Найти тему
Искры

Главные фильмы недели: что смотреть в «Победе» 23 февраля — 1 марта?

Эхо Московского международного фестиваля архивных фильмов
25 февраля — 1 марта

О фестивале развёрнуто (многобукв)

С 25 февраля по 1 марта в «Победе» Эхо II Московского международного фестиваля архивных фильмов — кинопрограмма по итогам проводящегося Госфильмофондом мероприятия, составленная из раритетов и обнаруженных в архивах лент.

Эти фильмы долгое время были доступны лишь кинозрителям столицы, в Новосибирске они будут представлены впервые.

Новосибирская программа состоит из забытых и недооценённых современниками фильмов, объединённых в два тематических блока. Один, «Белые одежды. Врач на экране», посвящён образу медика в советском кино, он подготовлен киноведом Евгением Марголитом; второй, «Третья из трёх (проблемные фильмы проблемной эпохи)», составлен легендарным киноведом Наумом Клейманом, это подборка фильмов, названных современниками «неудачными» или «ошибочными», несмотря на то что их сняли крупнейшие режиссёры эпохи. Марголит и Клейман будут предварять каждый сеанс вступительным словом в онлайн-формате.

«Генеральная линия» (реж. Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, СССР, 1929)
25 февраля, 16:30.

Кадр из фильма «Генеральная линия». Фото: vpobede.ru
Кадр из фильма «Генеральная линия». Фото: vpobede.ru

Агитационный фильм-эпопея о социалистическом переустройстве российской деревни.

Фильм открытия программы-фестиваля. Показ немого фильма пройдёт с цифрового носителя, музыкальное сопровождение лауреата международных конкурсов Антона Смирнова (фортепиано). Фильм представит по видеосвязи историк кино, киновед Наум Клейман. Сюжет традиционный для агитационного фильма: безлошадная крестьянка Марфа Лапкина вместе с участковым агрономом и бедняками организовывает в деревне молочную артель, коллективизации вредят местные кулаки, не все бедняки сознательны, но на помощь деревне приходят рабочие-шефы, которые помогают артели получить первый трактор. В финале десятки тракторов пашут артельную землю, за рулём одного из них — героиня.

В фильме режиссёр использовал инновационные методы монтажа, он утверждал, что это первая картина, смонтированная по принципу зрительного обертона.

Авторская редакция не вышла на экран, картина была перемонтирована по требованиям цензуры и в новой редакции под названием «Старое и новое» вышла на экраны в 1929 году. После выхода фильм был раскритикован в фельетоне Ильфа и Петрова «1001-я деревня».

«Простой случай» (реж. Всеволод Пудовкин, Михаил Доллер, СССР, 1930)
25 февраля, 19:00.

Кадр из фильма «Простой случай». Фото: vpobede.ru
Кадр из фильма «Простой случай». Фото: vpobede.ru

История о том, как герой Гражданской войны уходит от верной жены, а потом возвращается.

Фильм был снят по мотивам фельетона Михаила Кольцова «Устарелая жена». Вот как о первом просмотре этого фильма вспоминал режиссёр Леонид Трауберг: «Сценарий был не совсем типичным для тех лет. Герой — командир Красной армии, женатый на весьма милой боевой подруге, — вдруг увлёкся какой-то пикантной дамой. Возникла семейная драма, расставание. Всем очень нравилось окончание сценария: «переживающий» муж и жена едут на извозчике по московской мостовой, молчат, о чём-то думают, и вдруг извозчик поворачивает к ним неизвестно почему улыбающееся лицо и говорит (надпись): «А вот и Мясницкая!»

В показанных мне кусках ни Мясницкой, ни извозчика, ни мужа, ни жены, ни — увы! — пикантной дамочки не было. Вообще никаких человеческих лиц. Только взрывающиеся розы и томительно падающие капли.

Пудовкин жадно следил за тем, как я принимаю материал, и, когда возник свет, заявил экспансивно: «Правда ведь изумительно!»

Музыкальное сопровождение (в записи) Ивана Гребенщикова (фортепиано), фильм представит по видеосвязи историк кино, киновед Наум Клейман.

«Одна» (реж. Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, СССР, 1931)
26 февраля, 17:15

Кадр из фильма «Одна». Фото: vpobede.ru
Кадр из фильма «Одна». Фото: vpobede.ru

Один из первых звуковых фильмов СССР.

Сюжет: учительница заканчивает педагогический техникум, собирается выйти замуж, мечтает о хорошей жизни, но её отправляют в село, на Алтай. Там она сначала чужда нуждам местных жителей, но потом становится защитницей бедноты от кулака и бюрократа — председателя сельсовета.

Кулаки бросают её замерзать в степи, но советская власть не бросает учительницу. Председателя сельсовета снимают с должности, а для спасения тяжело больной Кузьминой правительство присылает аэроплан.

Прощаясь, она обещает вернуться. Фильм сохранился без шестой части, первоначально был снят в немом варианте, а затем был озвучен. Одна из первых работ Дмитрия Шостаковича в кино.

«Изящная жизнь» (реж. Борис Юрцев, СССР, 1932)
26 февраля, 19:15

Кадр из фильма «Изящная жизнь». Фото: vpobede.ru
Кадр из фильма «Изящная жизнь». Фото: vpobede.ru

Немая комедия об английском матросе, ставшем строителем ДнепроГЭСа.

Единственный сохранившийся фильм режиссёра, основателя советской бытовой комедии. Юрцев — ученик Сергея Эйзенштейна, играл Рыжего клоуна и мать Глумова в постановке учителя «На всякого мудреца довольно простоты», снимался у него в «Стачке». В середине 30-х был сослан на Колыму (донос) после неудачной шутки в адрес Ягоды. После освобождения в Ашхабаде снял в 1941 году свой последний фильм «Стебельков в небесах». Сюжет «Изящной жизни»: молодой английский матрос Фрэд Тодес черпает свои знания о жизни из бульварных романов, но, увлечённый мечтаниями, опаздывает на вахту и оказывается в толпе безработных.

После долгих мытарств он поступает матросом на советский пароход, оказывается в стране Советов и после приключений и недоразумений отправляется на ударную стройку…

Фильм получился частично звуковой, частично немой, снимали в Одессе, в роли матроса — юный Борис Тенин, много раз впоследствии сыгравший комиссара Мегрэ.

«Закон и долг» (реж. Котэ Марджанишвили, СССР, 1927)
27 февраля, 19:00

Кадр из фильма «Закон и долг». Фото: vpobede.ru
Кадр из фильма «Закон и долг». Фото: vpobede.ru

Душераздирающая драма о столкновении страсти и долга.

Производство Госкинопрома Грузии, видный реформатор театра снял кино по мотивам новеллы Стефана Цвейга «Амок», в котором чувствуется неожиданная отрыжка эстетики Серебряного века. Врач-британец в одной из азиатских колоний империи лечит местное население, ища выход из депрессии в алкоголе и наркотиках.

К нему обращается жена богатого европейца, забеременевшая от любовника-туземца. Доктор требует, чтобы в благодарность женщина отдалась ему, она, оскорблённая, уходит. Врача мучают угрызения совести, он находит её, но поздно, она умирает после тайного аборта.

Муж умершей не верит фальшивому диагнозу и везёт тело жены на вскрытие в Европу, но давший обещание хранить тайну доктор сталкивает гроб в море и сам бросается в пучину. Музыкальное сопровождение показа (в записи) композитора, саунд-дизайнера Ксении Кручински, фильм представит по видеосвязи главный искусствовед Госфильмофонда Евгений Марголит.

«Право на женщину» (реж. Алексей Каплер, СССР, 1930)
28 февраля, 19:15

Кадр из фильма «Генеральная линия». Фото: vpobede.ru
Кадр из фильма «Генеральная линия». Фото: vpobede.ru

О праве женщины учиться и получить профессию любой ценой.

Показательный фильм о «новой женщине», один из двух фильмов, снятых Алексеем Каплером в качестве режиссёра. В прокат не вышел, картину объявили упаднической. Героиня фильма уходит от мужа, не разрешающего ей учиться, забирает с собой ребёнка и поступает в мединститут. Ребёнок заболевает и умирает, но даже это потрясение не в силах вернуть женщину к прежней жизни: она продолжает учёбу в институте и становится хирургом.

«Утренний обход» (реж. Аида Манасарова, СССР, 1979)
1 марта, 19:00

Кадр из фильма «Генеральная линия». Фото: vpobede.ru
Кадр из фильма «Генеральная линия». Фото: vpobede.ru

Несколько дней из жизни хирурга Льва Нечаева.

В главной роли — главный интеллигент советского кино Андрей Мягков, играющий трагедию обычного хорошего человека, помогающего другим и спасающего их, но растерявшего смысл своей жизни и превращающегося в циника — типичная фигура в кино эпохи брежневского застоя.

«Бешенство»
(реж. Дмитрий Дьяченко, Россия, 2021)
С 23 февраля

О фильме одним предложением

Психологический триллер и мрачная притча о людских аддикциях.

О фильме развёрнуто (многобукв)

Проблема отцов и детей не сходит с российского экрана в самых разных изводах. В этой картине бывший бизнесмен Игорь (Алексей Серебряков) скрывается в тайге с сыном Вовкой (Всеволод Володин), у него финансовые проблемы, у сына — ломка, поэтому герой решает отсидеться в алтайской глуши, где лечит сама природа. Пока он сурово воспитывает сына, им приходится столкнуться с вызовом посерьёзнее — нашествием больных бешенством волков…

Фильм, пишут, лишён нравоучительности и «упакован» в жанр захватывающего «мужского» экшен-триллера, на протяжении которого через борьбу с заражёнными животными люди наконец начинают борьбу со своими пороками. Без медведя, естественно, не обойдётся — тайга же.

«Чекаго»
(реж. Николай Рыбников, Россия, 2022)
С 23 февраля

О фильме одним предложением

Молодёжный криминальный триллер из Хакасии.

О фильме развёрнуто (многобукв)

Первый за полвека полнометражный народный хит, снятый в Хакасии, собрал в Сибири уже 200 тысяч поклонников. Молодой выпускник ВГИКа взялся за историю друзей в провинциальном городке, который находится прямо на пути наркотрафика из Средней Азии в Сибирь. Решив поехать в Москву строить музыкальную карьеру, Никита хочет подзаработать, друг детства предлагает перевезти сумку с наркотиками…

Чекаго в фильме — это городок Черногорск неподалеку от Абакана, молодёжь действительно называет его Чекаго, режиссёр подчёркивает в интервью, что старался во всём быть точным и близким к реальности.

Последнее кино, снимавшееся в Хакасии, — «Хозяин тайги» с Высоцким. Что получилось у молодого режиссёра — смотрите сами.

«Марлоу»
(реж. Нил Джордан, США, Ирландия, Франция, 2022)
С 23 февраля
IMDb 5.8

О фильме одним предложением

Очередное дело легендарного сыщика на склоне лет.

О фильме развёрнуто (многобукв)

Филиппа Марлоу придумал почти сто лет назад Рэймонд Чандлер, он написал шесть законченных романов о расследованиях частного лос-анджелесского детектива, по мотивам которых было снято несколько фильмов и в золотую пору Голливуда, и потом. Сам Чандлер много работал для киностудий как сценарист (блестящий!), в снятых по его романам картинах самый известный Филипп Марлоу — Хэмфри Богарт из Big Sleep Говарда Хоукса, неожиданной была «деконструкция» Ричарда Олтмена «Долгое прощание» и ещё один Big Sleep в 70-е с пожилым Ричардом Митчумом. В 70-е стартовал целый марафон сериалов по мотивам чандлеровских романов и новелл, Марлоу вышел в тираж и стал едва ли не главным воплощением частного детектива в стиле нуар, архетипом, как Мегрэ или Холмс в своих жанрах. Естественно, была написана и куча книг-продолжений и подражаний. Одна из них — «Черноглазая блондинка» Бенджамина Блэка (псевдоним ирландского букеровского лауреата Джона Бэнвилла).

Вот её по дружбе (он дружит с Бэнвиллом) и решил экранизировать оскароносец Нил Джордан, подававший очень большие надежды на рубеже веков: «Жестокая игра» и «Завтрак на Плутоне» до сих пор в топе моих персональных рейтингов.

В фильме Марлоу должен отыскать пропавшего любовника некой гламурной девицы — дочки кинодивы. Марлоу играет Лиам Нисон, а кинодиву — Джессика Лэнг. Уже этого достаточно, чтобы бросить всё и броситься в кино. Поиски пропавшего жиголо, который то ли был сбит автомобилем возле модного клуба, то ли не был, приводят Марлоу в тёмный мир нарко- и сексторговли. Марлоу Нисона — громоздкий, меланхоличный пережиток прошлого, не столько циничный, сколько уставший от бесконечной коррупции и двуличия, с которыми он сталкивается. В «Марлоу» цитируют Кристофера Марлоу, елизаветинского поэта и драматурга, есть ссылка на Джеймса Джойса, но, естественно, основа визуальности фильма и его raison d'etre, главная причина существования, — это шляпы-федоры, сигареты, бокалы с виски и длинные ноги опасных блондинок.

Подробное расписание сеансов смотрите на сайте кинотеатра «Победа».

Сергей Самойленко

Читайте больше статей на сайте iskry.life.