Найти тему
Сретенский монастырь

ПАСТЫРСКИЕ ВСТРЕЧИ. СМЫСЛ ЖИЗНИ – СОЕДИНИТЬСЯ С БОГОМ

Что такое монашеская жизнь и почему искушений в монастыре ничуть не меньше, чем в обычной жизни? Зачем Господь посылает нам испытания и как на правильном основании строить духовную жизнь? Иеромонах Лука (Ауле) на одной из Пастырских встреч отвечал на эти сложные вопросы, которые задают прихожане.

– Расскажите, пожалуйста, об искушениях в монастыре, чтобы не питать иллюзий, что сюда можно сбежать от боли и страданий.

– Знаете, когда возникают такие помыслы: «Беги в монастырь, там тебе будет рай», – вы убежите в монастырь, может быть, рай будет года два-три, в зависимости от того, как у кого горит сердце. А потом будет самый настоящий ад, пекло, и пекло это будет очень-очень долго. Почему так? Потому что никуда не надо убегать от искушений.

Был один монах, подвижник, пустынножитель. Однажды его бесы сильно били, и он столько с ними сражался, что монахи нашли его в пустыне совершенно избитого. Его принесли в келью, положили, и когда он отошел, глаза открыл и спросил: «Где я?» – ему ответили, что он, избитый, лежал в пустыне. А он им говорит: «А ну-ка возьмите меня и отнесите обратно в пустыню». Его отговаривали: «Ты же еле живой!» А он все: «Нет, я дрался с бесами, сейчас бесы придут на то место, увидят, что меня нет, и подумают, что я их боюсь. Не-не, быстренько меня несите назад!» – и вот он опять там претерпевал искушения, а потом вернулся в обитель.

-2

К чему я вам это все говорю? Когда искушения идут в миру, в этот момент не надо уходить в монастырь. Надо претерпеть искушения. И вот когда вам совершенно не будет хотеться уходить в монастырь, а будет так все здорово, радостно, весело, жизнь удалась – вот тогда как раз уходите в монастырь. Пять обетов дает монах (хотя все думают, что три): обет нестяжания, обет целомудрия, обет послушания, обет не оставлять обитель и обет стяжания непрестанного умного делания. Обет не оставляться обитель – это очень серьезный обет, на самом деле. Если монах претерпевает, он получает силу, а если у монаха искушения начались и он: «А побегу в другой монастырь, там будет лучше», – еще больше у него усугубятся искушения. А самое страшное другое! Я не видел практически ни одного монашествующего, который бы сменил обитель, побежал бы в другую при искушениях, а потом бы вернулся и жил счастливо. Претерпевающие искушения, остающиеся в монастыре, претерпевающие в брани получали венцы, укреплялись, становились духовно сильными, рассудительными и многие-многие дарования получали. Такое очень много раз видел. Есть такая поговорка: в обитель христиане едут на бесах, а из обители бесы едут на них. Те, кто уходит по своей воле из монастыря, уходят в таком состоянии, как бес на нем бежит.

Человек гоним будет до конца своих дней. Это ладно, что до конца дней, можно и тысячу лет быть гонимым, только бы знать, что придешь к Господу. А когда гоним, и не находишь себе места в жизни, и говоришь: «Вот мне бы скорее умереть»… Да вы что! Состояние сердца какое? В этом состоянии сердца ты умрешь, а дальше что? А дальше время останавливается. В духовной жизни нет времени, там совершенно другое измерение. Это в нашем мире, материальном есть пространство времени, есть четкое начало и четкий конец. Каждый этот период использует как он хочет, но есть слово Божие, есть Господь, Который нам сказал, как это время использовать и для чего. И это время можно потратить как хотите. Один его тратит просто на то, чтобы жить, другой тратит на то, чтобы стать богатым, третий – стать знаменитым, четвертый еще что-нибудь хочет. Каждый получает что хочет. И вот заканчивается эта временная жизнь и начинается вечная. В вечной жизни нет времени, там совершенно другое существование, другое измерение, там все другое. Наша вечная душа будет пребывать в этой вечности безвременно, всегда. И вот в каком состоянии эта душа туда попадет, вот в этом состоянии она будет во веки веков, всегда. Так вот представьте себе, человек мучается от духа уныния и все время думает: когда же я перейду в другую жизнь? Вот я сейчас освобожусь… Да не освободишься. Надо сначала здесь, в этой жизни освободиться от этого страшного духа уныния, здесь освободиться, здесь соединиться с Богом в Духе Святом, сделать для этого все возможное.

– А что такое уныние?

– Уныние – это, прежде всего, маловерие, даже неверие. Когда человек отчаивается. Он причастился и отчаивается, ему грустно, уныло после Причастия. Это как так? Получается, человек даже не осознал, Кого он причастился. Сам Христос Бог в тебя вошел, неужели ты этот день не считаешь для себя праздником из праздников, торжеством из торжеств? Сам Христос в тебя вошел – этого мало? Да это смысл жизни человека – соединиться с Богом. У нас этот смысл жизни каждый день есть. Мы можем прийти в храм Божий, покаяться в своей греховности и соединиться с Богом, со Христом и жить с Ним, радоваться Ему и славить Его. Что еще нужно человеку? Почему человек унывает?

Обязательно надо спутника жизни. Нет спутника жизни – все, жизнь закончена. Нашла спутника жизни – мне больше никого не нужно, ты мое солнце. Умерло или изменило это «солнце», и жизнь больше не нужна. А Господь? Разве Господь ради этого пришел? Господь пришел нас спасти, если мы Ему верим, если мы Ему следуем, Его заповедям, думаем о Нем и молимся Ему. Вот смысл жизни нашей – Бог.

Вспомните Адама, когда он беседовал с преподобным Силуаном Афонским. Силуан Афонский спрашивает от всего рода человеческого: «Адам, что нам делать для спасения?» И как он ему отвечает? Он говорит: «Дети мои, не тревожьте меня. Я забыл все, забыл и рай, я вижу Господа Бога моего, я не могу от Него оторвать глаз, так мне радостно. Я смотрю, не могу на Него насмотреться, нарадоваться и прославить Его. Я не могу остановиться, мне ничего больше не надо. Дети мои, не тревожьте меня». А преподобный продолжает: «А что нам делать, мы же дети твои?» А он говорит: «Вы кайтесь на каждый час и помните, что Бог очень милостив и что каждого кающегося Он приемлет и помогает ему в деле спасения. Он вас простит и примет к Себе в Свои объятия». Поэтому помните, что наше счастье не здесь, не на земле. Хотя многие могут поспорить и сказать: «Вот мы здесь, на земле друг друга видим, что ты нам говоришь про то, чего мы не знаем?» Но каждый, кто так говорит, в трудную минуту все-таки вспоминает Бога, особенно сейчас, не приведи Бог, военные действия идут – верующие там все. Когда пули летают и бомбы взрываются, там все начинают верить.

Я езжу на зоны к заключенным, там очень много глубоко верующих. Почему? Потому что условия жизни поставлены такие, что очень тяжело выживать, им очень больно, даже больно одно только то, что ты находишься в этом заточении и год, и два, и три, и десять. Я знаю одного заключенного, он уже лет 15 в колонии и там возглавляет православную общину, которая сейчас занимается изготовлением крестов, кивотов, икон. И вот он ждет не дождется, когда его выпустят. Он очень скорбит и очень хочет на волю. Просто сама эта скорбь, в которую человек попадает, его подвигает к вере, подвигает к тому, что есть Бог, что все скорби земные закончатся и мы с вами перейдем когда-то в мир иной. Но перейти в мир иной с унынием и неверием – страшнее всего. Потому что «аще крещен будет и веру имать – спасен будет. Аще не крещен будет и веры не имать – осужден будет» (см.: Мк. 16: 16). Что значит «веры не имать»? Это когда унываем – вот веры и нет. Когда унываем – это маловерие, это значит, что мы не верим, что Бог с нами. Не верим, что Он пришел нас спасти. Не верим, что Он в таинстве Причастия входит в нас и дарует нам жизнь. Значит, не приведи Бог, осуждение.

-3

– Доходят ли до Бога молитвы священника, отлученного от Церкви?

– Давайте так. Отлученный от Церкви – это очень серьезно. Это тот священник, который не может уже в Церковь войти. Скорее всего, вы имеете в виду запрещенного в служении или лишенного священного сана. Со священником мало ли что может случиться, не приведи Бог, могут и низвергнуть из сана. Доходят ли в таком случае его молитвы? Но он же христианин. Может быть, он раскаялся и живет в глубоком покаянном духе. Конечно, доходят молитвы, если это искренний человек, если он осознал свою ошибку и кается пред Богом. Разве Бог отвергнет его и его молитвы? Если Господь так милостиво к каждому человеку относится, то, конечно, и к тому, кто раскаялся в соделанном и несет свой крест, епитимью и покаяние, милостив Бог.

– Один священник сказал, что когда ты видишь согрешающего человека, то не спеши осуждать его, поскольку это грех, но, с другой стороны, прими во внимание, что Господь тебе посылает зеркало, что это твои грехи…

– Насчет осуждения – это золотое правило. Как только вы выносите суд человеку – говорите: «Тот блудник, тот негодяй», – и в своей душе вы не сочувствуете, что человек погибает, вы, наоборот, толкаете его в спину.

Кто такой клеветник? Вы думаете, что это тот дьявол, который говорит неправду о человеке? Нет, он говорит правду о человеке, но именно с таким умыслом, что «вы с ним не общайтесь, а это лихоимец, с ним тоже не общайтесь и даже не подходите к нему близко». Когда так говорят – осуждают. Так вот это и есть клеветник самый настоящий, вот оно – дело дьявола. А когда мы видим блудника и не пинаем его в спину, а говорим: «Господи, помоги ему прийти к покаянию», – хотя бы не судим его, хотя бы сочувствуем, что этот человек в ад пойдет за свою нераскаянность… Что же мы, будем говорить: «Поделом тебе»? Нет, это не по-христиански. По-христиански – это когда мы помолимся о нем Богу, может быть, Бог смилуется и поможет ему. Только ни в коем случае не осуждать. Как только мы осуждаем, знайте – это дело клеветника. Клеветник осуждает, он будет клеветать на Страшном Суде на людей.

– А что Вы скажете про то, что, когда видишь согрешающего человека, это зеркало тебя?

– Не всегда так бывает. Но, опять же, если вы вынесете тут, на земле, суд над человеком, то это и вы повторите. В таком случае действительно зеркально. За что вы осудили, в этом будете виноваты и вы. Говорят, если человек исполнит все Евангелие, а в чем-то одном согрешит, то повинен во всем (см.: Иак. 2: 10). А знаете, что имеется в виду? Если человек осудил кого-то, то он виновен во всем. Господь говорит нам в Евангелии, что любой грех соотносится с осуждением, как песчинка и бревно в глазу. Эта песчинка – это любой грех, а бревно – это осуждение.

-4

Казалось бы, что такого в том, что осудил? Человек впал в блуд. Так этот блуд, который он соделал, меньше по своей греховности, чем осуждение человека, который блудил. К этому очень тяжело прийти, надо понять, что жизнь духовная непроста. Просто читать книжки духовные хорошо, это база, это то духовное сокровище, которое у нас должно быть, которым мы должны руководствоваться. Но одно дело, когда мы из ума это говорим – вспомнили и цитируем, а другое дело, когда мы пережили это и сердцем говорим. Человек поймет навсегда. Я помню, со старцами общался, и они порой простые вещи говорили, но этими словами ты руководствуешься всю жизнь потом, такие они сильные.

Схиархимандрит Симеон (Нестеренко) говорил, когда я приезжал к нему: «Будь как все, только не греши». Вдумайтесь в эти слова: ничем не выделяйся, но бойся греха. Как велико, да? Он говорил крохи, но я буквально этими крохами живу.

Схиархимандрит Симеон (Нестеренко)
Схиархимандрит Симеон (Нестеренко)

Старец Симеон мне говорил: «Христос был Бог, Он сделал очи из земли слепому». Я этим всем живу. Это так велико. Я живу тем, что Христос – Бог. И это остается у тебя в сердце навсегда.

А батюшка Серафим как говорил: «Делай все потихоньку и полегоньку, не сразу и не вдруг, добродетель – не груша, сразу не съешь». Какие простые наставления, а, с другой стороны, мы ими живем. Действительно: мудрость в простоте. Не надо мудрствовать, буквально несколько слов – и ты все понимаешь.

– Когда я осуждаю, значит, со мной что-то не так. Осуждение получается проявлением гордости. А у святых отцов я читала, что покаяние должно привести тебя к открытию самого себя, к познанию, то есть ты должен почувствовать и понять, что ты хуже всех. А что делать, если после исповеди слепота остается? Я с чем прихожу, с тем и ухожу, а исповедь не помогает с лечением моей души. Что делать, чтобы произошло какое-то движение?

– Исполнение евангельских заповедей надо начинать с того, что взять ручку, бумагу, взять Евангелие и скрупулезным образом прочитать четырех евангелистов и выписать все заповеди, которые говорит Господь. Затем все эти заповеди систематизировать, потому что есть повторяющиеся. Выписать все притчи. По притчам написать небольшое сочинение с толкованием: что это за притча и основное ее содержание. Нужно проделать колоссальную работу. Это первое задание.

Второе задание – как нам говорит Господь. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25: 35–36). Каждый из вас пусть подумает: что за этот день вы сделали? Нагого одели? Голодного накормили? В тюрьму съездили? Больного посетили? Что-нибудь сделали из этого? Попробуйте, это мой совет вам. Попробуйте это исполнить хотя бы в воскресный день один раз, просто больного навестить. Попробуйте попросить прощения у ближнего, попробуйте отсечь в себе осуждение ближнего. Пробуйте, чтобы Евангелие в вашей жизни работало. С этого начнется ваше духовное возрастание – через исполнение евангельских заповедей. Когда мы просто приходим на исповедь и просто каемся в наших грехах – это хорошо, это все нужно делать, но после такой исповеди должна быть работа. Работа и в духовном плане, и в физическом, и, если вы захотите работать, поверьте мне, Господь вам все даст.

Иногда, бывает, поедешь, больного причастишь, навестишь его и радуешься, говоришь: «Господи, благодарю Тебя, что Ты меня сподобил поехать, человек просил, я приехал к нему и причастил его. Благодарю, что Ты меня сподобил на зону поехать, навестить заключенных». Знаете, как они ждут нас? Для них это целое событие. Когда на зону приезжаешь, после этого они живут.

-6

Как-то я съездил на зону в Тверь, и через несколько месяцев вышел один заключенный. Он к нам приехал и сказал: «Знаете, братья, я хотел покончить жизнь самоубийством. Я уже не мог там больше находиться, на зоне. Я потерял весь смысл, и вдруг вы приехали, спели литургию, мы причастились, и я почувствовал такую радость и жизнь, что это мне дало сил выжить». Я не считаю, что мы какую-то особую миссию выполнили, но человек просто увидел эту радость Христову, увидел литургию, службу, увидел Причастие Святое, увидел, что есть жизнь, Христос Бог, жизнь есть. Он уверовал в нее, и это спасло его. Понимаете, как?

То же самое и у нас. Мы с вами должны не просто читать Евангелие. Хотя Евангелие читать – это начало, потому что это, по сути, теория, наше основание, и теорию мы должны знать крепко и хорошо, и соответственно должны знать практику. А практика – это исполнение этой теории, без этого двигаться мы не будем. Практика и теория должны быть совмещены. Без теории нет практики, и без практики теория не подтверждается.

– Вы говорите, что надо идти в больницу, в тюрьму выполнять заповеди. Но в больницу просто так не попадешь…

– А вы так начните: «Господи, я хочу выполнить заповеди. Господи, Ты знаешь, как их выполнить». Начните прежде всего с молитвы. «Господи, я не знаю, как это все сделать, но у меня есть очень большое желание. Я знаю, что помолюсь Тебе и Ты все управишь». В своем сердце желайте, и Господь все управит.

– Христос на Кресте вопрошал: «Отец, почто Меня оставил?» (см.: Мф. 27: 46) Есть момент, когда ты реально чувствуешь, что все молитвы, и слезы, и крики уходят, и есть ли в жизни человека такая молитва, когда Бог оставляет тебя?

– Когда вы думаете, что вас Бог оставил и что нет вам спасения, знайте, что в такой момент Господь ближе всего к вам. Если Бог оставит, то бесы разорвут нас мгновенно, настолько бесы нас ненавидят. Господь человека частично оставляет благодатью для вразумления. Как правило, это происходит для того, чтобы человек отошел от какого-то греха, беззакония и пришел к покаянию. Бывает такое, что человек не хочет с кем-то примириться, держит зло. И для него это камень, из-за которого он не может развиваться дальше духовно. Господь это видит и зачастую человеку дает такое искушение сильное и помыслы, чтобы указать на этот камень. Господь обязательно рядом и ему помогает. Он хочет спасти человека, но не может, если человек сам этого не хочет. И поэтому, как одно из вразумляющих средств, Господь может человека частично оставить, чтобы он почувствовал боль, оставленность. Но, опять же, в таком случае Господь не оставляет, иногда человека какого-то посылает, духовника, который говорит человеку открыто, что ему надо сделать. Духовник призывает посмотреть: со всеми ли ты в мире? Никого ли ты не осуждаешь? Не держишь ли ты на кого-то зло? Всех ли ты простил? Если нет, то прости, потому что дальше развития духовного не может быть. Это камень преткновения, который ты не перейдешь. У тебя заслонка стоит пред Богом, ты не можешь найти Его. Вот в чем проблема.

– Если у человека все хорошо, не означает ли это, что Бог его оставил и дьявол уже с ним?

– Нет, это вы так зря говорите. Не всегда бывает так, что у человека в жизни все хорошо и он служит дьяволу. Если человек воцерковленный, если человек постоянно в храме Божием, молится, исповедуется, причащается, живет по святым отцам, исполняет заповеди Христовы, и ему радостно постоянно, и гладко все – так не будет долго. У него обязательно будут искушения, и искушения, может быть, очень сильные.

Есть хороший человек, который был очень богат, всем помогал. И в один момент он разорился, стал жить уже не так богато, работа совсем другая, но как человек он не изменился. Богатство аще течет, не прилагайте сердца (Пс. 61: 11). Так он и жил. Все это временное.

Когда человек на правильном основании строит духовную жизнь, он по-другому и жить не будет. Возьмите тех же святых, они претерпевали такие скорби. К матушке Матроне приходит ее духовная дочь, а у матушки так холодно, что у нее волосы льдом прилипли к стене. Духовная дочь спрашивает: «Матушка, ты что?» – а та отвечает: «Нет, все хорошо, мне так Господь дает, мне так и надо претерпеть. Слава Богу за все». Это даже в голове не укладывается, что волосы к стене прилипли, а человек радуется и славит Бога. У человека, который на правильном основании строит свою духовную жизнь, какие бы ни посещали его скорби, скорбей нет, а есть одна радость духовная, которая превосходит все, все земные скорби. Нам к этой радости надо стремиться, и как только эта радость у нас будет, то есть Божественная благодать, которая нас не оставляет в нашем сердце, тогда скорби будут не скорби.

-7

– Как преодолеть интернет-зависимость? Не вылезаю из Сети.

– У меня мечта есть. Мне очень хотелось бы, чтобы ко мне какой-нибудь человек пришел и сказал: «Батюшка, вы знаете, столько сегодня молился, и на интернет не одной минуты не было». Вот я бы порадовался, тут я бы блаженствовал, если бы такого человека увидел. Не могу вам ничего посоветовать, но скажу вам так: оставляйте интернет и к нему больше не прикасайтесь. Но ведь все равно вы будете прикасаться. Нужно, чтобы человек эту страсть заменил какой-нибудь добродетелью. Например, не прикасаться к интернету, пока не прочитаешь одну главу из Евангелия.

– Сколько лет было непутевому блудному сыну, который ушел от отца?

– Это же притча. Это же Господь просто приводит пример, но говорить о том, сколько им было лет… Одна из первых моих работ, когда я учился в семинарии, была о притче о блудном сыне. Я очень долго писал это сочинение и потом настолько сильно возрадовался, просто ликовал, потому что притча о блудном сыне показывает нам всю жизнь духовную. Показывает нам, как милосерд Бог, как порой мы сами заблуждаемся в своем блуде, как мы порой уходим от Божественной благодати на сторону далече, служа миру сему, хотя прикрываемся вроде какой-то личной праведностью, и как мы лишаемся Божией благодати, и как мы начинаем страдать. Мы были бы действительно готовы напитать себя рожками, которые пожирали свиньи, да никто нам их не давал. И вот когда уже совсем измучается душа, тогда уже говорим: «Вернемся в Церковь, вернемся к Господу с покаянием, потому что уже недостойны называться Его детьми. Помяни нас, Господи, в числе Твоих рабов, чтобы нам хоть немножко попитаться пищей Твоей, потому что душа вся уже изнылась от греха». А блудный сын оказался самым его любимым сыном, потому что, как только он вернулся, отец ему был так рад, что для него устроил целый пир, а второй сын смотрел со стороны и настолько сильно исполнился зла и зависти. Эта притча очень глубокая, на самом деле.

Мы с вами живем в храме Божием, и нам в наших душах тепло. Почему? Потому что мы сыты, одеты. Мы не мучаемся, не страдаем, потому что у нас есть Причастие. Преподобного Максима Грека, когда тот по заданию приехал с Афона на Русь Святую и занимался здесь переводами, отлучили от Причастия и отправили для покаяния в один из северных монастырей. Там он провел много лет, пока не сменился царь и пока не упросили его, чтобы разрешил ему причащаться. Святой жил Причастием, а его отлучили от жизни. У нас с вами все есть, мы можем каждый день причащаться, мы каждый день можем участвовать в этом званом пиру, о котором я в начале беседы говорил. Мы каждый день с вами сыты, а Причастие – это жизнь, это Господь, это Божий Дух, Который с нами соединяется, который в нас пребывает и дает нам колоссальные силы для всех сфер деятельности. Чем бы мы ни занимались, Божественная благодать, которая нас укрепляет, дарует нам силы для всего: творчества, молитвы, постов. И поэтому, когда люди начинают говорить: «У меня нет сил поститься, молиться», – нет, это не про то, что нет сил. Просто им всего этого не хочется, им это не надо. Если бы сердце горело, как у неофитов, они бы такого никогда не говорили.

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм