Найти тему
История. Факты+мысли

Грозная «игрушка» против танков, созданная врагом трудового народа

ЯНДЕКС-ДЗЕН ПРИСВОИЛ ДОХОДЫ ОТ РЕКЛАМЫ. КАНАЛ РАССЧИТЫВАЕТ НА МАТЕРИАЛЬНЫЙ СТИМУЛ СО СТОРОНЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ. ПЕРЕВОД 100 рублей СПАСИБО ЗА ПОДДЕРЖКУ

В первые же недели войны немцы захватили более 300 предприятий оборонного значения вдоль всей западной границы Советского Союза, очень немногие из которых успели эвакуировать. Кроме того, отступающим частям пришлось уничтожить сотни складов с боеприпасами, чтобы они не достались врагу.

К сожалению, ни тогда, ни потом никто не спросил у автора доктрины о «малой крови» и «чужой территории», почему государство, всю жизнь ожидавшее нападения, сосредоточило такие объекты в самых удобных для потенциального агрессора местах. С другой стороны, Отца народов тоже можно понять – он был совершенно уверен в своем превосходстве над Николаем II, чья Ставка во время Первой Мировой войны не покидала Могилев (занятого немцами 30.06.41).

В результате, следствием переоценки вождем собственной значимости, стал острый дефицит снарядов, мин, взрывчатки и даже гранат. Скоро выяснилось, что оставшихся запасов хватит только на два месяца боевых действий. Но и они распределялись неравномерно, поэтому очень часто обороняющимся войскам было просто нечем остановить танковые клинья противника, что приводило к паническому бегству целых полков и дивизий.

Именно тогда вспомнили о бутылках, наполненных бензином. Впервые их стали использовать в Испании, в сражениях с мятежниками генерала Франко. Затем опыт республиканцев позаимствовали японские солдаты на Халхин-Голе (в основном камикадзе), а наиболее широко стали применять финны, уничтожая советские бронемашины.

7 июля 1941 года, через неделю после того, как члены Политбюро вывели товарища Сталина из депрессии, наделив высшими полномочиями, Председатель ГКО постановил запустить производство
«противотанковых зажигательных бутылок», в количестве 120 тысяч в месяц.

Финны называли эту смесь «Коктейль для Молотова». Во время ВОВ название сократили, а бутылки успешно применялись не только против танков, но и для уничтожения стоящих на земле самолетов, складов и огневых точек.
Финны называли эту смесь «Коктейль для Молотова». Во время ВОВ название сократили, а бутылки успешно применялись не только против танков, но и для уничтожения стоящих на земле самолетов, складов и огневых точек.

Указание Ставки выполнили, однако у таких гранат имелся серьезный недостаток, в виде фитиля, который обязательно надо было зажечь перед броском.
Во-первых, яркий свет и дым демаскировали бойца, делая его удобной мишенью для мотопехоты.
Во-вторых, когда, сотрясая землю, над окопом проносится ревущий стальной монстр, а руки дрожат от волнения (не у всех были железные нервы), даже если быстро выбраться из-под завала и запалить шнур с первого раза, теряются драгоценные секунды и бутылку можно уже не добросить до кормы удаляющегося танка.


Учтя многочисленные замечания с фронтов, правительство объявило конкурс на устранение этой проблемы. И уже через несколько дней, гениальное по своей простоте решение нашел советский ученый Анатолий Качугин, прикрепивший к горлышку ампулу серной кислоты с примесью бертолетовой соли и сахарной пудры. Разбиваясь, эта смесь вступала в реакцию с бензином/керосином и воспламенялась, мгновенно разжигая пламя температурой больше 1000 градусов.

-3

В середине августа 1941 года прошли первые испытания, показавшие наилучшие результаты – содержимое бутылок горело в грязи, во время имитации проливного дождя и даже под водой. Убедившись в эффективности такого вооружения, его производство поставили на поток.

После первого же применения ручного снаряда, пленный немецкий танкист сказал:
- Если бы я знал, что у русских есть такое мощное зажигательное оружие, я бы, не задумываясь, повернул обратно.
Когда ему показали, чем был выведен из строя его танк, он не поверил, что такой игрушкой можно сжечь 29 тонн стали.

Бутылки КС прошли всю войну и успешно применялись даже при штурме Берлина, а про их создателя в открытых источниках говорилось:
«В годы Великой отечественной войны, как и тысячи советских ученых, Анатолий Трофимович Качугин был полон решимости отдать все свои знания и опыт великому делу разгрома фашизма».

Правда, составители этого текста почему-то забыли упомянуть, что потомок княжеского рода Голицыных, получивший образование в императорском университете и Сорбонне, имел на своем счету более полутора сотен изобретений, не запущенных в серию. Например, еще в 1932 году он подал заявку на разработку дистанционной передачи цветного изображения, получив отказ уже на следующий день
(в 60-х годах эту систему закупили во Франции). Поняв, что кремлевских миротворцев ничего кроме оружия не интересует, через несколько месяцев он предложил наркомату обороны самонаводящиеся зенитные ракеты.

Это стало причиной всех дальнейших несчастий, так как проектом живо заинтересовался маршал Тухачевский. В последующие несколько лет они часто встречались - "красный Бонапарт" уважительно пожимал проектировщику руку и рисовал радужные перспективы сотрудничества, не догадываясь, какая судьба ждет их обоих в ближайшем будущем...

После разоблачения высокопоставленного
«предателя и шпиона», настала очередь и «дворянского недобитка», арестованного в 1937. К счастью, уровень коррупции в ГУЛАГе всегда был на высоте, поэтому, спустя два года, жена выкупила находящегося на последней стадии дистрофии мужа, отдав семейные драгоценности. Продуктовый рацион строителей коммунизма был не намного богаче тюремной пайки, поэтому Качугину легко удалось не умереть от переедания в первые дни после освобождения.

С тех пор начались скитания по необъятным просторам родины, поскольку оставаться на одном месте и, тем более, жить в крупных городах было небезопасно. Весной 41-го супругам крупно повезло – Качугин устроился по специальности на кафедру химического факультета Саратовского университета, где их и застала война.
Когда товарищу Сталину стало известно о модернизации зажигательной бутылки, он пригласил ее создателя в Кремль. Отправить гражданина с темным прошлым, на встречу с Хозяином одного, было бы полным безумием, поэтому попутчиком, а заодно и соавтором, стал начальник лаборатории Петр Солодовник (отсюда и название – КС).

После войны Качугин много лет занимался научной работой, но, помня о своем позорном происхождении и преступном прошлом, никогда не возражал, получая отказ на внедрение своих изобретений.

Конечно, талантов в Советском Союзе было не меньше, чем в Российской империи и, если бы Качугина расстреляли в 37-м, обязательно нашлись бы люди, способные его заменить. Только можно не сомневаться, что большинство из них в свое время тоже прошли через сталинские лагеря.

ПРОДВИЖЕНИЕ СТАТЕЙ ЗАВИСИТ ОТ КОЛИЧЕСТВА "ЛАЙКОВ" И ЧИСЛА ПОДПИСЧИКОВ.

Конец 30-х. Поездка из Грузии в Магадан и обратно

А.В. Тарасов - дань уважения, полученная за океаном