Найти в Дзене
Поехали с Лёшей!

5000 по Монголии. День 5. Из каменной в песчаную пустыню. Добрались до Поющих песков!

Как вы помните, в предыдущий день нашего путешествия по Монголии мы не добрались до Гурвантэса и встали на ночь посреди каменной пустыни, в 50 километрах от посёлка (сомона).

Я вылез из палатки за полчаса до рассвета, чтобы подыскать подходящую точку для съёмки окрестностей. Вчера мы толком и не поняли, где оказались из-за быстро опустившейся темноты. Забежал на ближайшую горку, откуда открылся панорамный вид на небольшую долину, ограниченную с двух сторон невысокими хребтами. Наверху быстро стало понятно, что ночевали мы здесь вовсе не в одиночестве. В пятистах метрах от нас в двух направлениях стояли жилые юрты с мопедами у входа. Место оказалось густонаселённым по меркам этих пустынных краёв.

Кликните для увеличения. Наш лагерь в центре фото.
Кликните для увеличения. Наш лагерь в центре фото.

Поставил штатив, а там и Солнце из-за дальних гор показалось, залив медным светом мрачный рельеф гобийских каменных пустошей.

-2

После съёмки спустился к оживающему лагерю. Уже вовсю шумел газовый примус, звенела металлическая посуда.

-3

Привели себя и машины в порядок, позавтракали. Выбили пыль из воздушных фильтров. У нас были с собой запасные, но хотелось немного растянуть их ресурс, ведь предстояло проехать ещё несколько тысяч километров.

-4

От Гурвантэса нас отделяло 50 километров пути, небольшой горный хребет и...

-5

...бескрайняя долина с идеально ровной поверхностью, на которою запросто можно было бы посадить грузовой самолёт.

-6

Мы даже не стали бороться с искушением притопить по ней больше 100 км/ч, обгоняя и снимая друг друга на ходу. Полная свобода!

До Гурвантэса добрались до полчаса. В принципе, это можно было сделать и вчера, но тогда бы мы лишись самой запоминающейся ночёвки под открытым небом в Гоби.

-7

Гурвантэс — довольно крупный посёлок на севере Гоби, с 4000 населения. Он больше Жинста, Богда и является своего рода перевалочным пунктом для путешествующих по этим краям. В 90 километрах на запад от Гурвантэса находится популярная достопримечательность Хэрмэн цав - одно из крупных и известных местонахождений ископаемых млекопитающих на юге Монголии (как Баянзаг, Нэмэгэту уула). Ровно на там же расстоянии в противоположной стороне находится другая достопримечательность — пески Хонгорын Элс, куда мы и держали путь.

-8

За пару километров от посёлка мы въехали на асфальт, по которому уже успели соскучиться. Монгольская гребёнка грунтовых дорог способна вытрясти не только душу, но и полезные запчасти из машины. Поэтому асфальт мы приветствовали радостным бибиканьем :)

-9

В Гурвантэсе есть приличные гостиницы.

-10

И не менее приличные сетевые АЗС.

-11

Пока ждали заправщицу, поизучали карту местности. После Гурвантэса нам нужно проехать 45 километров до Овоот, повернуть налево, проехать ещё 80 км до поворота на Ноён, и там рукой подать до Сэврэй, откуда мы планировали сделать вылазку в пески Хонгорын Элс.

Заправщицу так и не дождались.

-12

В остальном Гурвантэс ничем не отличается от других населённых пунктов Монголии. Те же баскетбольные площадки по дворах.

-13

Те же супермаркеты. В одном из них пополнили запасы еды, накупили кучу вкусняшек, вроде облепихового мороженого и соков, алкоголя на вечер — отметить прибытие в пески Гоби.

-14

Покрутили на удачу мани барабаны, сваренные из каких-то массивных металлоконструкций.

-15

На выезде из Гурвантэса заехали на свой любимый «Петрович», где и залились под горло.

-16

Изначально мы решили проехать неприметной дорожкой вдоль гор. Но очень быстро поняли, что потратим на этот участок весь день. И точно опоздаем к закату в песках Хонгорын Элс. Дорога живописная, но двигаться по ней можно не быстрее 5-10 км/ч из-за сложного рельефа местности. Решили вернуться и поехать проторенной дорогой до Овоот, как и советовала нам карта на первой заправке.

-17

После Овоот дорога идёт параллельно с китайской границей, до которой всего 40 километров.

-18

О близости Китая напоминают и информационные щиты о неприкосновенности монгольской границы, нарисованные от руки.

-19

С другой стороны билборда изображён традиционный для Монголии сюжет с динозаврами.

-20

Вдоль дороги стройными рядами, словно по линеечке, стоят китайские фуры.

-21

Возле них китайские водители, совершенно не стесняясь проезжающего транспорта, отправляют свои естественные надобности. Такими же стройными рядами.

Трасса из Оввот ведёт в Даланзадгад, оттого заполнена большегрузами, автобусами и дорожной техникой. Китайцы строят здесь шоссе. Через 80 километров подъезжаем к долгожданному повороту и убираемся с пыльной трассы.

-22

Осталось пробить горный хребет, преодолеть песчаную долину, и мы на месте. Но перед этим Ноён и обед!

-23

Нашли что-то похожее на кафе с вывеской «Зоогийн газар». Зашли, заказали буузы и плотно поели.

-24

Угостили местного жителя конфетами и устроили ему фотосессию :)

-25

Едем дальше, к поющим пескам Хонгорын Элс.

-26

Горный хребет, который нам нужно было пересечь, оказался частью дна древнего моря, воды которого плескались когда-то в Монголии.

-27

Если присмотреться, то становится понятно, что эти круглые камушки, впрессованные в песок, округлились совсем не ветром.

В глубокой древности практически вся территория Монголии была покрыта внутренним морем. Многочисленные озёра, в том числе котловина Великих Озёр Монголии – древние остатки того самого моря. Убсу-нур, Хар-нур, Дургун-нур и другие озёра – свидетели далёкого прошлого, одни из самых древних озёр на планете.

-28

Дорога из Гурвантэса в Сэврэй заняла почти 7 часов с остановками на обед и съёмки. Время в Монголии утекает словно песок сквозь пальцы. Невозможно предсказать, во сколько ты окажешься там или где-то.

-29

От Сэврэй до заветной цели, дюн Хонгорын-Элс, ещё 26 километров. Мы подъехали к этой полоске песков с юга, где вообще не бывает туристов. Все кемпинги и дорога находятся на севере песчаного массива. Последние сотни метров вообще ехали по дикой пустыни, по редким кочкам с травой, чтобы максимально близко подобраться к подъему на дюны.

-30

Словно по расписанию, в 17:30, за час до заката мы оказались у самой кромки песчаной гряды Хонгорын Элс. Оставили машины чуть поодаль, чтобы не завязнуть в зыбкой почве, и пошли к манящим дюнам.

-31

Поющие пески

Хонгорын-Элс — высокие песчаные дюны на юге Гоби. Высота самой большой дюны около 300 метров. Полоска дюн шириной в 6-10 км простирается с запада на восток на 100 км. Гоби — каменистая пустыня. Песка в ней всего 4%, большая часть приходится на Хонгорын-Элс.

-32

Дюны привлекают не только своим каноничным видом египетской пустыни, но и специфическим «пением песков».

-33

При определённых условиях песчаные мини-лавины, падающие с вершин, создают низкий гул, похожий на звук летящего самолёта. Учёные объяснили этот феномен тем, что поверхность песчинок покрыта тонким слоем сланца, из-за которого песок издает резонансный звук.

-34

В прошлом считали, что это голоса духов, а караванщики обходили Хонгорын Элс стороной, так как верили, что своими песнями дюны, словно древнегреческие морские сирены, зазывают людей к себе, на верную гибель.

-35

Днём цвет песка светло-жёлтый, на восходе и закате барханы окрашивается в золотистый и медный цвета.

-36

На склонах образуются тени, постоянно меняющие форму и положение, что придаёт песчаному массиву выраженную рельефность.

-37

Поверхность дюн очень плотная у основания и рыхлая у вершин. На средние по высоте дюны можно забраться без особого труда. Границы нечёткие из-за движущегося ветром песка. Он летит в рот, глаза, забивается в карманы, обувь.

-38

Провели в Хонгорын-Элс пару часов, пока солнце не скрылось за горизонтом.

-39
-40

На обратном пути поприставали к верблюдам, пьющим воду из невесть откуда взявшейся в пустыне лужи.

-41

Вернулись в Сэврэй и нашли гостиницу. Она работает по звонку. На двери висит номер телефона: звонишь по нему, говоришь «отель, деньги, приходи, открывай», и минут через 15 приходит женщина, которая открывает гостиницу. Условия минимальные, но лучше, чем в палатке. При нас во всём селе вырубили свет, поэтому еду готовили на газовых горелках в свете кемпинговых фонарей. Позже свет дали. Вода есть только холодная, но хотя бы унитаз работал. Сторговались на 600 рублях за человека, хотя хозяйка изначально просила 800.

-42

Общий пробег пятого дня: 260 км. 11 часов с остановками и прогулками.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

← День 4. Почему мы не доехали до Гурвантэса. Потерялись в песках и заночевали в пустыне.

День 6. Ищём лёд в Пади ягнятников.

***

Автор: Алексей Мараховец

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал Trips & UrbEx — несколько интересных историй уже ждут своей очереди!