Найти в Дзене
Жорик – историк

Памятник Иуде на Волге — миф или реальность?

Оглавление

В первые годы советской власти большевики занимались не только построением коммунизма и борьбой с классовыми врагами. Дошли у них руки и до объектов монументальной пропаганды. Время старых символов прошло, им на смену должны были заступить герои новой эпохи. В 1918 году специальной комиссией Совнаркома, которой руководила Надежда Крупская, был составлен список исторических персон, "заслуживших благодарность от революции".

Предполагалось увековечить их имена памятниками, которые надлежало поставить в городах, освобождаемых от белогвардейцев. В Российском государственном архиве социально-политической истории сохранилась копия списка с припиской на полях, сделанной рукой Ленина: "величина памятника с пьедесталом — пять аршин" (3,5 метра).

Поцелуй Иуды, литография/ © rambler.ru
Поцелуй Иуды, литография/ © rambler.ru

Иуда с волжских берегов

Кто же оказался на алтаре пропаганды? Наряду с деятелями французской революции — Робеспьером и Дантесом, в списке находился Спартак, Стенька Разин, Софья Перовская. Легенда гласит, что был в том списке и Иуда Искариот. Этого библейского персонажа внес в перечень кто-то из ленинского окружения. По задумке он должен был олицетворять первого борца с религиозным мракобесием.

Почему для установки памятника Иуде выбрали богатый волжский город Свияжск, трудно сказать. Вероятно, потому, что там располагался главный штаб Восточного фронта РККА и именно оттуда красноармейцы собирались штурмовать Казань. В августе в Свияжск прибыл бронепоезд наркома по военно-морским делам, который привез с собой не только Льва Давидовича Троцкого, но и целый десант литераторов, включая поэта Демьяна Бедного и драматурга Всеволода Вишневского. И главное... К бронепоезду прицепом шел вагон, где хранились изготовленные наспех скульптуры новых символов победившей революции от Разина до Иуды.

Остров-град Свияжск. Ныне официально считается селом с 300 жителями/ © evening-kazan.ru
Остров-град Свияжск. Ныне официально считается селом с 300 жителями/ © evening-kazan.ru

Его-то и решили первым установить в освобожденном от белых Свияжске. Сделали это в середине августа — посреди городской площади поставили гипсовую фигуру Иуды, грозящего кулаком небу, провели подобающий митинг, да забыли о памятнике предателю Христа. А простоял он недолго — уже через полмесяца его то ли по-тихому снесли, то ли наоборот, разбили вдребезги. Но к осени 1918 года на городской площади уже ничего не было, а после смерти Ленина там появился скромный бюст в память о нем.

Вот, собственно, и вся история, в которую многие охотно верят. Но был ли на самом деле памятник Иуде Искариоту?

Датский сказочник

Начнем, как и подобает настоящему следствию, с показаний очевидцев. А их нет. Казалось бы такой случай должен был быть описан если не самим Троцким в своих воспоминаниях, так хотя бы пролетарским поэтом Демьяном Бедным или Вишневским. Но нет. У первого есть, правда, поэма «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна», где поэт возвеличивает Иуду, но там ни слова про памятник.

Нет никаких документальных воспоминаний свидетелей того события, хотя при желании можно было найти людей, присутствовавших на митинге — случай ведь не рядовой. Тогда откуда вообще родился миф о свияжском Иуде?

Из книги "Красный Сад" датского дипломата Хеннинга Келлера, который в те годы работал в России. В ней есть целая глава, посвященная установке памятника в Свияжске с описанием подробностей процесса. Только вот подробности эти мягко говоря настораживают. Во-первых, Келлер упоминает "красного еврея", который открывал монумент. Если речь идет о Троцком, то странно было бы дипломату не знать второе лицо в большевистской России.

Гипсовый Иуда в Свияжске, поставленный на время перфоманса в 2018 году/ © evening-kazan.ru
Гипсовый Иуда в Свияжске, поставленный на время перфоманса в 2018 году/ © evening-kazan.ru

Во-вторых, еврей был, по словам Келлера, одет в стальной(?) шлем с — внимание! — семиконечной красной звездой, а после установки памятника устроил орудийный салют и организовал массовый пролетарский поцелуй, который передавался по цепочке всем присутствующим.

Ну ведь бред же! Это из той же серии, что и балалайки, водка и медведи на улицах. Кстати, сам дипломат в 1943 году признавался в одном из интервью, что немного увлекся "художественной обработкой" при написании книги.

А дальше произошло закономерное. Вся белоэмигрантская пресса, которая писала о цинизме большевиков, упоминая памятник Иуде в Свияжске, цитировала "Красный Сад" Келлера (правда, без ненужных подробностей о семиконечной звезде и массовом поцелуе). Вторила им и Русская Православная церковь за рубежом.

Как латыш превратился в Иуду

В советское время это событие постепенно стерлось из памяти людей, но с крушением СССР случился ренессанс легенды. Новые журналисты воскресили воспоминания и в качестве доказательств реальности этого события стали использовать все ту же белоэмигрантскую прессу. Голос тех историков, которые утверждали, что в архивах нет никаких сведений об установке памятника, тонул в общем хоре "большевистских обличителей".

Кто-то нашел даже местную жительницу по фамилии Курашова, которая в то время была ребенком, но отчетливо помнила процесс установки Иуды с кулаком, грозящим небу. Только весь фокус в том, что до первоисточника добраться невозможно — о Курашовой говорят местные гиды, которые почерпнули информацию о ней на городском интернет-форуме из сообщения какого-то анонимного пользователя. Разыскать его не получилось. Тупик.

Но ведь не на пустом же месте возникли разговоры о "свияжском Иуде"? Просто так это не придумаешь, наверняка же был какой-нибудь повод.

Да, был, отвечают историки, которые смогли его раскопать и добраться до источника слухов. Сделал это нижегородский краевед Сергей Головин. В августе 1918 года на станции Свияжск прошли похороны красного комбрига Яна Юдина — первого командира знаменитых латышских стрелков. Это он разработал план по освобождению Казани от каппелевцев, но был смертельно ранен накануне осколком разорвавшегося снаряда.

На его могиле был установлен памятник, а созвучие "Юдин — Иуда" вполне могло породить слух, что большевики поставили в Свияжске памятник Иуде. Слухи в ту пору распространялись быстро, расходились словно круги по воде, обрастая многочисленными подробностями. Вот и дошли они, по всей вероятности, до ушей датского дипломата Келлера, который придал им художественную форму, присочинив для красного словца стальной шлем с семиконечной звездой и массовый поцелуй в губы.

Ян Юдин, первый командир латышских стрелков/ © Public domain
Ян Юдин, первый командир латышских стрелков/ © Public domain

И вроде бы можно поставить в этой истории точку, но ведь до сих пор находятся журналисты и даже православные священники, которые заученно повторяют революционную легенду. Так, в 2010 году о свияжском Иуде рассказала "Российская газета", а несколькими годами позже руководитель пресс-службы Московского патриархата священник Владимир Вигилянский в интервью заявил о попытках "реабилитации предателя Христа", которые устроили большевики в 1918 году.

Да, они, разумеется, не были ангелами и воевали с православием жестокими методами. Но говоря о зверствах и богохульствах надо опираться на реальные факты (или хотя бы на их отсутствие), а не на досужие домыслы.

Внимательный читатель спросит: а как же быть с документом из архива со списком исторических личностей, о котором написано в начале статьи? Он действительно существует. Но среди 66 разношерстных имен — от Спартака до Шопена — нет никакого намека на библейского персонажа. Изготовить памятник Иуде Искариоту просто так, по своей личной прихоти, распорядиться Троцкий, конечно, мог... Вопрос — зачем это было нужно "демону революции"?

Факты — вещь упрямая, способная опровергнуть любые мифы. Например, в отношении трех спорных событий, произошедших в разное время в ходе Великой Отечественной войны 👇:

(При написании статьи была использована информация с сайтов: vesti.ru; vesti.ru; aif.ru; beloedelo.com)