949 подписчиков

Охотничья культура – национальное достояние России

364 прочитали
Некрасов на охоте
Некрасов на охоте

«Национальное достояние - абсолютное общественное благо, не имеющее собственника в лице одного человека, но в то же время принадлежащее целой нации» Культура — это то, что человек создает в своей жизни и оставляет своим потомкам. Культура есть всё, что не природа. Не только театры, музеи, библиотеки, а вообще вся среда обитания человека, им непрерывно создаваемая. И «остаточный принцип финансирования» культуры есть разрушение этой самой среды. Давно сложились представления о внутренней иерархии культуры. На вершине — богословие, философия. Ниже — искусства, науки, словесность. Затем — политическая и хозяйственная культура. А фундамент всего — культура бытовая. К понятию «культура» весьма близко понятие «традиция». И можно считать, что это вообще одно и то же. Пока живы русские – русская культура и есть русская традиция. Не стало римлян, и римская культура осталась только в музеях. Когда подчеркивают, что Англия — страна традиций, тем самым утверждают, что это страна высокой культуры. Русская культура одна из самых разнообразных и богатейших в мире. Культура – та часть национального достояния, которая отличает цивилизованный народ от варварского племени. Без своей культуры, традиций и обычаев народ не имеет своего лица. Охотничья культура включает в себя такие области, как способы и методы охоты, обращение с оружием, подготовку охотничьих собак, охотничий язык, охотничьи традиции, литературу, музыку, изобразительное искусство, охотничьи музеи и т. д. Очень точно и подробно Елизавета Целыхова раскрывает понятие культуры, связанной с охотой: «Охотничья культура будет являться совокупностью достижений человечества в области охотничьей деятельности, всем тем опытом, который был накоплен за время существования и активности человека-охотника». Охотничья культура постоянно развивается, все дальше отдаляясь от средневекового варварства. Охотничья культура есть: 1) совокупность достижений человечества в области охотничьей деятельности, теоретический и практический опыт, накопленные за время существования и активности человека-охотника; 2) правильная организация процесса охоты, включающего в себя осуществление подготовительных мероприятий, выслеживание, преследование, добычу зверя, а по необходимости – добор подранка; 3) высокий уровень развития приемов и методов охоты и обработки трофея или иной охотничьей продукции; 4) этика и нравственная составляющая охоты; 5) совокупность охотничьих археологических памятников определенного периода. Добыча зверя, его правильная разделка и употребление в пищу – важная часть охотничьей культуры, апофеоз охоты. Здесь не действует псевдогуманный рыболовный принцип – поймал-отпустил. Не получится жить, никого не убивая. Комбайн, собирающий зерно, убивает за сезон больше зверушек, чем один охотник. Нужно просто понять и принять это. Охота и охотничья культура - часть нашего национального культурного достояния. Давайте с честью хранить это, чтобы можно было спокойно и с гордостью говорить: «Я – охотник!».
Многовековой охотничий промысловый опыт в России хранит множество уникальных способов и методов добычи зверей, птиц и рыб. Их охотно перенимали за пределами страны - это народное достояние! Много веков формировался особый богатый охотничий язык – «сленг», особенно у борзятников и гончатников. Уникальная подготовка и охота с отечественными охотничьими собаками - это как отдельный вид жизнедеятельности со своим укладом, традициями, этикой и языком. Наставничество и преемственность в воспитании «культурного охотника с собакой», культурный этический кодекс судей-экспертов в охотничьем собаководстве – это уникальное культурное достояние
!
Российский охотник
– прежде всего культурный охотник, заботливый хозяин и друг природы. Охота на любую дичь, помимо спортивных элементов, содержит в себе многие эстетические и этические моменты, различные охотничьи традиции, писаные и неписаные законы и правила. Соблюдение всех этих норм и правил, всей охотничьей этики должно стать привычкой, независимо от того, остается ли охотник один на один с природой или находится на охоте вместе с товарищами. Без этого не может быть настоящего, охотника, основным свидетелем и судьей которого должна быть собственная совесть. Вопросы этики и культуры охоты, чрезвычайно важны в современном обществе. Слово "этика" включает в себя понятие о морали, о правилах поведения человека в обществе. В данном случае это имеет прямое отношение и к культуре охоты, поскольку здесь идет речь о Национальном достоянии России. Настоящий охотник должен стремиться прежде всего к сохранению, приумножению дичи, а охота является для него закономерным завершением его труда, вложенного в охотничьи угодья. В настоящее время в нашей стране насчитывается около 2 миллионов охотников. В их числе есть опытные культурные охотники, неопытная молодежь, незнакомая с хорошими охотничьими традициями, есть «хозяева жизни» из числа чиновников и людей с достатком, которым наплевать на все правила и традиции. Подготовка в охотники, поручительства, знание охотминимума упразднены прозападными законодателями. Поэтому вопросы охотничьей этики в наше время приобретают особое значение еще и потому, что поголовье целого ряда видов дичи находится в сложном положении. И от культуры охоты во многом зависит дальнейшее сохранение, увеличение численности и улучшение структуры поголовья зверей и птиц. К понятиям о чести и совести охотника нужно отнести и заботу о дичи, ее охране и приумножении. Формирование культурного охотника происходит не только в процессе охоты, но и во время его трудового участия в ведении охотничьего хозяйства, особенно когда это участие востребовано и активно.
Охота была издревле одной из «вечных тем» не только деятельности человека, но и его творчества. Охотничьи образы не раз встречаются и в устных преданиях, и в первых образцах отечественной письменности. Киевский князь Владимир Мономах (XII в.) в своем "Поучении" отводит охоте особый раздел, приравнивая охотничьи подвиги к подвигам на ратном поле. В "Слове о полку Игореве" безымянный автор показал себя не только охотником, но и зорким наблюдателем мира животных. Величавые былины, воспевающие богатырей, рисуют их не только непобедимыми воинами, но и смелыми охотниками. Народные сказки и песни донесли до нас облик русского охотника, смело идущего на медведя и вепря с копьем или рогатиной, метко добывающего "каленой стрелой" высоко пролетающую птицу. Это наш фольклор - и песни, и сказки, и пословицы весело и уважительно воздали должное охотничьим мытарствам!
Глубокое и многостороннее выражение охота нашла в русской художественной литературе. А. С. Пушкин, не будучи охотником, создал тем не менее незабываемые картины охотничьего быта. В лице Троекурова, одного из главных персонажей «Дубровского», показан барин-борзятник, на псарне которого щенята содержались в лучших условиях, чем крепостные крестьяне. А действие в «Барышне-крестьянке» развертывается и протекает на фоне охоты. Н.А.Некрасов всю жизнь, с малых лет, был страстным охотником. Многие замечательные произведения Некрасова созданы в результате его охотничьих скитаний. Его произведения с полным правом можно назвать «Записками охотника» на языке поэзии. Прекрасные стихи И.А.Бунина об охоте. «Записки охотника» И.С.Тургенева - одна из самых обаятельных книг в нашей классике. А. П. Чехов тоже уделял внимание охотничьему жанру. Многочисленные рассказы Д. Мамина-Сибиряка. Произведения написанные А.И.Куприным. Не станем тревожить слишком отдалённые времена, а перечислим блестящую плеяду писателей за последние 150 лет: Лев Толстой, Аксаков, Фет, Алексей Толстой, Гумилёв, Пришвин, Астафьев, Дриянский, Черкасов, Соколов-Микитов, Арамилёв, Паустовский, Смирнов, Казаков, Бианки. В научно-популярной литературе труды известных биологов Кайгородова, Мантейфеля, Спангенберга, Формозова. И многочисленные статьи и книги других специалистов: кинологов, собаководов, зоотехников. Традиции русской охоты, давно сроднившись с произведениями этих мастеров литературы и искусства, стали весомой частью наследия нашей национальной культуры. Именно в душах писателей - охотников впервые зародилась тревога за просторы русской земли, за спасение природы, за спасение нравственности. Вот что писал С.Т. Аксаков, предугадывая сегодняшний день России: «Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности».
А утром на рассвете скачут к бору Охотники, а с ними егеря. И, след найдя, спускают гончих свору, Азартно зверя гонят, в рог трубя.
Охотничьи сигналы, подаваемые рогом, несли и практическую, и эстетическую нагрузку. Они наполняли охоту ярким колоритом и прочно утвердились в сознании охотников, как символ классической псовой охоты. Это явление имеет очень древнюю историю. В разных странах проходят фестивали и конкурсы "Роговой музыки". К сожалению, сегодня охотничий рог, рожок, волторну, сигнальную трубу постепенно вытесняет "звуковой сигнал" в навигации, применяемый на охотничьих собаках. Множество мировых шедевров классической музыки написаны на охотничью тему. Антонио Вивальди – Концерт «Осень» (L’Autunno) Часть 3 "Охота", Иоганн Себастьян Бах – «Охотничья кантата», Ференц Лист – этюд «Дикая охота», Жан-Батист Морен – кантата «Охота на оленя», П.И.Чайковский – Времена года – шумная «Охота» (сентябрь). Генрих Хоманн и всем известный "Егерский марш" в исполнении многих оркестров мира. Опоэтизированная в живописи и скульптуре охота представляет собой солидный пласт отечественной культуры. Россия всегда была богата талантами, достойными почитания. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Пренебрегать ею есть постыдное малодушие». «Охота - древнейшее занятие человека, обеспечивавшее ему выживание, а охотники - самые древние художники. Изображения охотничьих сцен находили на стоянках пещерных людей и на античных фресках, на древних мозаиках и миниатюрах средневековых манускриптов. На протяжении веков (если не тысячелетий) охота вызвала к жизни тысячи картин, рисунков и гравюр по всему свету» – авт. В.Панкратов. Изображения охоты, охотничьих собак, зверей и птиц, природы на охоте в иностранной и русской живописи представлены очень широко. Савицкий, Лебедев, Рубо, Репин, Серов, Бенуа, Васнецов, Суриков, Рябушкин, Самокиш, Комаров, Владимиров, Лансере, Галкин, Техменев, Похитонов, Муравьёв, Кузнецов, Богатов, Френц, Маковский, Кившенко, Зичи, Мако, Литовченко, Шварц, Перов, Швабе и другие фамилии художников, чьи изображения охоты, природы и народа российского наполняют лучшие музеи России.
«Стоит ли говорить о том значении, какое имеют для всех, изучающих породы охотничьих собак, дошедшие до нас иконографические материалы по той или иной породе. Картины, акварели, рисунки художников, на которых изображены охотничьи собаки, портретные зарисовки собак, наконец, фотографии — вот тот материал, знакомство с которым обязательно для всех, серьезно интересующихся историей пород. Нам нужно знать, с чего начиналась у нас в России та или иная порода и как она эволюционировала» – автор Н.Пахомов.
Каждая культура живёт, пока живы её носители. Меняющиеся социально-экономические условия и время сделали своё дело. Былой Руси-матушки, Великой России, СССР с их оригинальной культурой охоты, уже нет. Современная Россия уже другая, остатки былой культуры охоты преобразовываются в современную охотничью культуру. Большой пласт культурных охотников и охотников - собаководов уже в преклонном возрасте бросают заниматься любимым делом в силу идеологического тренда «охота только для богатых». А новые поколения несут свою современную культуру – но она ещё несовершенна и не отвечает требованиям времени, так как противоречит принципам рационального природопользования, тем не менее, эта «недокультура» существует и даже стихийно развивается. Эти «новые охотники» значительно уступают своим воспитанием, общей культурой, своей силой и выносливостью, они не выдерживают сверхнапряжение, часто даже не владеют охотничьим минимумом, и тем более глубокими познаниями, они не интересуются Русскими охотничьими традициями. Надеюсь, что 30 лет пренебрежения своей культурой, традициями скоро закончатся и наступит эпоха взлёта национальной гордости за свою великую суверенную Россию с её историей и национальными достояниями! Примером, конечно, служат малые нации в нашей стране. Чтобы не происходило в России, они бережно хранят виды и способы охоты, ритуалы, рецепты кухни, песни и танцы, отношение к процессу охоты, к зверю и птице, к развитию охотничьих качеств у собак. Вот как раз следующие публикации из цикла «Национальное достояние России» будет про «Российскую кинологию и отечественные породы охотничьих собак». Не пропустите другие публикации…

Цикл публикаций «Национальное достояние России»
Эксперт-судья по гончим, Кудряшов В.Ю.
Городец, Нижегородская область.
Февраль 2023г