Продолжая наше знакомство с Муромом мы направляемся на площадь Крестьянина,
где располагается одна из главных современных достопримечательностей города - памятник святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским, открытый в 2012 г.
Место установки памятника выбрано неслучайно - он находится в окружении двух знаковых мест Мурома: Троицкого монастыря и Благовещенской обители, куда мы сейчас и направляемся.
Становление обители
В этом вопросе нам поможет "Житие святого благоверного князя Константина", которое дошло до наших дней в нескольких редакциях (наиболее подробная из них находится в сборнике Московской Синодальной библиотеки XVI-XVII вв.), где сказано, что
"через 207 лет по убиении князя Глеба, сына святого Владимира, в 6731 (1223) г. благоверный князь Константин, услышав о граде Муроме, что он велик и славен, начал просить у отца своего Святослава этот город в удел себе, желая обратить жителей его в веру христианскую... Родитель благословляет своего сына иконою Пресвятой Богородицы, дает ему и "прочие иконы и святые сосуды и книги и все церковное строение, и от бояр и воевод и воин довольно и стенобитное оружие на взятие града Мурома". Получив все сие, князь Константин берет супругу Ирину и сыновей Михаила и Федора и с "радостию касается путному шествию", в крепкой надежде на помощь Божию..."
Добравшись до Мурома, Константин посылает вперед своего сына Михаила, чтобы тот попытался мирным путем урегулировать вопрос о сдаче города, наобещав горожанам массу всяких "льгот".
"Но муромцы не хотели этого, лестию заманили Михаила в город, убили его там, а труп выбросили на съедение зверям и птицам. Но Господь не допустил этого: тело убитого осталось неприкосновенным. Узнав об участии сына, Константин с войском устремляется к Мурому и первым бросается в битву. Муромцы в ужасе бегут в город и тотчас сдаются, закрепляя свою верность клятвою. Князь с честию въезжает в Муром и утверждается на престол."
Первым делом князь возводит церковь "превелику и красну" во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в которой с подобающими почестями было погребено тело убитого князя Михаила.
Что же касается обращения местных жителей в христианскую веру, то этот вопрос оказался весьма сложным и затянулся на некоторое время, т.к. "муромцы были упорны в язычестве".
Однажды, "продолжая упорствовать и в озлоблении они даже решились убить своего князя или выгнать его из города. С орудием они пришли толпой к княжескому дворцу. Узнав об этом, Константин обратился с горячей молитвою перед иконою Пресвятой Богородицы. Молитва была услышана, и благоверный князь безоружный, - только с иконою в руках вышел к толпе. Чудный свет, сиявший от иконы, привел в ужас язычников, они пали ниц м на вопрос князя: зачем они пришли? - единогласно ответили: пришли просить крещения. Затем для желающих креститься установлен был пост, после которого муромцы были торжественно крещены в реке Оке, после чего все в белых ризах отправились в церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, чтобы принести благодарственную молитву Господу..."
В следующей части "Жития..." уже говорится о том, что во времена князя Юрия Ярославича первоначальный Благовещенский храм был обновлен, а далее говорится о том, что
"в некое время Богородица с муромскими чудотворцами во сне явилась некоторой старице Варсонофии и приказали объявить муромцам, что в храме Благовещения почивают нетленно мощи кн. Константина с чады. Вскоре видение повторилось, старица объявила его гражданам. Они пошли и нашли над мощами каменные доски. Чрез немалое время чудотворцы муромские явились в Муроме некоему Петру Псковитину и повелели отправиться ему в город Псков, взять там образ их, стихиры и канон. Петр исполнил повеление и с того времени "уставиша светло праздновати чудотворцам месяца мая в 21 день".
В 1553 г.в Муроме (по пути в Казань) остановился царь Иоанн Васильевич Грозный.
"Он пришел помолиться муромским чудотворцам и дал обет построить здесь каменный храм, если по заступничеству чудотворцев Бог дарует ему победу над врагами..."
Победа была одержана и в 1555 г. царь приступил к исполнению своего обещания: в Муром были присланы каменщики. Однако, когда те начали копать рвы для фундамента нового храма, то
"обрели нетленные мощи благоверного князя Константина и чад его. Тогда собралось в церковь множества народа и "начаша воздавать молебное пение новоявленным чудотворцам". При сем совершилось несколько чудесных исцелений."
Вскоре был построен новый каменный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом в честь Муромских чудотворцев. Царь обеспечил его всем необходимым ("образ, книги, ризы и колокола и на святые мощи покровы и всю церковную утварь") и поручил Рязанскому епископу Гурию освятить его. Святые мощи Муромских чудотворцев при этом были положены в раку
и поставлены в церкви "в пещере". В это же время при новоиспеченном храме и был учрежден мужской монастырь. Царь Иван Васильевич из своей царской казны "дал игумену с братией "милостыню неоскудну", уставную царскую грамоту и "велел на пропитание братии имать ругу".
Примечание:
историки очень внимательно изучили "Житие..." и пришли к выводу, что под именем "Константин" "скрывался" князь Муромский Ярослав (сын Святослава Ярославича Черниговского), правивший в Муроме с 1097 по 1129 гг., "чрез которого насаждена и утверждена была христианская вера в Муроме". При этом, "кроме мирского имени Ярослава, он имел еще и христианское имя Константина; это последнее и сохранилось в церковном предании..." Также было установлено, что "празднования благоверному князю Константину с чадами установлены были в Муроме гораздо ранее собора 1547 г., т.е. собор только, так сказать, санкционировал своим авторитетом уже совершившиеся событие..."
История монастыря
Построенный изначально на царские средства, Благовещенский монастырь и в последующие годы пользовался благосклонностью Московских государей. Так, например, в 1597 г. царь Федор Иванович
даровал монастырю
"для пространства три места дворовых, что меж их монастырской ограды, и были на тех местах посадские дворы".
По грамоте Бориса Годунова обитель получила "на монастырский обиход оброчные озерка", а царь Михаил Федорович повелел давать монастырю
"на фимиам и на ладонь и на вино церковное и на воск и на медь и на просфоры и на хлеб и на соль из Муромских доходов таможенных и кабацких по половине, по 32 рубля по 6 алтын и по две деньги на год".
В 1616 г. Благовещенский монастырь очень сильно пострадал во время нападения на город "шайки Лисовского" (польско-литовское формирование, разорявшее российские земли во время Смутного времени):
"приходили к нам литовские люди и монастырь разорили, в церквах Божьих престолы ободрали и ризы и стихари и поясы и посох, царское богоданное и всякое церковное строение и братию посекли, игумена с монастырем взяли в полон, а кельи пожгли и пономаря в половину пожгли. И от того литовского разорения в монастыре на церквах кровли огнили..." (из челобитной игумена монастыря царю Михаилу Федоровичу в 1619 г.)
Вскоре после этого монастырь, благодаря царской поддержки, быстро восстановился. Однако, в последующей жалованной грамоте царь Михаил Федорович
все-таки добавил:
"и впредь им нам о церковном и монастырском строении челом не бити..."
Всех же своих привилегий Благовещенский монастырь лишился в начале XVIII в., а в 1724 г. над ним и вовсе навис дамоклов меч: было уже подготовлено распоряжение Петра I о закрытии обители и переводе всей братии в Борисоглебский монастырь. Ситуацию спасли местные жители, которые обратились с соответствующим прошением в Святейший Синод.
В 1764 г. Благовещенский монастырь не обошла стороной очередная церковная реформа - у него отобрали все вотчины.
В июне 1792 г. сильный пожар уничтожил большинство монастырских деревянных строений, пострадали и главы церквей. Благодаря "щедротам частных благочестивых жертвователей" монастырь быстро отстроился и "следы пережитого бедствия были заглажены".
В 1812 г. Благовещенский монастырь приютил в своих стенах главные святыни Москвы - Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери,
которые спас от французов архиепископ Августин (в память об этом событии был установлен ежегодный крестный ход из городского собора в Благовещенский монастырь).
В 1919 г. монастырь был закрыт, при этом главный его храм - Благовещенский собор функционировал до 1940 г. В 1942 г. храм снова открыли и он на протяжении многих лет (до 1991 г.) оставался единственным действующим храмом Мурома. Иноческая жизнь в обители возобновилась в 1991 г. ...
Монастырь в наши дни
Ознакомившись с историей монастыря мы, миновав входные врата,
над которыми располагается надвратная церковь во имя св. архидьякона Стефана (построена в 1716 г. на месте деревянного варианта образца 1637 г.)
оказываемся на территории обители, план которой приведен ниже
Сразу заметим, что территория Благовещенского монастыря намного меньше Спасо-Преображенской обители (о которой мы рассказывали ранее) - это фактически прямоугольник размерами всего лишь 110х90 метров, огражденный каменной стеной (построена в 1811-1812 гг.), по углам которой располагаются 4 башни.
Недалеко от входа располагается часовня в честь преподобного Серафима Саровского (2010 г.),
возле которой (под стенами соборного храма) находится местный некрополь.
Среди надгробных плит некрополя мы обратили внимание на этот экземпляр, "принадлежащий" Дмитрию Григорьевичу Зворыкину (почетный гражданин, купец 1-ой гильдии). Возможно, он имеет какое-то отношение к роду Владимира Козьмича Зворыкина (выдающийся русско-американский инженер, родоначальник телевидения, уроженец Мурома).
В восточной стороне монастыря находится Келейный корпус,
построенный в 1830 г. (с 1923 и по 1991 гг. здание использовалось под жилье горожан).
В центре же монастырской территории располагается величественное здание собора Благовещения Пресвятой Богородицы,
который, как уже упоминалось выше, изначально был построен по распоряжению царя Иоанна IV Грозного в 1555 г.
"Благовещенский храм имеет квадратную форму, сложен из тяжеловесного кирпича. Две стены храма - южная и восточная - несомненно сохранились в своем первоначальном виде. Южная стена оканчивается вверху широким карнизом в виде поясков, украшенных сухариками, зубчиками, четырехугольниками. Над карнизом следуют два ряда теремков в виде дугообразных кокошников, украшенных рядом валиков, из коих наружный имеет мысообразную форму. В первом ряду 12 теремков, по три теремка с каждой стороны, во втором только 10 теремков, несколько меньшей формы.
Здание увенчано пятью главами; фонари, поддерживающие главы, утверждены на подставках из теремков той же формы, что и над карнизом, причем у каждого фонаря по 4 теремка, на все четыре стороны... Эти главы сделаны уже в начале XIX столетия после пожара 1792 г., так что первоначальная форма их, может быть изменена...
Паперть при храме перестроена в более позднее время, но крыльцо с шатровой крышей на четырех грушевидных колоннах, соединенных арками с висячими перемычками, имеет древний вид и по архитектуре его можно отнести к XVII веку...
К северо-западной стене Благовещенского храма примыкает теплая церковь с двумя престолами во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и св. Дмитрия, митрополита Ростовского. Первый вариант храма был пристроен в середине XVII века, однако во время пожара 1792 г. его своды были сильно повреждены и храм пришлось перестроить, что и было сделано в 1811 г.
"Колокольня с шатровым верхом, с 8 пролетами и 8 теремками - одного стиля с Благовещенским храмом. Судя по архитектуре она построена несомненно в XVII веке, но уже после 1637 года, так ка до этого в описи монастырского имущества была указана деревянная колокольня, прирубленная к церкви Григория Богослова..."
Примечание: в начале XIX в. на звоннице Благовещенского монастыря насчитывалось семь колоколов общим весом в 430 пудов. Самый большой весил 1600 кг (100 пудов) - он был приложен в 1692 г. князем Михаилом Ивановичем Лыковым. В 1933 г. колокола были сброшены и отправлены в металлолом (они были сделаны из бронзы) на переплавку, а не представляющие ценность колокольные языки были закопаны поблизости от звонницы. В 2010 г. во время строительных работ их и обнаружили...
Несмотря на то, что на протяжении своего многовекового существования Благовещенский собор претерпел ряд конструктивных изменений, он тем не менее является достойным памятником зодчества XVI века.
Возле северо-восточной стороны храма располагается небольшая часовня (2007 г.) - место захоронения угодника Божьего старца иеромонаха Аполлония Муромского (1825-1914 гг.).
Среди других монастырских строений следует отметить 1-й Настоятельский корпус (1810 г.) (с 23 сентября по 2 ноября 1812 г. именно в нем останавливался викарный епископ Московской епархии Преосвященный Августин, который вывез из Кремля перед сдачей Москвы войскам Наполеона общероссийские святыни - чудотворную Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери - о чем мы уже упоминали выше) и
Больничный корпус, построенный в 1909 г.
На этом мы покидаем древнюю Благовещенскую обитель
и направляемся в Троицкий монастырь, расположенный по соседству...
Так что подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации про знаковые места Мурома.
Источники информации:
1. Труды Владимирской ученой архивной комиссии, книга VIII, 1906 г.
2. Материалы Муромского Благовещенского мужского монастыря.