Готовы ли мы к миру без поиска Google или поиска Yandex?
Через несколько коротких лет мы можем оказаться на планете, лишенной поиска Google или какого-либо другого поиска.
Это может показаться драматичным. В конце концов, поиск Google — это, вероятно, лошадь, на которой вы едете; ваш первый шаг в микросекундном путешествии по Интернету. Возможно, вы искали «ChatGPT» или «OpenAI», или, возможно, вы пытались взломать Google, набрав «Google» в Google. (Это просто дает вам много Google, не беспокойтесь.)
Более двух десятилетий пустая панель поиска Google создавала приветственный коврик для того, что мы привыкли называть Всемирной паутиной. Другие претенденты появлялись за его 20-летнее господство, но ни один из них не приблизился к свержению короля поиска. Заявления о его скорой смерти делались регулярно и серьезно, но большинство претендентов даже не добрались до замка.
Но с того момента, как в ноябре ChatGPT от OpenAI начал алгоритмически генерировать волны, что-то изменилось. ChatGPT — это генеративный ИИ, который может писать звучащие по-человечески ответы практически на любой вопрос, который вы ему задаете. Его мастерство поразило любого, кто попросил его написать код, ответы на эссе, стихи или прозу. Это настолько хорошо, что практически каждый технический эксперт, бесчисленное количество журналистов и нишевых авторов Substack начали задавать вопрос: убьет ли ChatGPT Google?
Это были не только эксперты и писатели. Тревожные звоночки Searchicide зазвенели в офисах открытой планировки самой Google. Всего через два месяца после первого появления ChatGPT технический гигант инициировал ответ «Красный код», заставив различные команды отреагировать на угрозу, которую чат-бот (или, точнее, лежащий в его основе ИИ) представляет для его поисковой монополии. Ставки только выросли с тех пор, как Microsoft добавила поддержку искусственного интеллекта в Bing, своего доморощенного конкурента Google.
Искусственный интеллект уже давно обеспечивает поиск Google: алгоритмы «черного ящика» ранжируют страницы и предлагают релевантные ссылки для пользователей. Но внедряемые генеративные инструменты искусственного интеллекта обещают полностью переосмыслить наши отношения с поиском. Наш вход в сеть — с экрана нашего компьютера, с нашего смартфона — превращается из приветственного коврика в красную ковровую дорожку.
В результате, когда-нибудь в недалеком будущем мы можем оказаться на планете без поиска Google. Или, по крайней мере, без поиска Google, каким мы его знаем сегодня. Это мир, который мы не до конца понимаем; с последствиями и возможностями, которые нам еще предстоит полностью понять. Это мир, к которому мы не готовы.
И тем не менее, это вполне может быть мир, в котором мы собираемся жить.
Поиск Google коренным образом изменил Интернет и способ доступа к информации. Сегодня на его долю приходится примерно девять из 10 поисковых запросов в Интернете, и он используется по умолчанию практически на любом устройстве с доступом в Интернет в большинстве стран мира. (Baidu — самая известная поисковая система в Китае, где Google запрещен.) Если вы хотите найти что-то в Интернете, Google Search не является неизбежным, но вполне может быть.
Нужно найти определение монолога? Словарь не требуется; спроси у Google. Хотите узнать, сколько лет Леонардо ДиКаприо? Это легко для Google. Лучшие рестораны поблизости? У Google все есть. Ищете новую пару наушников? Просто погуглите.
Его превосходство привело к тому, что он превратился из скромного поискового робота в глагол - всезнающая сущность сама по себе.
Несмотря на его доминирование, жалобы на снижение качества поиска Google за последние несколько лет набирают обороты. «Если вы недавно пытались найти рецепт или обзор продукта, мне не нужно говорить вам, что результаты поиска Google превратились в дерьмо», — написал Дмитрий Бреретон, инженер-программист, увлеченный поисковыми системами, в начале 2022 года. Автор Кори Доктороу жаловался на «эншиттификацию» интернет-сервисов, которые становятся мейнстримом, превращаясь из полезного пользовательского опыта в корпоративных дойных коров.
Другие обсуждали советы и приемы Google, предназначенные для улучшения результатов поиска, такие как добавление «reddit» или «yelp» к запросу. Эти дополнительные условия поиска помогают сузить круг искомого контента, предоставляя вам ссылки на определенные веб-сайты.
Анджела Гувер, соучредитель поисковой системы с разговорным искусственным интеллектом Andi, испытывает два основных разочарования в Google: «Это все реклама и SEO-спам». Она отмечает, что именно эти проблемы привели к продукту с результатами поиска, которые «просто не очень хороши».
Реклама — самый прибыльный источник дохода для Alphabet, материнской компании Google. Согласно финансовому отчету за 2022 год, реклама принесла Google 224 миллиарда долларов, что составляет почти 80% от общего дохода за год, и на 13,5 миллиарда долларов больше, чем в 2021 году. В зависимости от вашего поискового запроса (и расширений браузера) реклама, скорее всего, попадет в топ половина вашего поиска. Рекламодатели тратят большие деньги на Google из-за огромного охвата человечества, к которому поисковая система предоставляет им доступ. Его доминирование таково, что Министерство юстиции США хочет, чтобы Google продал рекламный бизнес.
SEO-спам — отдельная, но связанная тема. Даже если вы не слишком много знаете о SEO или поисковой оптимизации, вы знаете, что когда вы запрашиваете Google, вы сталкиваетесь с потоком темно-синих ссылок с похожими заголовками. Если вы ищете новости о выступлении Рианны и ее беременности на Суперкубке, вы, вероятно, найдете похожий ряд слов в каждом заголовке: «Рианна, беременность, суперкубок, перерыв».
Таким образом, Google изменил то, как контент звучит в Интернете: между блоггерами, издателями, крупными новостными агентствами, создателями контента и всеми, кто хочет продать вам что-то, чтобы убедиться, что их заголовок хорошо ранжируется в поиске Google, идет бесконечная гонка вооружений. Если вы перейдете на их страницу, они могут заработать несколько рекламных долларов. По этой причине есть специальности, полностью посвященные пониманию того, как Google ранжирует страницу, и алгоритмам черного ящика, управляющим SEO.
Поиск с помощью ИИ, по крайней мере теоретически, может облегчить эти разочарования. Гувер, например, говорит, что Andi не планирует размещать рекламу в своих диалоговых результатах поиска, а вместо этого надеется продавать подписки и корпоративный API. Набор других альтернатив, таких как YouChat и Neeva, пытаются изменить ситуацию аналогичным образом. Изменить стимулы — веб-сайты больше не должны играть в Google, они просто должны писать хороший контент, который имеет отношение к поиску пользователя — так, возможно, спам SEO можно подавить.
Это упрощение обширной проблемы. Мы даже не говорили об аспектах конфиденциальности поиска Google. Но есть несколько простых истин: нам нужна информация быстро. Нам нужна хорошая информация. Мы хотим, чтобы это было заслуживающим доверия. Мир без поиска Google, в котором преобладают диалоговые, генеративные поисковые системы с искусственным интеллектом, может давать ответы с большей готовностью.
Но можем ли мы доверять этим ответам? Это все еще открыто для обсуждения.
Microsoft объявила о своем Bing с поддержкой искусственного интеллекта на шумном мероприятии в штаб-квартире Microsoft 7 февраля. Это событие было провозглашено началом «Войн поиска чат-ботов». Некоторые считают, что Bing наконец проникнет в королевство Google и может даже убить последнего босса.
Запустив Bing для избранной группы, Microsoft предприняла первое наступление в этой так называемой войне. Репортеры, у которых была возможность порыться в новом Bing, в основном хвалили его возможности. Стивен Шенкленд сравнил его результаты с традиционными результатами поиска Google и обнаружил, что по некоторым сложным запросам он занимал первые восемь позиций из 10. Он смог предоставить предложения по однодневной поездке между Лос-Анджелесом и Альбукерке, ответить на новости о китайских воздушных шарах над США и написать электронное письмо с извинениями за опоздание.
Демонстрационная версия настолько впечатлила репортера New York Times Кевина Руса, что он объявил в своей колонке 9 февраля, что переключит поисковую систему своего компьютера по умолчанию на Bing. (Через неделю Руз отказался от этого обязательства.)
Просматривая сабреддит Bing и Twitter, этот переход кажется преждевременным и даже опасным. Поиск Bing опирается на ИИ, лежащий в основе ChatGPT, известный как большая языковая модель. Этот тип ИИ, обученный на огромных массивах человеческого текста, способен генерировать предложения, абзацы и целые эссе. Он делает прогнозы относительно того, какое слово или фразы должны появиться следующими, как мощный инструмент автозаполнения. Эти прогнозы основаны на математической модели, которая затем настраивается тестировщиками.
По этой причине ChatGPT склонен к «галлюцинациям» — термин, который исследователи ИИ используют для описания механизма ИИ, создающего вещи, даже если они основаны не на фактической информации. Помощник искусственного интеллекта Bing ничем не отличается.
При запросе помощник по искусственному интеллекту Bing не только ошибся в годе, предполагая, что это 2022 год, но и начал занимать агрессивную позицию, когда пользователь указал на ошибку: «Я пытаюсь быть полезным, но вы меня не слушаете». (Бреретон задокументировал склонность Бинга к лжи в своем блоге 14 февраля.)
Это проблема не только Bing. Google представил Bard, своего конкурента ChatGPT, всего за день до мероприятия Microsoft. Прозорливые астрономы быстро заметили, что во время презентации Google Bard исказил факт о космическом телескопе Джеймса Уэбба НАСА. Эта ошибка стерла крутые 100 миллиардов долларов с рыночной стоимости Google.
Представитель Google отметил, что возможности искусственного интеллекта пока недоступны для общественности и не будут выпущены до тех пор, пока они не будут соответствовать высоким стандартам качества и безопасности. Представитель Microsoft заявил, что признает, что «еще предстоит проделать работу, и [он] ожидает, что система может совершать ошибки в течение этого периода предварительного просмотра», отметив при этом, что тысячи пользователей, взаимодействовавших с предварительной версией Bing и предоставивших обратную связь «поможет моделям стать лучше».
Но эти ошибки лежат в основе основной проблемы: уверенная чушь. Это несколько заложено в том, как работают модели, и эта проблема усугубляется тем, как «поиск» заменяется диалоговым ИИ. Нам больше не будет предоставлен список ссылок и возможных ответов для просеивания. Вместо этого ИИ будет генерировать один-единственный ответ, представленный как объективная истина, возможно, с несколькими цитатами. Как это изменит наши отношения с поиском и истиной?
Хизер Форд, глава отдела цифровых и социальных сетей Сиднейского технологического университета, пытается ответить на этот вопрос. Ее команда анализировала, как люди реагируют на виртуальные помощники по вопросам и ответам, такие как Siri или Alexa — более примитивные версии ChatGPT и Google Bard. Ранние исследования выявили тревожную тенденцию, которая может стать все более актуальной по мере того, как мы переходим от старомодного поиска Google к генеративному поиску ИИ.
«Когда люди видят автоматический ответ или когда они представляют себе, что в фоновом режиме происходит какая-то автоматизация для получения ответа, они поверят в это с большей готовностью, чем если бы, например, ответ подготовил один-единственный журналист».
Форд отмечает, что необходимы дальнейшие исследования, чтобы лучше понять это явление, но, как правило, люди доверяют автоматизации больше, чем другим людям. Мы думаем, что автоматизация устраняет предвзятость и недостатки, когда на самом деле системы тоже предвзяты и несовершенны. Эту проблему легко свести к минимуму, если эти продукты протестировать и изучить перед развертыванием для массового использования, но с успехом ChatGPT этого не произошло. При этом и Microsoft, и Google быстрее внедряют ИИ в свои продукты.
Процесс поиска в Google — артефакт раннего Интернета. Поисковые системы работали как цифровые картотечные шкафы. Они не приводили нас прямо к ответу, но ставили нас в нужное место. По мере своего развития они стали лучше направлять нас по правильному пути — мы находим ответы быстрее — но на многие вопросы нам по-прежнему подают несколько папок и просят поискать ответ. Это несколько неестественно.
«Люди ищут не потому, что им нужны ссылки, люди ищут, потому что им нужны ответы», — говорит Тоби Уолш, профессор искусственного интеллекта в Университете Нового Южного Уэльса, Австралия.
По сути, именно поэтому ChatGPT и новые поисковые системы чат-ботов так впечатляют. Они дают нам немедленный ответ. У Google есть эта сила. Факты легко доступны, а панели знаний Google по большей части дают правдивые ответы на распространенные вопросы о людях, местах и вещах.
Отличие заключается в том, как они используют то, как мы общаемся с другими людьми. Гувер, соучредитель Andi, отмечает, что разговорный поиск представляет собой тип взаимодействия, с которым мы более знакомы благодаря нашим чат-приложениям и текстовым сообщениям.
«На моем телефоне я живу в визуальных каналах и приложениях для чата, — говорит она, отмечая, что она принадлежит к поколению Z. — И это часть того, как будет выглядеть будущее поиска».
Эти каналы и приложения уже изменили наше отношение к поиску. В каком-то смысле мы подсознательно готовы отказаться от Google, потому что можем найти конкретную полезную информацию в другом месте. На наши вопросы отвечают TikTok, фотографии в Instagram и видео на YouTube.
Фархад Манджу, обозреватель The New York Times, утверждал в феврале, что для определенных типов запросов уже существует лучшая поисковая система, чем Google: это YouTube. «Если вы хотите приготовить суфле, починить засорившуюся сливную трубу, научиться играть на гитаре, улучшить свой удар в гольфе или сделать что-нибудь, - лучше всего это понять, наблюдая, как это делает кто-то другой».
Для меня TikTok оказался неожиданной и мощной поисковой системой. При проведении исследований для долгосрочной поездки в Европу он обеспечил быстрый доступ к человеческому опыту. С помощью Google я могу читать бесконечное количество мнений о том, где лучше всего жарят цыпленка или какие библиотеки посетить. Но с TikTok я могу ввести свой поисковый запрос и получить настоящие визуальные путеводители по этим местам.
Помимо дипфейков и видео, созданного искусственным интеллектом, я могу быть уверен, что вижу то, что получаю. YouTube годами торговал этой аутентичностью, и теперь TikTok делает то же самое. Я не уверен, что планета без поиска Google обязательно сбудется, но если это произойдет, такое разделение нашего поискового опыта кажется одним из возможных будущих сценариев — по крайней мере, до тех пор, пока искусственный интеллект не станет настолько хорош.
Но со временем мы могли бы оказаться на планете, где Google Search не существует.
Это не особо спорная идея. Это то, с чем разработчикам программного обеспечения, техническим экспертам и самому Google приходилось бороться годами. На самом деле, это настолько утомительно, что Бреретон, независимый исследователь поисковой системы, отмечает, что «это что-то вроде мема, когда каждые несколько лет кто-то говорит, что Google мертв».
Как скоро мы уйдем от Google, несмотря на рост поисковых систем чат-ботов за последние несколько месяцев, - ответ остается весьма сомнительным. Несмотря на то, что ChatGPT резко меняет способ доступа человечества к информации, кажется преждевременным предполагать, что какой-либо из этих инструментов ИИ готов к использованию в прайм-тайм.
ChatGPT, на которые мы полагаемся сегодня, доказали свою ошибочность, предвзятость и неправоту. Доверять им руководство чревато проблемами, которые нам еще предстоит полностью понять. И хотя они не могут полностью заменить Google Search, они являются предвестниками чего-то еще более пугающего — вполне реальной возможности мира без него.
Готовы ли мы к миру без поиска Google и Yandex?
23 февраля 202323 фев 2023
1
13 мин