Найти в Дзене
ИА REX

Значение ДСНВ: глупость ядерного шантажа

Пообщавшись со знакомыми и почитав сообщения в Сети, с удивлением для себя обнаружил, что многие в нашей стране не понимают смысла объявленной президентом и единогласно одобренной Думой приостановки участия России в Договоре о стратегических наступательных вооружениях, известном ещё как «договор Медведева-Обамы». Тем более, что последовавшие за этим «разъяснения» нашего МИДа и различных специалистов лишь внесли ещё большую сумятицу и окончательно всё запутали.

Ранее на ИА REX: Россия приостановила участие в ДСНВ: ожидание ядерного оружия на Украине

Россия-Украина. Фото: ИА REX
Россия-Украина. Фото: ИА REX

Давайте разбираться. Но прежде должен предупредить, что всё нижеизложенное это частное мнение автора статьи, основанное, как завещал профессор Преображенский из бессмертного булгаковского «Собачьего сердца», на здравом смысле и жизненной опытности.

Ещё по теме

Сначала вывод, а потом аргументы. Итак, объявленная приостановка нашего участия в ДСНВ – наиболее странное и бессмысленное решение Кремля из всех возможных. Почему?

Во-первых, оно по сути не даёт нам никаких преимуществ. Промышленный потенциал Запада гораздо больше и, избавившись от ограничений по количеству произведённых ракет и боеголовок, то есть в случае возобновления бесконтрольной гонки вооружений, они легко смогут получить численный перевес.

Ровно неделю тому назад об этом как раз говорил глава Центра международной безопасности РАН, академик Алексей Арбатов:

«Будет намного хуже. Подсчеты специалистов показывают, что крах ДСНВ позволит США при желании за несколько лет, а с минимальными затратами удвоить и даже утроить численность своих стратегических ядерных боезарядов затем вести намеченное всеобъемлющее обновление ядерных сил при полной свободе рук. Стратегические вооружения – это крайне дорогостоящая и долгосрочная материя. У стратегических вооружений цикл жизни 30–40 лет. А в отсутствие договоров каждая сторона, будет исходить из худшего сценария и закладываться по максимуму. Начнется неконтролируемая, неограниченная гонка вооружений. Мало того что она будет исключительно затратной, но будет увеличиваться угроза войны. Если бы у нас не было договора, то происходящее сейчас на Украине, вполне вероятно, уже подвело бы нас вплотную к грани ядерной войны».

Но и это только половина правды. Дело в том, что, по большому счёту, количество новых боеголовок давно уже не имеет никакого значения, поскольку число ранее созданных в несколько раз превышает необходимый для гарантированного взаимного уничтожения минимум.

Во-вторых, некоторые «эксперты» пишут, что основной смысл решения не в том, чтобы разрушить паритет в ядерной сфере, а в том, чтобы сломать игру Запада, который больше всего боится появления ядерных технологий в руках «неправильных» стран и режимов. Мол, с нашей стороны это такой себе шантаж западных элит, которым придётся как-то объясняться со своим избирателем, если Россия «случайно» передаст ядерные секреты, ну, скажем, Ирану.

Но ведь это в чистом виде логика самоубийцы. Где гарантия, что цепочка безответственных решений не приведёт к тому, что ядерные технологии через наших «друзей» попадут в руки наших же врагов? И тогда вопрос создания Украиной ядерной бомбы перейдёт из области гипотетических возможностей в сферу реальных угроз.

Ну и, наконец, в-третьих. Ядерный шантаж сам по себе – глупейшая стратегия. Скажите мне, что толку пугать оружием, которым ты сможешь воспользоваться лишь один раз с гарантированным летальным исходом для обеих сторон?

Как говорил всё тот же Арбатов, при самом апокалиптическом сценарии всё Северное полушарие и всё Южное полушарие вернутся в неандертальское состояние.

«Разные специалисты дают разные подсчеты вероятных потерь, но все они исчисляются десятками миллионов человек. Однако они не задаются вопросом, что делать, например, с десятками миллионов разлагающихся трупов, с миллиардами крыс-мутантов, разносящих все виды инфекций. Не буду дальше нагнетать кошмары, но ясно, что последствия ядерной войны будут столь ужасны, что немногие выжившие не смогут вспомнить и понять ее причину», – подчеркнул академик.

И потому немудрено, что буквально через несколько часов после громких заявлений Путина, МИД России поспешил, по сути, их дезавуировать: мы из договора, конечно, выходим, но соблюдать будем.

«В целях поддержания достаточной степени предсказуемости и стабильности в ракетно-ядерной сфере Россия намерена придерживаться ответственного подхода и продолжит в пределах жизненного цикла Договора неукоснительно соблюдать предусмотренные им количественные ограничения на СНВ. Кроме того, российская сторона будет и далее участвовать в обмене с американской стороной уведомлениями о пусках МБР и БРПЛ на основе соответствующего соглашения между СССР и США 1988 года», – заявили в нашем внешнеполитическом ведомстве.

Так что по большому счёту вся эта история с приостановкой – чисто демонстративный жест с нашей стороны, не имеющий никакого серьёзного влияния на ситуацию. Другое дело, когда говорят об использовании тактического ядерного оружия, производство которого никогда не подпадало под действие ДСНВ. Но и с ним очень похожая история.

Применить его, не начав при этом Третьей мировой, чисто теоретически вполне возможно, но для того, чтобы это сделать требуется решимость пойти до конца. А вот как раз её мы пока и не демонстрируем.

Автор: Белов Алексей