Найти тему

Можно ли считать Шейбанидом Науруз-Ахмада?

Странный риторический вопрос — конечно, Науруз Ахмад, прозванный Барак-ханом, что значит «Удачливый», безусловно Шейбанид. Но во всех Википедиях и переснятых из Вики постах написано: «Внук дочери Мирзы Улугбека, Рабии Султан бегим». Никто себе не задавал вопрос — почему такое внимание предкам по женской линии? Чаще всего матери неизвестны, а если есть имя, то следует радоваться сохранившемуся имени и родству. Ответ - проще некуда.

Рабия Султан бегим дочка Улугбека, а Улугбек, внук Амира Тимура, без которого в Узбекистане и свет не горит, и вода не течёт, и земля не вращается. Поэтому каждый автор спешит указать на родство с «великим завоевателем», а то вдруг кто-то позабудет указать на этот знаменательный исторический факт. Так что Науруз-Ахмад «Удачливый», Шейбанид, второй сын Суюнчходжа-хана, младшего сына Абулхайрхана. Где родился, непонятно, скорее всего в Туркестане или Ташкенте. Поскольку именно Ташкент был отвоёван у ойратов в конце XVвека.

Отец Барак-хана, Суюнчходжа-хан, несмотря ни на что, участвовал во многих походах Шейбанихана и заслужил владеть этим городом, а также прекрасным в экономическом отношении вилайетом. После провозглашения Верховным ханом своего брата в 1512 году, Суюнчходжа-хан возвращается в Ташкент. В это время в ташкентской цитадели запирается оставленный им на время своего отсутствия Мухаммед Касым Кухбурде. Суюнчходже-хану приходится организовывать осаду Ташкента. После нескольких дней осады берётся крепость и некоторые из мятежников приговариваются к смертной казни. С этого момента и вплоть до своих последних дней Суюнчходжа-хан продолжает править Ташкентским вилайетом и называться почетным ханским титулом.

В 1513 году Суюнчходжа-хан отразил нападение на Ташкент Касым-хана, который был сбит с коня прямо в разгар сражения, но чудом выжил, лишь благодаря тому, что противники не узнали хана. Как пишет академик Бартольд, опираясь на слова Мирза Мухаммад Хайдара: «Касым-хан после этого уже не мечтал о завоеваниях». Суюнчходжа-хан несколько раз совершал походы против казахских султанов и возвращался с большой добычей.

Правители Ташкента или Шейбаниды Ташкента идут в следующем порядке:

Суюнчходжа-хан, сын Абулхайра, удельный правитель Ташкента с 1501 по 1524 год

Кельди Мухаммед, сын Суюнчходжи-хана, султан Ташкента 1524—1532

Науруз Ахмед-хан, сын Суюнчходжи-хана, хан Ташкента 1532—1556, хан Туркестана 1539—1556, хан Самарканда 1555—1556

Дервиш-хан, сын Науруз Ахмед-хана, хан Ташкента 1556—1576

Баба-султан, сын Науруз Ахмед-хана, хан Ташкента — 1582, хан Самарканда 1556—1557

Науруз-Ахмад, или Барак-хан.
Науруз-Ахмад, или Барак-хан.

Науруз-Ахмад родился в 1510 или в 1512 году. Точная дата рождения неизвестна. После кончины его отца Суюнчходжи-хана в 1525 году, во главе Ташкентского вилойята становится старший брат Науруз-Ахмада, Кельди-Мухаммед. Первоначально Кельди Мухаммед был в числе участников похода своего двоюродного брата Шейбани-хана на Мавераннахр и Хорасан. В 1517 году, был назначен наместником Шахрухии. После смерти Суюнчходжи-хана, он стал хакимом Ташкентского владения Шейбанидов. В 1520-х годах Кельди Мухаммед разбил войско казахского хана Тахир-хана у города Ясы. В результате часть присырдарьинских поселений перешла к ташкентским владениям. При его правлении в Ташкенте были построены архитектурные сооружения: медресе, мечети и мавзолеи. По приказу Кельди Мухаммеда, Абдулла Насруллахи написал на тюркском языке историческое произведение "Зубдат ул асар".

На фоне деятельности старшего брата Науруз-Ахмад не потерялся, но обзавёлся вредными привычками, о которых очень редко говорят применительно к мусульманским владыкам. Судя по всему, Кельди Мухаммед не оставил наследников, поэтому его братишка беспрепятственно становится хакимом Ташкентского вилоята в 1532 году в возрасте 22 лет.

Средневековый Ташкент
Средневековый Ташкент

В период правления Науруз-Ахмад-хана город был украшен несколькими строениями, сохранившимися до наших дней и представляющими большую историческую и архитектурную ценность.

К этим сооружениям относится медресе, которое он возвёл практически в центре тогдашнего города. Это сооружение носит название медресе Барак-хана. Это медресе представляет собой целый архитектурный комплекс — собственно медресе и двух встроенных в него более ранних мавзолеев. Это значительно отличается от традиционных строений такого рода. Самым древним помещением комплекса является усыпальница, которая находится слева от входа, однако кто в ней покоится — неизвестно. Часто этот мавзолей называют «Безымянным». Неподалеку от него расположена основа всего комплекса — богато украшенный мавзолей Суюнчходжа-хана. Барак-хан в середине XVI века и пристроил к мавзолею своего отца медресе.

Медресе имеет трапециевидную форму и сильно вытянуто с востока на запад. Главный фасад украшает портал, декорированный изразцами и майоликой. По углам фасада расположены башни, увенчанные небольшими куполами. Внутри комплекса находится продолговатый двор, в который ведут двери, украшенные искусной резьбой. По периметру двора располагались худжры – кельи учеников и педагогов медресе. Очень красив купол дарсханы — главного помещения для занятий – и стены, покрытые искусной росписью.

Медресе Барак-хана в Ташкенте.
Медресе Барак-хана в Ташкенте.

Считается, что строительство было начато не позднее 1532 года. а закончено в год смерти самого Науруз-Ахмада, то есть в 1556 году. Медресе кукельдаш нельзя отнести к постройкам правления Барак-хана, поскольку закончено строительство не позднее 1569 года, когда вся власть в Мавераннахре уже принадлежала Шейбаниду Абдуллахану II.

Что касается мавзолея Абдель-Азизбаба в Сайране, то оно было построено в годы правления Науруз-Ахмада, но было разрушено во время землетрясения 1868 года. Строение восстановлено, но оно может считаться новоделом, поскольку от старого здания остался лишь фундамент.

Что касается политической деятельности Науруз-Ахмада, то здесь он развернулся в силу всех своих достаточно широких возможностей. Правитель Бухары, Бурхан-султан, молодой наследник своего дяди и сын Мухаммад-Рахим-султана, попал под влияние более опытного и знающего Барак-хана. Военные действия, раздирающие Мавераннахр, затронули население огромной территории. Барак-хану удалось захватить Самарканд, Мианкаль, Кермине, то есть родовые земли правителя Искандер-султана, отца будущего правителя, Абдуллахана II. Искандер-султан бежал сначала в Кермине (нынешний город Навои и его окрестности) а потом к своему старшему брату в Балх.

В Балхе Абдулла получил поддержку не только у своего дяди Пир-Мухаммада, но к нему обратился Бурхан-султан, со слёзной просьбой, принять Бухару под свою руку. В это время появляются люди, пользующиеся колоссальным авторитетом у верующих мусульман Мавераннахра — Джуйбарские шейхи. Искандер-султан в своё время продал им значительные территории мульковых земель. Хотя не только это расположило шейхов к кандидатуре Абдуллахана. Его стремление к объединению страны и ликвидации междоусобиц, сплотило многих людей. Самым отрицательным в характере Барак-хана была неуёмная страсть к алкоголю. Это привело его к преждевременной смерти.

Ученые Самарканда выразили дату его смерти соответственно обстоятельствам его смерти: «Умерший в состоянии опьянения». За год до этого Науруз-Ахмад-хан совершил набег на Бухару, и сжег запасы пшеничного зерна. Поэтому поэты Бухары обозначили дату его смерти словом «хармансуз» — «Сжигающий запасы зерна».

В год кончины ему исполнилось 46 лет. Возраст для мужчины совсем не критический. За годы жизни у него появилось восемь сыновей. Помощником и продолжателем его дела, были его сыновья, Дервиш-хан и Баба-хан.