Найти в Дзене
ИНТЕРСЕТ

Муром. Благовещенский мужской монастырь: со времен князя Константина и до наших дней.

Продолжая наше знакомство с Муромом мы направляемся на площадь Крестьянина, где располагается одна из главных современных достопримечательностей города - памятник святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским, открытый в 2012 г. Место установки памятника выбрано неслучайно - он находится в окружении двух знаковых мест Мурома: Троицкого монастыря и Благовещенской обители, куда мы сейчас и направляемся. Становление обители В этом вопросе нам поможет "Житие святого благоверного князя Константина", которое дошло до наших дней в нескольких редакциях (наиболее подробная из них находится в сборнике Московской Синодальной библиотеки XVI-XVII вв.), где сказано, что "через 207 лет по убиении князя Глеба, сына святого Владимира, в 6731 (1223) г. благоверный князь Константин, услышав о граде Муроме, что он велик и славен, начал просить у отца своего Святослава этот город в удел себе, желая обратить жителей его в веру христианскую... Родитель благословляет своего сына иконою Пресвято
Оглавление

Продолжая наше знакомство с Муромом мы направляемся на площадь Крестьянина,

где располагается одна из главных современных достопримечательностей города - памятник святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским, открытый в 2012 г.

-2

Место установки памятника выбрано неслучайно - он находится в окружении двух знаковых мест Мурома: Троицкого монастыря и Благовещенской обители, куда мы сейчас и направляемся.

-3

Становление обители

В этом вопросе нам поможет "Житие святого благоверного князя Константина", которое дошло до наших дней в нескольких редакциях (наиболее подробная из них находится в сборнике Московской Синодальной библиотеки XVI-XVII вв.), где сказано, что

"через 207 лет по убиении князя Глеба, сына святого Владимира, в 6731 (1223) г. благоверный князь Константин, услышав о граде Муроме, что он велик и славен, начал просить у отца своего Святослава этот город в удел себе, желая обратить жителей его в веру христианскую... Родитель благословляет своего сына иконою Пресвятой Богородицы, дает ему и "прочие иконы и святые сосуды и книги и все церковное строение, и от бояр и воевод и воин довольно и стенобитное оружие на взятие града Мурома". Получив все сие, князь Константин берет супругу Ирину и сыновей Михаила и Федора и с "радостию касается путному шествию", в крепкой надежде на помощь Божию..."

Добравшись до Мурома, Константин посылает вперед своего сына Михаила, чтобы тот попытался мирным путем урегулировать вопрос о сдаче города, наобещав горожанам массу всяких "льгот".

Святые блаженные князья Константин и сыновья его Михаил и Феодор Муромские
Святые блаженные князья Константин и сыновья его Михаил и Феодор Муромские

"Но муромцы не хотели этого, лестию заманили Михаила в город, убили его там, а труп выбросили на съедение зверям и птицам. Но Господь не допустил этого: тело убитого осталось неприкосновенным. Узнав об участии сына, Константин с войском устремляется к Мурому и первым бросается в битву. Муромцы в ужасе бегут в город и тотчас сдаются, закрепляя свою верность клятвою. Князь с честию въезжает в Муром и утверждается на престол."

Первым делом князь возводит церковь "превелику и красну" во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в которой с подобающими почестями было погребено тело убитого князя Михаила.

Что же касается обращения местных жителей в христианскую веру, то этот вопрос оказался весьма сложным и затянулся на некоторое время, т.к. "муромцы были упорны в язычестве".

Однажды, "продолжая упорствовать и в озлоблении они даже решились убить своего князя или выгнать его из города. С орудием они пришли толпой к княжескому дворцу. Узнав об этом, Константин обратился с горячей молитвою перед иконою Пресвятой Богородицы. Молитва была услышана, и благоверный князь безоружный, - только с иконою в руках вышел к толпе. Чудный свет, сиявший от иконы, привел в ужас язычников, они пали ниц м на вопрос князя: зачем они пришли? - единогласно ответили: пришли просить крещения. Затем для желающих креститься установлен был пост, после которого муромцы были торжественно крещены в реке Оке, после чего все в белых ризах отправились в церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, чтобы принести благодарственную молитву Господу..."

-5

В следующей части "Жития..." уже говорится о том, что во времена князя Юрия Ярославича первоначальный Благовещенский храм был обновлен, а далее говорится о том, что

"в некое время Богородица с муромскими чудотворцами во сне явилась некоторой старице Варсонофии и приказали объявить муромцам, что в храме Благовещения почивают нетленно мощи кн. Константина с чады. Вскоре видение повторилось, старица объявила его гражданам. Они пошли и нашли над мощами каменные доски. Чрез немалое время чудотворцы муромские явились в Муроме некоему Петру Псковитину и повелели отправиться ему в город Псков, взять там образ их, стихиры и канон. Петр исполнил повеление и с того времени "уставиша светло праздновати чудотворцам месяца мая в 21 день".

В 1553 г.в Муроме (по пути в Казань) остановился царь Иоанн Васильевич Грозный.

Царь Иоанн Васильевич Грозный
Царь Иоанн Васильевич Грозный

"Он пришел помолиться муромским чудотворцам и дал обет построить здесь каменный храм, если по заступничеству чудотворцев Бог дарует ему победу над врагами..."

Победа была одержана и в 1555 г. царь приступил к исполнению своего обещания: в Муром были присланы каменщики. Однако, когда те начали копать рвы для фундамента нового храма, то

"обрели нетленные мощи благоверного князя Константина и чад его. Тогда собралось в церковь множества народа и "начаша воздавать молебное пение новоявленным чудотворцам". При сем совершилось несколько чудесных исцелений."

Вскоре был построен новый каменный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом в честь Муромских чудотворцев. Царь обеспечил его всем необходимым ("образ, книги, ризы и колокола и на святые мощи покровы и всю церковную утварь") и поручил Рязанскому епископу Гурию освятить его. Святые мощи Муромских чудотворцев при этом были положены в раку

-7

и поставлены в церкви "в пещере". В это же время при новоиспеченном храме и был учрежден мужской монастырь. Царь Иван Васильевич из своей царской казны "дал игумену с братией "милостыню неоскудну", уставную царскую грамоту и "велел на пропитание братии имать ругу".

Примечание:

историки очень внимательно изучили "Житие..." и пришли к выводу, что под именем "Константин" "скрывался" князь Муромский Ярослав (сын Святослава Ярославича Черниговского), правивший в Муроме с 1097 по 1129 гг., "чрез которого насаждена и утверждена была христианская вера в Муроме". При этом, "кроме мирского имени Ярослава, он имел еще и христианское имя Константина; это последнее и сохранилось в церковном предании..." Также было установлено, что "празднования благоверному князю Константину с чадами установлены были в Муроме гораздо ранее собора 1547 г., т.е. собор только, так сказать, санкционировал своим авторитетом уже совершившиеся событие..."

История монастыря

Построенный изначально на царские средства, Благовещенский монастырь и в последующие годы пользовался благосклонностью Московских государей. Так, например, в 1597 г. царь Федор Иванович

-8

даровал монастырю

"для пространства три места дворовых, что меж их монастырской ограды, и были на тех местах посадские дворы".

По грамоте Бориса Годунова обитель получила "на монастырский обиход оброчные озерка", а царь Михаил Федорович повелел давать монастырю

"на фимиам и на ладонь и на вино церковное и на воск и на медь и на просфоры и на хлеб и на соль из Муромских доходов таможенных и кабацких по половине, по 32 рубля по 6 алтын и по две деньги на год".

В 1616 г. Благовещенский монастырь очень сильно пострадал во время нападения на город "шайки Лисовского" (польско-литовское формирование, разорявшее российские земли во время Смутного времени):

"приходили к нам литовские люди и монастырь разорили, в церквах Божьих престолы ободрали и ризы и стихари и поясы и посох, царское богоданное и всякое церковное строение и братию посекли, игумена с монастырем взяли в полон, а кельи пожгли и пономаря в половину пожгли. И от того литовского разорения в монастыре на церквах кровли огнили..." (из челобитной игумена монастыря царю Михаилу Федоровичу в 1619 г.)

Вскоре после этого монастырь, благодаря царской поддержки, быстро восстановился. Однако, в последующей жалованной грамоте царь Михаил Федорович

Царь Михаил Федорович
Царь Михаил Федорович

все-таки добавил:

"и впредь им нам о церковном и монастырском строении челом не бити..."

Всех же своих привилегий Благовещенский монастырь лишился в начале XVIII в., а в 1724 г. над ним и вовсе навис дамоклов меч: было уже подготовлено распоряжение Петра I о закрытии обители и переводе всей братии в Борисоглебский монастырь. Ситуацию спасли местные жители, которые обратились с соответствующим прошением в Святейший Синод.

В 1764 г. Благовещенский монастырь не обошла стороной очередная церковная реформа - у него отобрали все вотчины.

В июне 1792 г. сильный пожар уничтожил большинство монастырских деревянных строений, пострадали и главы церквей. Благодаря "щедротам частных благочестивых жертвователей" монастырь быстро отстроился и "следы пережитого бедствия были заглажены".

В 1812 г. Благовещенский монастырь приютил в своих стенах главные святыни Москвы - Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери,

-10

которые спас от французов архиепископ Августин (в память об этом событии был установлен ежегодный крестный ход из городского собора в Благовещенский монастырь).

В 1919 г. монастырь был закрыт, при этом главный его храм - Благовещенский собор функционировал до 1940 г. В 1942 г. храм снова открыли и он на протяжении многих лет (до 1991 г.) оставался единственным действующим храмом Мурома. Иноческая жизнь в обители возобновилась в 1991 г. ...

Монастырь в наши дни

Ознакомившись с историей монастыря мы, миновав входные врата,

церковь во имя св. архидьякона Стефана
церковь во имя св. архидьякона Стефана

над которыми располагается надвратная церковь во имя св. архидьякона Стефана (построена в 1716 г. на месте деревянного варианта образца 1637 г.)

церковь во имя св. архидьякона Стефана
церковь во имя св. архидьякона Стефана

оказываемся на территории обители, план которой приведен ниже

Фотография с сайта https://sobory.ru/
Фотография с сайта https://sobory.ru/

Сразу заметим, что территория Благовещенского монастыря намного меньше Спасо-Преображенской обители (о которой мы рассказывали ранее) - это фактически прямоугольник размерами всего лишь 110х90 метров, огражденный каменной стеной (построена в 1811-1812 гг.), по углам которой располагаются 4 башни.

-14

Недалеко от входа располагается часовня в честь преподобного Серафима Саровского (2010 г.),

-15

возле которой (под стенами соборного храма) находится местный некрополь.

Среди надгробных плит некрополя мы обратили внимание на этот экземпляр, "принадлежащий" Дмитрию Григорьевичу Зворыкину (почетный гражданин, купец 1-ой гильдии). Возможно, он имеет какое-то отношение к роду Владимира Козьмича Зворыкина (выдающийся русско-американский инженер, родоначальник телевидения, уроженец Мурома).

-17

В восточной стороне монастыря находится Келейный корпус,

построенный в 1830 г. (с 1923 и по 1991 гг. здание использовалось под жилье горожан).

В центре же монастырской территории располагается величественное здание собора Благовещения Пресвятой Богородицы,

-19

который, как уже упоминалось выше, изначально был построен по распоряжению царя Иоанна IV Грозного в 1555 г.

-20
"Благовещенский храм имеет квадратную форму, сложен из тяжеловесного кирпича. Две стены храма - южная и восточная - несомненно сохранились в своем первоначальном виде. Южная стена оканчивается вверху широким карнизом в виде поясков, украшенных сухариками, зубчиками, четырехугольниками. Над карнизом следуют два ряда теремков в виде дугообразных кокошников, украшенных рядом валиков, из коих наружный имеет мысообразную форму. В первом ряду 12 теремков, по три теремка с каждой стороны, во втором только 10 теремков, несколько меньшей формы.
-21
Здание увенчано пятью главами; фонари, поддерживающие главы, утверждены на подставках из теремков той же формы, что и над карнизом, причем у каждого фонаря по 4 теремка, на все четыре стороны... Эти главы сделаны уже в начале XIX столетия после пожара 1792 г., так что первоначальная форма их, может быть изменена...
-22
Паперть при храме перестроена в более позднее время, но крыльцо с шатровой крышей на четырех грушевидных колоннах, соединенных арками с висячими перемычками, имеет древний вид и по архитектуре его можно отнести к XVII веку...
-23

К северо-западной стене Благовещенского храма примыкает теплая церковь с двумя престолами во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и св. Дмитрия, митрополита Ростовского. Первый вариант храма был пристроен в середине XVII века, однако во время пожара 1792 г. его своды были сильно повреждены и храм пришлось перестроить, что и было сделано в 1811 г.

-24
"Колокольня с шатровым верхом, с 8 пролетами и 8 теремками - одного стиля с Благовещенским храмом. Судя по архитектуре она построена несомненно в XVII веке, но уже после 1637 года, так ка до этого в описи монастырского имущества была указана деревянная колокольня, прирубленная к церкви Григория Богослова..."
-25

Примечание: в начале XIX в. на звоннице Благовещенского монастыря насчитывалось семь колоколов общим весом в 430 пудов. Самый большой весил 1600 кг (100 пудов) - он был приложен в 1692 г. князем Михаилом Ивановичем Лыковым. В 1933 г. колокола были сброшены и отправлены в металлолом (они были сделаны из бронзы) на переплавку, а не представляющие ценность колокольные языки были закопаны поблизости от звонницы. В 2010 г. во время строительных работ их и обнаружили...

-26

Несмотря на то, что на протяжении своего многовекового существования Благовещенский собор претерпел ряд конструктивных изменений, он тем не менее является достойным памятником зодчества XVI века.

Возле северо-восточной стороны храма располагается небольшая часовня (2007 г.) - место захоронения угодника Божьего старца иеромонаха Аполлония Муромского (1825-1914 гг.).

-27

Среди других монастырских строений следует отметить 1-й Настоятельский корпус (1810 г.) (с 23 сентября по 2 ноября 1812 г. именно в нем останавливался викарный епископ Московской епархии Преосвященный Августин, который вывез из Кремля перед сдачей Москвы войскам Наполеона общероссийские святыни - чудотворную Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери - о чем мы уже упоминали выше) и

Больничный корпус, построенный в 1909 г.

-29

На этом мы покидаем древнюю Благовещенскую обитель

и направляемся в Троицкий монастырь, расположенный по соседству...

Так что подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации про знаковые места Мурома.

Источники информации:

1. Труды Владимирской ученой архивной комиссии, книга VIII, 1906 г.

2. Материалы Муромского Благовещенского мужского монастыря.