Первые письменные документы доходят до нас от шумерской цивилизации. Происхождение и ранняя история шумеров плохо изучены. По предположению, некие племена, говорящие на шумерском языке (чье происхождение и родовая относительность также затемнены), пришли с севера и расселились в Нижней Месопотамии. Шумеры подчинили себе местное население, но быть хозяевам этой земли вечно им было не суждено. В третьем тысячелетии, также с севера пришли аккадцы (семитский народ), ведомые Саргоном. Они захватили шумерские города и установили свою власть. Еще до этого на территории Месопотамии стал оформляться шумеро-аккадский симбиоз. Победители ассимилировали культуру побежденных, но в плане творческого духа два народа различались.
Для шумеров была характерна особая религиозная специфика. Символом божественного существа выступала рогатая тиара, почитался бык, что дошло еще от неолита. Божественного почитания заслуживало грозовое небо с раскатами грома, который уподоблялся реву быков. «Всякое божественное существо…представлялось как небесное; именно поэтому боги и богини лучились очень сильным светом»[1].
В первых шумерских текстах находит отражение классификационная и систематизаторская работа жрецов. Изначально пребывала триада Великих Богов, за ними следовал триада богов планетарных. Затем следовали многочисленные божества рангом ниже. Шумерская религия словно бы изначально выглядит древней. Обнаруженные тексты фрагментарны и лишь с трудом поддаются интерпретации. Великими Богами были Ан, Энлиль и Энки. Ан, судя по его имени, был богом небесным. Он должен быть, кажется, главным богом в пантеоне, но уже в древнейшие времена он обнаруживает свойства «праздного бога». Более активными были Энлиль (бог воздуха, «Великая Гора») и Энки (Владыка Земли, бог оснований). По шумерским представлениям Землю держит на себе Океан, но считать Энки богом вод является ошибкой.
Космогонических текстов шумеров не обнаружено, но по некоторым намекам в других (не собственно космогонических) текстах можно провести реконструкцию. Богиня Намму считалась «породившей Небо и Землю», прародительницей богов. С этой первоматерью отождествлялась водная стихия. Путем партеногенеза Намму рождает первую пару божественных сущностей – Ан (небо) и Ки (Земля), которые являются воплощением мужского и женского начал. Эта пара находится как бы в слиянии иерогамии и от их союза происходит Энлиль – бог воздуха. Судя по всему позже Ан поднимает небо вверх, а Энлиль забирает с собой мать – Землю, тем самым осуществляется разделение Земли и Неба.
Начала мира описываются как совершенные и прекрасные – «древние дни, когда всякая вещь была сотворена совершенной». Рай ассоциировался с Тильмуном – прекрасной страной, что не знает горестей, болезни и смерти. Элиаде полагает, что райскость Тильмуна была некой стагнацией. В Тильмуне спал бог Энки, который проснувшись соединился с богиней Нингирсу, в результате чего (последовательно) на свет явилось еще несколько богинь, с каждой из которых Энки также соединялся. Позже имела место и божественная драма, когда Энки съел некое растение, судьбу которого он должен был задать. Нингирсу разгневалась на бога-супруга и «перестала смотреть на него взглядом жизни». Бог заболел и чуть было не умер, но позже сама же Нингирсу излечила его.
Существует как минимум четыре шумерских текса, в которых объясняется происхождение человека. Возможно кардинальные различия в них намекают на множественность традиций. Первый миф рассказывает о том, что человеческие существа выросли из земли, подобно растениям. По иной версии человека сотворили из глины божественные мастера, а богиня Намму слепила ему сердце, Энки же дал жищнь. В других текстах творцом людей объявляют богиню Аруру. Наконец есть традиция, повествующая о том, что человек был сделан из крови двух богов Лахму, которых для этого принесли в жертву.
Подобные темы и мотивы сотворения человека встречаются во многих вариациях по всему миру. Речь идет (в двух из четырех традициях) о том, что человек как бы позаимствовал у богов их субстанцию – дыхание у Энки или кровь у Лахму. Это означает, что не было непроходимой границы между человеческой и божественной формой существования. Человек, при этом, был создан для того чтобы служить богам, которые нуждались в пище одежде. Культ понимался как служба богу, но при этом люди вовсе не являлись рабами богов, а именно их слугами. Жертвы людей воспринимались как добровольное приношение – знак верности. Возможно стоит сказать даже о том, что люди были не просто слугами богов, а их подражателями – соработниками. Боги отвечают за космический порядок и люди должны следовать их требованиям, в силу того что те отвечают заданным нормам – указаниями (ме). Нормы направлены на то, чтобы обеспечить порядок в мире и в человеческом обществе. Указания устанавливают судьбу всего сущего, всей жизни. Указания объявляются божественным актом намтар. В ходе Нового Года боги как бы «фиксируют» судьбу предстоящих двенадцати месяцев.
Космический порядок подвержен нападениям, постоянно нарушается – «Большим змеем», стремящимся вернуть мир в хаос, а затем под воздействием людских ошибок. Здесь вступает мотив искупления, с помощью ритуалов люди должны «очищаться» от своих опасных ошибок и заблуждений. Новогодний праздник (акитиль – «сила, возрождающая мир») является точкой в которой мир как бы творится заново, перерождается.
Так же важно (в том числе и в космогоническом смысле) было строительство храмов. Храм – это дворец бога – священное пространство. Боги задали шумерские города в начале творения, сделали их священными центрами, модели городов присутствуют на небе – воплощенные в звездах. Так же с неба был спущен и институт царской власти, вместе с характерно символикой – тиарой и троном. Вторично все это было ниспослано на землю после потопа.
[1] М. Элиаде. История веры и религиозных идей. Т.1. с. 58.