Найти тему
О Москве нескучно

Кремлёвская набережная: от огромной свалки до красивой московской улицы

Оглавление

Когда здесь появилась набережная? Правда ли, что до неё тут была свалка? Что за огромные павильоны появились здесь в 1872 году? И как менялся облик местности на протяжении 19 века? Какой популярный рынок тут работал, и почему всего лишь неделю в году? А также - неужели в советские годы тут высаживали экзотические растения? И как изменилась набережная за столько десятилетий? Об этом и не только расскажу сегодня.

Мусорный берег

Кремлёвская набережная, пожалуй, самая центральная в Москве по расположению. Однако местом для массовых прогулок она не является. Добраться сюда можно только пешком. Здесь ходит автобус, но у него на всём протяжении набережной лишь одна остановка: около Большого Каменного моста. Из интересного вы тут можете довольно близко рассмотреть Кремлёвские стены. Но больше здесь по сути ничего нет. Многие используют этот отрезок, чтобы пройтись от Большого Москворецкого до Большого Каменного мостов (или обратно).

Что-то похожее на набережную в современном понимании возникло тут лишь в конце 18 века. Хотя ещё при Петре I около Тайницкой башни в 1681 году возвели стеклянный завод. Тогда же берег Москвы-реки здесь кое-где укрепили деревянными сваями. На этом всё закончилось. В 1707-1708 годах на будущей набережной, а также вокруг Кремля и части Китай-города обустроили бастионы и рвы. Опасались, что в город могут попасть шведы. Однако сохранялись они не одно десятилетие. В 1713-м столица переехала в Петербург. На Москву перестали обращать столь сильное внимание.

Будущую Кремлёвскую набережную на карте Москвы 1795 года изображали так. То есть крепостные стены находились почти у берега Москвы-реки. С сайта www.retromap.ru.
Будущую Кремлёвскую набережную на карте Москвы 1795 года изображали так. То есть крепостные стены находились почти у берега Москвы-реки. С сайта www.retromap.ru.

Со стороны будущей Кремлёвской набережной возникло много свободного пространства. Территорию сразу же стали использовать как свалку. Впервые о благоустройстве дороги задумались в 1770-м. На протяжении года набережную обшили брёвнами по проекту архитектора Василия Баженова. Однако мусора после этого здесь меньше не стало. Параллельно с этим некоторые участки начали сдавать под застройку. Там появлялись лавки, маленькие жилые дома и даже погреба.

От помойки до променада

Лишь в августе 1795 года за дело взялись серьёзно. Реконструкцией руководил зодчий Матвей Казаков. Он предлагал соорудить красивые мостовые, высадить пышные деревья и обустроить каменные берега. В принципе всё это в той или иной степени было выполнено. Также сюда подсыпали земли, что помогло выровнять набережную и сделать из неё улицу. Правда срок у работ оказался немаленьким - 5 лет. Историки считают, что Кремлёвская - первая набережная Москвы, которую отделали камнем. Соседние получили новую "одёжку" позднее.

В 1817-1823 годах, после заключения Неглинной в подземный коллектор, Кремлёвскую набережную продлили до улицы Ленивка. По краям появились металлические ограждения. Некоторые историки считают, что их сняли с набережной самой Неглинки. После окончания работ сюда дотянули часть Александровского сада (Нижнего). Он расположился рядом с Водовзводной башней. В целом уже тогда набережная была достаточно привлекательной. Когда прошло ещё несколько десятилетий, деревья стали пышнее и красивее. Появилось уличное освещение. Дорогу замостили булыжником.

В 1872 году на Кремлёвской набережной расположили часть павильонов Политехнической выставки. Чрезвычайно важного события в истории города. Её строения также размещались на Красной площади и в Александровском саду. Мероприятие являлось столь ожидаемым, что к его началу в Москве даже запустили движение конки. Со временем этот вид транспорта добрался и до Кремлёвской набережной. Повозки с лошадьми в 1885 году уже ездили по здешним рельсам.

А вот ждать трамвая пришлось долго. Он тут начал ходить лишь в 1913 году. Из интересного в дореволюционные времена можно отметить Грибной рынок. Это стихийная торговля, которая открывалась всего на одну неделю в году (в первые дни Великого поста). Купить на базаре можно было разные сушёные грибы. Кроме того, тут продавали мёд, варенья, сухофрукты, постные кондитерские изделия и др. Однако уже в 1910-х годах цены здесь выросли, а качество сильно упало. Покупателей стало намного меньше, и вскоре рынок закрылся.

Автомобильная магистраль

После 1917 года с Кремлёвской набережной долго ничего не делали. Она сохраняла свой дореволюционный облик. В 1931-м провели работы по изменению береговой линии. Также снесли остававшиеся ветхие постройки между Водовзводной башней и Ленивкой. То есть там, где потом расположили новый Большой Каменный мост. Но сначала там разбили симпатичный сквер с разноцветными клумбами.

Основной период реконструкции Кремлёвской набережной пришёлся на 1936 год. Именно тогда у неё появились новые гранитные одеяния. Дорожное покрытие полностью заменили на асфальт. Тогда же отсюда исчезло трамвайное движение. Набережная превратилась в широкую проезжую часть с небольшой тропинкой по правой стороне, окружённой деревьями. В 1964-м здесь начали ездить троллейбусы. Спустя 52 года их история также закончилась. В наше время здесь ходит всего лишь один автобусный маршрут.

В целом, с годами Кремлёвская набережная всё больше превращалась в напряжённую автомобильную магистраль. Хотя в 2016 была масштабная реконструкция. Проезжую часть немного сузили, а тротуары наоборот - расширили. Появились новые фонари для освещения набережной. Сквер между дорогой и стеной Кремля в принципе сохранился. Но кажется, что деревьев там стало меньше, чем раньше.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!