Париж отступает под давлением российской дезинформации и наемников группы Вагнера
Французский флаг был приспущен в последний раз в военном лагере Била Загре в Буркина-Фасо в воскресенье, ознаменовав окончание 13-летнего присутствия французских вооруженных сил в западноафриканской стране.
Уход Франции из Буркина-Фасо происходит, когда вероятность увидеть в столице Уагадугу французский триколор меньше, чем российский — и это знаменует быструю и ошеломляющую потерю влияния бывшей колониальной державы.
Около 400 французских военнослужащих были размещены в Буркина-Фасо с 2010 года в рамках усилий Парижа по прекращению захватов заложников, а затем по сдерживанию экспансии террористических группировок в более широком регионе Сахеля. В январе французам был дан один месяц на то, чтобы покинуть страну — решение, которое последовало за периодом растущей нестабильности в стране, включая два государственных переворота в 2022 году.
Вывод войск из Буркина-Фасо - третья неудача для президента Франции Эммануэля Макрона, который, придя к власти в 2017 году, пообещал новый подход к Африке, основанный на “партнерстве равных”. В последние месяцы французам также пришлось покинуть Мали и Центральноафриканскую Республику, что вызвало опасения по поводу эффекта домино по всему континенту, поскольку Макрон сворачивает десятилетнюю операцию своей страны "Бархан" по борьбе с джихадистами в Сахеле.
“Это настоящее испытание для Франции”, - сказал Сейдик Абба, писатель из Нигера и специалист по изучению безопасности в Африке из Университета Валансьена во Франции. “Если Франция не хочет, чтобы инфекция распространилась [по всей Африке], она должна изменить свой подход. В Буркина-Фасо ситуация шаткая. И теперь в Чаде и Нигере люди хотят видеть новый тип партнерства с Францией”.
Согласно местным сообщениям, на Африканском континенте все еще находится около 6000 французских солдат, в том числе 1000 в Нигере и 900 в Кот-д'Ивуаре.
Причины ослабления влияния Франции в регионе Сахель многогранны и уходят корнями в ее колониальную историю, усугубляясь местной политикой, но ее проблемы также являются следствием амбиций России расширить свои позиции на континенте, особенно с начала ее полномасштабного вторжения в Украину.
Елисейский дворец принял это к сведению, и Макрон направляется в Анголу, Демократическую Республику Конго, Республику Конго и Габон на следующей неделе, вслед за январским турне министра иностранных дел России Сергея Лаврова по Мали, Мавритании и Судану.
Поскольку французские войска систематически выводятся, их в некоторых случаях заменяют наемники из российской ЧВК "Вагнер", которую возглавляет союзник Владимира Путина Евгений Пригожин. В Буркина-Фасо военное руководство страны отрицает, что они заключили сделку с группой Вагнера, но в стране были замечены российские наемники.
Поддерживая "Вагнер" на местах, Россия также ведет изощренную и скоординированную информационную войну, грубо искажая образ Франции, которая до сих пор изо всех сил пыталась эффективно нанести ответный удар. “Мы не создали достаточной мягкой силы”, - признал представитель французского правительства, говоривший на условиях анонимности, поскольку они не были уполномочены выступать публично. “Наши послы должны быть более наступательными, когда речь заходит о выдвижении контраргументов, вместо того, чтобы общаться только в рамках институциональных рамок”.
В своей речи в ноябре Макрон утверждал, что армия также должна сосредоточиться на операциях по оказанию влияния перед лицом кампаний дезинформации и попыток манипулировать гражданскими лицами — в частности, в Африке.
“Мы не будем постоянными зрителями этого процесса”, - сказал он. “Мы должны без промедления обнаружить проблему и остановить дальнейшее развитие — но используя демократические [инструменты]”.
Министр вооруженных сил Франции Себастьен Лекорну посетил Берег Слоновой Кости ранее на этой неделе во второй раз менее чем за год, чтобы обсудить условия военного присутствия Франции в регионе. На момент публикации Лекорну находился в Сенегале.
И в попытке дать отпор в виртуальной сфере дипломатии МИД Франции создало новое подразделение для выявления ранних признаков кампаний по дезинформации и предоставления французским чиновникам по всему миру “бэк-офиса”, помогающего реагировать на операции с поддельными новостями.
Снимите ваши перчатки для работы с "Вагнером"
В последние годы Россия развернула волны грубо сфальсифицированных обвинений против Франции в африканских странах, включая Мали, Буркина-Фасо и Центральноафриканскую Республику. Но попытки Франции исправить ситуацию часто терпели неудачу.
Существует “общепринятая асимметрия между либеральными демократиями и авторитарными государствами” в том, как они могут воевать онлайн, утверждает Максим Одине, научный сотрудник Института стратегических исследований Министерства вооруженных сил Франции. “Демократия не может прибегать к дезинформации без эффекта бумеранга”, - добавил Одине. В 2020 году попытки Франции противостоять российским онлайн-кампаниям по дезинформации в Центральноафриканской Республике и Мали с помощью поддельных аккаунтов привели к обратным результатам, когда Facebook раскрыл участие лиц, связанных с французскими вооруженными силами.
Исследование Марка Дюрксена из Африканского центра стратегических исследований, академического учреждения Министерства обороны США, показывает, что нарративы, продиктованные интересами России, включают в себя изображение Москвы как освободительной, антиколониальной силы, выступающей против западного империализма. Франция, напротив, представлена как сотрудничающая с исламистскими джихадистами, крадущая природные ресурсы и изображаемая в видеороликах в виде змей, зомби и крыс.
В преддверии вывода войск Франции из трех ее бывших колоний дискурс против Парижа и Макрона был распространен через официальные поддерживаемые Кремлем СМИ, такие как RT и Sputnik, которые активизировали свои усилия в Африке после того, как были запрещены в ЕС. Параллельно, за прошедший год международное радио Франции (RFI) было запрещено как в Мали, так и в Буркина-Фасо, а вещание "Франс 24" было приостановлено в Мали.
Антифранцузские настроения также усиливаются неформальной армией троллей, производством фильмов, поддельными аккаунтами в социальных сетях, пророссийскими африканскими онлайн-авторитетами и партнерствами с местными СМИ, которые могут быть связаны со “Вселенной Пригожина”, в честь основателя Wagner Group.
“[Русские] счастливы, если молодые люди в Уагадугу или Бамако подхватывают антифранцузские высказывания, - сказал Дюрксен, - но их [главная] цель - прекратить общественные дебаты и закрыть информационное пространство”.
Перезагрузка на фоне опасений "эффекта домино"
По мнению некоторых французских экспертов и законодателей, российская машина дезинформации не была бы столь эффективной в Африке, если бы за последние десятилетия показатели Франции на континенте были лучше. Бывшие французские колонии Мали, Буркина-Фасо и Чад долгое время сохраняли связи с Францией, но входят в число беднейших стран мира. И даже несмотря на то, что французские войска сражаются с джихадистами в Сахеле с 2013 года, безопасность в регионе неуклонно ухудшалась.
“Российская пропаганда пользуется ситуацией, но не создает ее. Это не имело бы никакого значения, если бы мы не накапливали ошибок”, - сказал Арно Ле Галль, депутат от левой оппозиционной партии "Франция непокоренная", который возглавляет группу дружбы Национального собрания Франция-Буркина-Фасо.
Франция сейчас пытается кардинально изменить свои отношения с африканскими странами. Когда в прошлом году Макрон завершил операцию "Бархан", было принято решение играть более вспомогательную роль в Африке.
“Мы должны научиться ‘работать с’ [африканскими вооруженными силами], а не ”вместо" них", - сказал один французский правительственный чиновник, имея в виду успешную совместную работу французских и нигерийских подразделений. Но эти инициативы все еще находятся на относительно зачаточной стадии и пока не получили широкого распространения.
Скорость, с которой французские войска были изгнаны из Мали, Буркина-Фасо и ЦАР, заставила многих наблюдателей задаться вопросом, какая страна повернется спиной к Франции следующей. “Антифранцузские настроения царят повсюду. Вагнер присутствует только в паре стран, но русское повествование присутствует повсюду”, - предупредил представитель французского правительства, который сказал, что опасается не столько эффекта домино, сколько “антифранцузской заразы”, которая подорвет французское влияние и экономические интересы.
Карикатура, циркулирующая в социальных сетях с января, которая может быть связана со "Вселенной Пригожина", изображает солдат из Мали, отбивающихся от французских зомби с помощью наемников Вагнера, а затем аналогичные сцены из Буркина—Фасо. В финальных кадрах солдат из Кот-д'Ивуара тоже приходит к ним за помощью.
“Русские пытаются создавать самореализующиеся пророчества”, - сказал высокопоставленный французский дипломат.