В августе 1973 на Центральном Телевидении СССР начался показ военной драмы длиной в 12 серий. О внедрённом в высшие эшелоны Третьего рейха советском разведчике. Показ первоначально планировали приурочить ко Дню Победы, но по политическим мотивам его пришлось отложить: в эти дни Генеральный секретарь ЦК КПСС собирался с визитом в ФРГ.
Премьерный показ настолько впечатлил советского зрителя, что по многочисленным просьбам фильм повторили уже через 3,5 месяца. А одним из самых преданных зрителей стал большой любитель кино и фронтовик Леонид Ильич Брежнев. Легенду о том, что он распорядился найти полковника Исаева и наградить его Золотой Звездой Героя Советского Союза знают, наверное, все.
Вячеслав Тихонов после этой кинокартины приобрёл такую славу и популярность, какой не имел ни один советский актер, ни до, ни после. И это не преувеличение. Народная любовь к фильму и его героям не исчезла до сих пор. Ну а в 1976 году его создателей удостоили Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, в 1978 году - Премии Комитета Госбезопасности СССР. Ещё через несколько лет авторов и исполнителей главных ролей наградили орденами и медалями.
Режиссёр Татьяна Лиознова сразу решила делать картину чёрно-белой. Чтобы было сходство с документальным кино и фильмами тех лет. Это добавляло эффекта правдоподобности происходящему на экране. Кроме того, в фильме много настоящих документальных вставок, поэтому хотелось, чтобы киноряд был однородным. Поэтому раскраска фильма Первым каналом в современной России была большой глупостью. Поколению «Next» этот фильм неинтересен, а поколения из СССР и оставшиеся в живых актёры встретили данный эксперимент крайне неприязненно.
Съёмки фильма начались в 1971 году. Предстояла поездка в ГДР, где нужно было снять крупные планы со Штирлицем в Берлине, а также сцены с провокатором Клаусом. В том числе и его убийство. Однако последнее сорвалось из-за Льва Дурова, который решил поиздеваться над комиссией, дававшей разрешения на выезд за рубеж.
На собеседовании Дурова спросили, как выглядит советский флаг. В ответ он на полном серьёзе описал пиратского «Весёлого Роджера». Комиссия, всё ещё надеявшаяся, что актёр перестанет дурачиться, попросила назвать столицы республик СССР. Дуров в ответ выдал исключительно русские города. За границу его не пустили. Поэтому ликвидацию агента пришлось снимать в подмосковном лесу
В Германии Тихонова чуть не арестовали. Однажды он направился на съёмочную площадку из гостиницы в ставшей для него привычной форме штандартенфюрера СС. Бдительные немцы, посчитав актёра фашиствующим молодчиком, вознамерились сдать его в полицию. Инцидент получилось уладить мирно.
К воссозданию исторической достоверности советская сторона подходила серьёзно, постоянно привлекая консультантов фильма. Любые детали в одежде и знаках различия строго соблюдались. Костюмы шили специалисты по военному обмундированию. А немецкая сторона подвела. Массовку одели так безграмотно, что переоблачать их пришлось нашим художникам по костюмам. Специально для этого из Москвы было доставлено 60 ящиков одежды 1940-х годов.
Привезли и больше ста белых рубашек для Штирлица. Стирать их было некому и некогда, а штандартенфюрер не мог выглядеть замарашкой с несвежим воротничком или грязными манжетами.
Ещё о рубашках. Зрители заметили привычку или нервный тик Мюллера: он постоянно дёргал шеей. Лиознова сочла это гениальной находкой Броневого, этим движением он как бы подчёркивал свою раздражительность. Всё было проще – воротнички рубашек, пошитых для него, оказались слишком узкими и актёр непроизвольно дёргался. Но получилось очень органично.
Большим поклонником фильма стал Фидель Кастро. Однажды он заметил, что на заседаниях правительства каждый день отсутствуют то один, то другой, то сразу несколько министров. Советники шепнули, что те сбегают, чтобы посмотреть очередную серию недавно поступившей из СССР кинокартины. Как мудрый правитель, Кастро не стал наказывать подчинённых, а потребовал доставить копию фильма в свою резиденцию. Все 12 серий он посмотрел за раз, на это ушло больше 14 часов. С тех пор часто просил поставить ему "17 мгновений".
Консультантами фильма были бывшие нелегалы, но всё же действующие сотрудники КГБ. Поэтому по распоряжению Ю.В. Андропова их имена из титров вырезали. Пускай для зрителя они и остались неизвестными, большое им спасибо за качественно проделанную работу. Что там говорить, если даже Генсек посчитал показанные события и их героев достоверными
Фильм «Офицеры» стал одним из любимых у зрителей нашей страны
Телефильм «Благочестивая Марта» - ещё один шедевр Яна Фрида
Если бы не Сталин, фильм «Весёлые ребята» мог лечь на полку