Найти тему
Путь пилота

Мысли о EASA ATPL - европейской лицензии линейного пилота

Эта статья написана больше пяти лет назад - ещё до того, как Россия рассорилась с западными странами, и даже до того, как мир закрылся на пандемию. В те далёкие времена, живя в Москве, ещё можно было легко строить планы на будущее, а ещё купить билет на самолёт в любую точку мира и уехать на пару недель, взяв с собой пару карточек российских банков. Очень много всего произошло с тех пор.

Картинка из будущего - видел этого красавца на одном из аэродромов
Картинка из будущего - видел этого красавца на одном из аэродромов

Итак, идёт лето 2017 года. У меня в кармане первая пилотская лицензия - чешская PPL (Private Pilot License - свидетельство частного пилота) и непреодолимая тяга к полётам. Ради её удовлетворения я работаю как бешеный и понемногу перевожу процессы на удалёнку.

Я до сих пор в сомнениях, где продолжать учиться. Очень сильно привлекает Америка, но пугает расстояние. Если мне нужно будет ненадолго съездить в Москву, это будет долго и дорого по сравнению с Европой. Ну и смущает всякое разное вроде транспортной проблемы (в Европу можно и на своей машине, то есть проблемы нет), общей стоимости жизни, и применимости FAA лицензии за пределами американских континентов. Зато там все говорят на английском (по крайней мере, должны), есть возможность работать некоторое время в рамках производственной практики (по F1-визе), сильно менее замороченная теория и намного более загруженное воздушное пространство (опять же, достоверно не знаю, но предполагаю, судя по картам). Ремарка из будущего: теперь уже знаю вполне достоверно.

В общем, как обычно: время идёт, а бездействие не способствует результату. Посему было принято решение подписаться на онлайн-курс ATPL от какой-нибудь школы. Конечно, нужно будет приехать на очные три недели обучения, но это уже детали. В конце концов, даже если я соберусь в США, знание европейской теории мне не повредит, а потом, если понадобится, со сданной теорией конвертировать FAA CPL в EASA ATPL будет проще.

Стал смотреть разных провайдеров, обнаружил явных лидеров рынка (bristol и CATS). Ещё меня впечатлил aviationexam, но это всё-таки просто банк вопросов, а не школа. Решение было таким: покупаем книги (сейчас у меня уже есть оксфордские, но очень хочу ещё бристольские), берём самую дешёвую теорию, покупаем доступ к банку вопросов от той же bristol и aviationexam (или ищем школу, у которой с ними партнёрка).

В конце концов, материал в книгах примерно одинаковый, где-то побольше, где-то поменьше. Так зачем платить больше? Вообще в вопросах цен меня ждало неожиданное: оказывается, у CAA (управление авиации) разных стран разная стоимость экзаменов! Нет, я понимаю, что разные страны, но ведь вроде бы есть EASA, вся такая унифицированная.

Отличилась, как обычно, Британия, где комплект экзаменов вылезет за пределы 1000$ даже без пересдач. По этой причине сразу же отвалились bristol и CATS в их оригинальной версии: какой смысл? Книги я могу купить и так (тем более что в комплект они всё равно не входят), а переплачивать больше 1500$ за программу для подготовки и офлайн-уроки я не вижу смысла: летать в UK я особо не планирую, и совершенно не уверен, что инструкторы-англичане всегда лучше чехов, поляков или литовцев, при этом цены отличаются раза в полтора-два. А цены на экзамены так вообще больше чем в пять раз. Ладно бы их ещё вручную проверяли, дак нет же, всё же уже автоматизировано!

Кажется, я уже проговорился, на каких странах в итоге остановил выбор =)

В общем, сейчас ищу комплект бристольских книг (не знаю, насколько он отличается от оксфордских, но я всё равно хочу бумажную версию, так пусть будут разные) и школу в Чехии, Польше или Литве, у которой есть партнёрка с aviationexam. Последнее условие необязательно, просто приятный бонус. Если не будет, я его отдельно куплю. Равно как и доступ к bgsonline. Может, я перестраховываюсь, но на примере PPL разные вопросники оказались совершенно нелишними.

Чехия возглавляет список, ибо там я уже был и мне там в принципе нравится, Литва попала в список из-за географического положения (да, на 1000 км ближе), равно как и Польша. Ещё я смотрю на Венгрию, но она по расстоянию сравнима с Чехией, и особых преимуществ я не вижу. Про остальную Европу я подумаю, когда придёт время интенсивной практики: если погода в вышеуказанных странах будет не очень, а я буду не в США, то надо будет рассматривать более тёплые страны вроде Греции или Испании. В конце концов, я выбрал модульный путь, поэтому мне уже не важно, чтобы теория и практика были в одной и той же школе или даже в одной и той же стране.

Пока не покупаю доступ к вопросникам - может, оно прилетит вместе с теорией бонусом. Читаю оксфордские книги, ищу бристольские. В общем, путь продолжается.

Основной журнал: https://airman.pro