрерывное 40-ка суточное общение с Создателем. Это основа творческого экстаза и немыслимого куража в деле познания Богоблаговоления, Богомироустроения и Богомиропонимания. Перед началом большого дела, перед тем как начать творить рекомендуется пообщаться с Творцом, узнать Его Благую волю и получить благословение. Почему в эти 40-к дней и ночей Моисей хлеба не ел и воды не пил? - Наговориться не мог. Дни прошли, как не было - не поговорили. Так часто бывает у людей. Не виделись долгое время, собрались за столом, если, пили, что попало в виде тостов с умным видом всякие пошлости декларировали, а даже просто по душам так и не поговорили, я уж не говорю про духовное общение. Вот. И дружат вроде много лет, а друг друга знают только по анекдотам да тостам. В эти Моисей питался не хлебом, утолял жажду не водой, но чем-то иным и Словом Божиим или только и исключительно Словом Божиим? Бог нам этого не открывает. Думай сам как хочешь. А Слово Божие - это Сын Божий - Он же Бог Слово. Из евангелий мы верно знаем, что Он накормит, Бог голодным не оставит, жажду утолит. Правильно ли думать, что Моисей в эти сорок суток питался Богом, Его Духом? Как Моисей без воды прожил 40 дней? Или у Бога в гостях своя трапеза? Бог его питал без хлеба и воды? По молодости, было дело, когда я мечтал о том, как хорошо бы было, если бы не надо было тратить время на готовку и еду. Времени не хватало на то, чтобы жить, а тут ещё эта еда проклятая… Слава Богу, эта дурь быстро прошла, но она же была!? Чего только не было. Можно, конечно, сделать довольно примитивное предположение, что Бог питал Моисея фруктами из сада в Царстве Небесном и они заменяли и хлеб, и воду. Может и так, может и нет, но то, что перед большим делом, нужно оторвать себя за волосы от привычного образа жизни, и хотя бы поголодать, чтобы сосредоточиться и чтобы дух потрудился не отвлекаясь на поиски и добычу пищи... Это похоже на церковные посты, но совсем не одно и то же. Обязательность, назову её условно "голодовки физической", как разгрузки от кандальных привычек, для полёта духа и мысли, важно понять. Хлеба не ел и воды не пил - не обязательно означает, что он голодал. Или для ясности ума и прихода проницательной мудрости нужно поголодать? Не знаю. Надо думать. Знаю точно одно, что кратковременные от трёх до семи дней голодовки на одной воде, мною испробованные, способствуют парению духа и полёту мысли. Это просто существенно иное состояние по сравнению с обычными днями. И дело не в преодолении себя, ибо преодолевать как раз тяжело, а потом, после первого дня преодоления становится легко и ты уже просто блаженствуешь, не особо напрягаясь. Но вот толкнуть себя на это, когда кругом все ведут привычный образ жизни, не просто. Болото засасывает и настоятельно не рекомендует дёргаться, метаться... Убаюкивающе ласково рекомендует остаться и с болотом не расставаться... все ко всем присосались, свыклись, сквакались…Нучёнадото?! Но, если хочешь дерзнуть и куда-то зачем-то слетать, то оставаясь в болоте или вместе с ним, полёт будет пришибленно низким, почти незаметным, сугубо мысленным, примитивно абстрактным... Тут каждый выбирает по себе, или мысленно лёжа с книжкой на диване под чай с плюшками «полетать», или всё-таки реально воспарить...и попытаться что-то в компании с Господом сотворить.

Нельзя творить в сотрудничестве с Господом в Его команде под Его руководством и не соблюдать святость седьмого дня покоя Господу. Бог так живёт и так творит. Он так устроил бытие. Кому не нравится так жить с Господом, так и не живи. Делов то?! Дело всё в том, что шесть дней ты способен делать своё дело хорошо и это - добро, а потом без отдыха и восстановления силы духа, энергии души и мощи тела, уже не сможешь делать хорошо, начнёт получаться плохо, и вот это уже - зло. А творящему зло - смерть. Поэтому Закон Седьмого Дня не обсуждается, а только исполняется. Правда тут есть нюанс. Нужно иметь умение не только трудиться с Богом, как помощник Господа, нужно ещё обрести умение и отдыхать вместе с ним по-Божески. Умение отдыхать в шесть раз более великое умение, чем трудиться в поте лица, ибо трудишься ты, не торопясь, шесть дней, а отдохнуть нужно, немедля, всего за день.

Далее Господь продолжил Свои инструкции: «И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, [из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона], резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела; и вот, Я даю ему помощником Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали всё, что Я повелел тебе» (Исх.31:1-6) «И сказал Моисей сынам Израилевым: смотрите, Господь назначил именно Веселеила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина, и исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ве́дением и всяким искусством, и способность учить других вложил в сердце его, его и Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова». (Исх.35:30-31,34). «И стал работать Веселеил и Аголиав и все мудрые сердцем, которым Господь дал мудрость и разумение, чтоб уметь сделать всякую работу, потребную для святилища, как повелел Господь. И призвал Моисей Веселеила и Аголиава и всех мудрых сердцем, которым Господь дал мудрость, и всех, коих влекло сердце приступить к работе и работать». (Исх.36:1-2).

Замечу, что Бог даёт человеку Святым Духом семь талантов:

1. Талант обретения и умения пользоваться мудростью.

2. Талант разумения – понимания чего от тебя хочет Бог и как это исполнить так, как Он хочет.

3. Способность ведения – получения необходимых знаний, умение учиться.

4. Талант ко всякому искусству – твоё отношение к тому делу, которое ты делаешь, и к его итоговому результату, должно быть как к искусству, а не как к ремеслу.

5. Талант управлять и руководить помощниками, которых тебе даёт Господь, зная что они имеют мудрые сердца, влекущие их приступить к работе и работать, что они хотят и умеют делать то, что велено.

6. Способность учить других умению сделать всякую работу, потребную для исполнения поручения Бога.

7. Умение во время благоприятное закончить работу, положив предел улучшениям усмотрев, что уже сделано всё и так, как повелел Господь. Иными словами, видеть то, что сделано хорошо. А лучшее, как известно, враг хорошего. Хорошее – от Бога, а лучшее – от сатаны.

И вот они важнейшие принципы сотрудничества:

1. Только мастера от Бога делают порученное, руководят другими и их учат. Три в одном. Первое - знать что и как делать и делать самому. Второе - управлять сотрудниками, распределяя обязанности и контролируя их надлежащее исполнение. Третье - учить потребных новых сотрудников или повышать мастерство, уже данных Господом, до необходимого уровня.

2. Делать только то, что велел Бог и как Он велел. Не больше и не меньше, а ровно то, что поручено. Не лучше и не хуже, а так как приказано. Удержаться от добрых намерений сделать больше и лучше, чем просили, крайне сложно. Но именно добрыми намерениями выложена дорога в ад.

3. Привлекать к сотрудничеству только тех, кому Бог дал умение и кого сердце влечёт трудиться и вносить свой вклад в общее дело. То есть тех, кто будет трудиться с радостью. Уметь их разглядеть среди всяких разных прочих. Только в этом случае получится хорошо. Если вместо радости добровольного труда будет принудительная ненавистная работа, тоже что-то получится, но ничего хорошего из этого не будет.

В этом месте повторяется подход Господа к выбору воинов, когда он среди годных к войне, отправлял домой не только трусов, но и тех, кто не хотел воевать по иным причинам: кто-то только что женился, кто-то только что построил дом…ну и таки далее. Богу угодны рыцари без страха и упрёка. Рабская принудиловка не может дать тот же результат, что свободная добрая воля, ни на войне, ни в миру. Когда многие богословы говорят, что начало мудрости и мудрого сердца это - страх Божий, то, конечно, имеется в виду, не боязнь за свою шкуру, ибо она по любому принадлежит Богу, а любовь. Тот, кто боится, что у него может не получиться так хорошо сделать дело, как он хотел бы, чтобы не дай Бог не обидеть Бога даже в самом малом. Страх Божий это - страх остаться без Бога, которого ты нашёл. Это -начало мудрости, когда ты спрашиваешь сам себя и Бога, а как бы хотел Бог, чтобы ты это дело сделал. Сам себе ответил и сделал. Тот, кто хранит свою шкуру, хранит её для Бога, ибо твоя шкура не твоя, а Божия. Сохранить свою шкуру, значит во время благоприятное и в нужном месте отвергнуться от себя, и вверить и себя, и свою шкуру в волю Божию. Для того, чтобы понять в каком месте какое время благоприятное нужно обладать особой мудростью.

Соломон попросил у Бога в ответ на Его предложение «проси, что дать тебе»: «Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим? И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, – вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои; и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои». (3Цар.3:9-14)

Соломон просил и получил сердце разумное, чтобы судить людей. Христос же говорит: "не суди". Как не судить, если у тебя нет возможности не судить? Не обязательно быть царём, можно быть мелким начальником двух - трёх человек. И уже не судить не получится. Не суди тем судом, которым бы ты не хотел, чтобы судили тебя, а суди так, как бы ты хотел, чтобы судили тебя. Не лицемерь. Меру блюди и гармонию. В этом всё дело. А кто-нибудь хочет, чтобы его судили любым судом? Может никто и не хочет, да никто никого не спрашивает. И варианта нет, как только просить у Бога дать сердце мудрое и разумное, чтоб в пересудах не пропасть.

Соломон попросил у Бога умение различать добро и зло, а Адам захотел это же познать без спросу. Адам умер смертью в возрасте 930 лет, а Соломон - в 83 года. Вот она цена спроса и обретения мудрого сердца. Многая мудрость - многие печали. Настоящие Цари, которые от Бога, долго не живут. Они встречают смерть во время благоприятное.

Бог Адаму дал мудрость, разум и ум, когда вдунул в него Свой Дух Своим Дыханием. И поручил Адаму дать имена всем тварям, соответственно предварительно познанной им их сущности. Зачем? Затем, чтобы Адам понял, что самое лучшее животное, самая умная и добрая обезьяна, хотя имеет образ похожий на человека и во многом ему подобна, но так же не человек, как и человек не Бог, хотя и создан по его образу и подобию. Дистанция отделения похожа своей непреодолимостью. Человеку можно становиться всё более зверем и идти по этому пути в ад, а можно пытаться становиться все более похожим и всё больше подобным Богу и идти по этому пути в рай. А есть ли для человека прямой ровный путь, чтоб и не в пропасть без дна и не в гору без конца, а спокойно по долине? Ровненько так, без взлётов и падений, спокойненько без разрыва аорты. Про себя могу сказать, что у меня так не получается. Мне кажется, что я либо туда, либо сюда оттуда. Сплошные колебания, вибрации и волны. С возрастом изменяются только частота и амплитуда, но сам процесс остаётся. Глядя на других, пока их близко не узнаешь, может казаться, что вот у них то всё спокойно, без бурь, без цейтнотов и завихрений и…Но это пока их близко не узнаешь. Даже те, кто попытался сбежать от мира в монастырь, судя по тому, что они написали миру, не имеют ровного подъёма вверх по лестнице. И швыряет их, и блудят они, и нет им покоя…

Зачем Адам вкушал плод от дерева познания добра и зла? Разве он не познал добро и зло, когда давал имена всем живыми душам согласно их истинной сущности? - Один ответ приходит в голову: в мире живых душ без человека нет ни зла, ни добра. Все добро и зло только внутри человека и в межчеловеческих отношениях. Если оно так, то опять же - плода вкушать не надо, познавай себя и жену свою в своё удовольствие сколько хочешь без ограничений и препятствий. Но плод то съели…Выходит, что всё зло и добро, в отношениях между Богом и человеком, в заложенном в ангелов и в человеков Богом желании стать Богом или, на худой конец, как Богом. Но, как Бог - человек создан Творцом по Своему Образу и Подобию. Следовательно, всё добро и зло в человеке от желания стать не как Богом, а именно Богом, если не выше. Безумие? – Несомненно. Но раз это - изначальное сущностное свойство человека, заложенное в него при творении, то без этого желания и человека нет. Интересно, обезьяна хочет стать человеком? Не знаю. У меня нет достаточного опыта общения с обезьянами. Нет, с людьми, похожими на обезьян, - более чем, выше крыши… «Не про то разговор». Тот, кто думает про себя, и ты про кого думаешь, что он тебе желает самое большое добро, способен причинить тебе самое большое зло. Поэтому, если ты от кого-то получил много большого и чистого, которое ты воспринял как добро, жди продолжения банкета… Народ так и говорит: не делай добра, не получишь зла. С добром приходит вместе нераздельное с ним зло. И наоборот. Отсюда и проистекает заповедь Христа для тех, кто понимает – «любите врагов ваших». Князь Суворов А.В., святой для меня человек, считает, что врага любить, означает убить, иначе окончание одной войны с оставшимся в живых побеждённым врагом будет началом новой. Эту мысль Суровов А.В. позаимствовал у Бога, который во многих случаях воевал именно так. И не нужно пытаться тут что-то улучшить, чтобы оказаться святее Бога. Делай так, как сказано. Не умничай.

Конечно, я прошу Бога, чтобы дал мне сердце мудрое, разумное и чистое.

Чтобы просветил меня Своим Светом, вдохновил и обрадовал Своей Истиной, наполнил животворящим Своим Духом Слов Своих святых. Лука Крымский и как хирург, и как священник считает, что сердце человека главный орган познания Бога и сотворённого Им мира. Я несколько раз перечитывал труды Луки, особенно обоснование этого вывода, пытаясь понять что к словам Бога о сердце, уме, разуме и мудрости, написанным в Библии добавило человеческое познание человека. Наверное каждый про себя знает (я как всегда сужу всех по себе) какие самые разные мысли в тебя залетают и вылетают прочь. Эти прилёты и залёты с вылетами рождают во мне самые разные образы, иногда целые кинофильмы, и вызывают различные эмоции, собственно весь спектр, который происходит и из реальных слов, поступков, событий, но с поправкой на то, что это всего-навсего, как принято говорить, игра воображения, иными словами – ложь. Бытие – Истина, ибо оно сотворено Богом. Воображение даже добросовестного человека о Бытии – ложь в той или иной степени, в какой приближение не эквивалентно подлиннику. Воображение даже глубоко верующего человека о Боге – ложь, просто потому, что, искренне говоря, восприятие разными людьми одного и того же слова – разные, может быть значительно, может быть незначительно, но разные, а Бог – один. Итак, главное в этом деле, не игра ума или воображения или отражения, а ощущение присутствия Бога в тебе или в рядом с тобою, как сказано «там Я среди них».

В Библии Бог не использует слово «мозг» вообще, но есть много сердца, не как кровяного насоса, а как места обитания Бога в человеке, а в сердце некоторых избранных – Бог, Творец. Такие сердца названы мудрыми. Они влекут человека к творческому сотрудничеству с Богом и с людьми Божиими. Мозг есть у всех живых душ, но мудрое сердце, как место обитания Бога, есть только у человека, не у всякого, но у избранного Богом есть.

Бог говорит, что мудрым дам сердце мудрое… Понятно, дураку ума не надо, он его у Бога и не просит. Дар мудрому мудрого сердца, это частный случай применения общего принципа дарования Божией благодати, когда «имеющим дано будет и умножится, а у не имеющим отнимется и то, что имеет». Бог даёт мудрому (уже умом понявшему что он хочет служить Богу и людям) мудрость в сердце для мудрого, целомудренного благоугодного и Богоугодного служения, когда служение духа , ума, души и тела сливаются в одно цельное и целостное живое и деятельное, творческое служение Богу и созданному Им миру в сотрудничестве с Творцом, Продолжающим творить новое с помощью постоянно обновляющегося духом, разумом и телом человека.

Сначала заповедь о седьмом дне (шаббат), затем приношения необходимого, и только потом мудрому даруется Мудрость, чтобы распорядиться своей жизнью по воле Божьей. «В сердце всякого мудрого вложу мудрость»... Если в мудрого человеческой мудростью Бог вложит Свою Божественную премудрость, то получится мастер, творец и мудрец от Бога, как результат сотрудничества, соединения Бога и человека в Человеке... И это хорошо, и хорошо весьма. Аминь.