Что такое монашеская жизнь и почему искушений в монастыре ничуть не меньше, чем в обычной жизни? Зачем Господь посылает нам испытания и как на правильном основании строить духовную жизнь? Иеромонах Лука (Ауле) на одной из Пастырских встреч отвечал на эти сложные вопросы, которые задают прихожане.
– Расскажите, пожалуйста, об искушениях в монастыре, чтобы не питать иллюзий, что сюда можно сбежать от боли и страданий.
– Знаете, когда возникают такие помыслы: «Беги в монастырь, там тебе будет рай», – вы убежите в монастырь, может быть, рай будет года два-три, в зависимости от того, как у кого горит сердце. А потом будет самый настоящий ад, пекло, и пекло это будет очень-очень долго. Почему так? Потому что никуда не надо убегать от искушений.
Был один монах, подвижник, пустынножитель. Однажды его бесы сильно били, и он столько с ними сражался, что монахи нашли его в пустыне совершенно избитого. Его принесли в келью, положили, и когда он отошел, глаза открыл и спросил: «Где я?» – ему ответили, что он, избитый, лежал в пустыне. А он им говорит: «А ну-ка возьмите меня и отнесите обратно в пустыню». Его отговаривали: «Ты же еле живой!» А он все: «Нет, я дрался с бесами, сейчас бесы придут на то место, увидят, что меня нет, и подумают, что я их боюсь. Не-не, быстренько меня несите назад!» – и вот он опять там претерпевал искушения, а потом вернулся в обитель.
К чему я вам это все говорю? Когда искушения идут в миру, в этот момент не надо уходить в монастырь. Надо претерпеть искушения. И вот когда вам совершенно не будет хотеться уходить в монастырь, а будет так все здорово, радостно, весело, жизнь удалась – вот тогда как раз уходите в монастырь. Пять обетов дает монах (хотя все думают, что три): обет нестяжания, обет целомудрия, обет послушания, обет не оставлять обитель и обет стяжания непрестанного умного делания. Обет не оставляться обитель – это очень серьезный обет, на самом деле. Если монах претерпевает, он получает силу, а если у монаха искушения начались и он: «А побегу в другой монастырь, там будет лучше», – еще больше у него усугубятся искушения. А самое страшное другое! Я не видел практически ни одного монашествующего, который бы сменил обитель, побежал бы в другую при искушениях, а потом бы вернулся и жил счастливо. Претерпевающие искушения, остающиеся в монастыре, претерпевающие в брани получали венцы, укреплялись, становились духовно сильными, рассудительными и многие-многие дарования получали. Такое очень много раз видел. Есть такая поговорка: в обитель христиане едут на бесах, а из обители бесы едут на них. Те, кто уходит по своей воле из монастыря, уходят в таком состоянии, как бес на нем бежит.
Человек гоним будет до конца своих дней. Это ладно, что до конца дней, можно и тысячу лет быть гонимым, только бы знать, что придешь к Господу. А когда гоним, и не находишь себе места в жизни, и говоришь: «Вот мне бы скорее умереть»… Да вы что! Состояние сердца какое? В этом состоянии сердца ты умрешь, а дальше что? А дальше время останавливается. В духовной жизни нет времени, там совершенно другое измерение. Это в нашем мире, материальном есть пространство времени, есть четкое начало и четкий конец. Каждый этот период использует как он хочет, но есть слово Божие, есть Господь, Который нам сказал, как это время использовать и для чего. И это время можно потратить как хотите. Один его тратит просто на то, чтобы жить, другой тратит на то, чтобы стать богатым, третий – стать знаменитым, четвертый еще что-нибудь хочет. Каждый получает что хочет. И вот заканчивается эта временная жизнь и начинается вечная. В вечной жизни нет времени, там совершенно другое существование, другое измерение, там все другое. Наша вечная душа будет пребывать в этой вечности безвременно, всегда. И вот в каком состоянии эта душа туда попадет, вот в этом состоянии она будет во веки веков, всегда. Так вот представьте себе, человек мучается от духа уныния и все время думает: когда же я перейду в другую жизнь? Вот я сейчас освобожусь… Да не освободишься. Надо сначала здесь, в этой жизни освободиться от этого страшного духа уныния, здесь освободиться, здесь соединиться с Богом в Духе Святом, сделать для этого все возможное.
– А что такое уныние?
– Уныние – это, прежде всего, маловерие, даже неверие. Когда человек отчаивается. Он причастился и отчаивается, ему грустно, уныло после Причастия. Это как так? Получается, человек даже не осознал, Кого он причастился. Сам Христос Бог в тебя вошел, неужели ты этот день не считаешь для себя праздником из праздников, торжеством из торжеств? Сам Христос в тебя вошел – этого мало? Да это смысл жизни человека – соединиться с Богом. У нас этот смысл жизни каждый день есть. Мы можем прийти в храм Божий, покаяться в своей греховности и соединиться с Богом, со Христом и жить с Ним, радоваться Ему и славить Его. Что еще нужно человеку? Почему человек унывает?
Обязательно надо спутника жизни. Нет спутника жизни – все, жизнь закончена. Нашла спутника жизни – мне больше никого не нужно, ты мое солнце. Умерло или изменило это «солнце», и жизнь больше не нужна. А Господь? Разве Господь ради этого пришел? Господь пришел нас спасти, если мы Ему верим, если мы Ему следуем, Его заповедям, думаем о Нем и молимся Ему. Вот смысл жизни нашей – Бог.
Вспомните Адама, когда он беседовал с преподобным Силуаном Афонским. Силуан Афонский спрашивает от всего рода человеческого: «Адам, что нам делать для спасения?» И как он ему отвечает? Он говорит: «Дети мои, не тревожьте меня. Я забыл все, забыл и рай, я вижу Господа Бога моего, я не могу от Него оторвать глаз, так мне радостно. Я смотрю, не могу на Него насмотреться, нарадоваться и прославить Его. Я не могу остановиться, мне ничего больше не надо. Дети мои, не тревожьте меня». А преподобный продолжает: «А что нам делать, мы же дети твои?» А он говорит: «Вы кайтесь на каждый час и помните, что Бог очень милостив и что каждого кающегося Он приемлет и помогает ему в деле спасения. Он вас простит и примет к Себе в Свои объятия». Поэтому помните, что наше счастье не здесь, не на земле. Хотя многие могут поспорить и сказать: «Вот мы здесь, на земле друг друга видим, что ты нам говоришь про то, чего мы не знаем?» Но каждый, кто так говорит, в трудную минуту все-таки вспоминает Бога, особенно сейчас, не приведи Бог, военные действия идут – верующие там все. Когда пули летают и бомбы взрываются, там все начинают верить.
Я езжу на зоны к заключенным, там очень много глубоко верующих. Почему? Потому что условия жизни поставлены такие, что очень тяжело выживать, им очень больно, даже больно одно только то, что ты находишься в этом заточении и год, и два, и три, и десять. Я знаю одного заключенного, он уже лет 15 в колонии и там возглавляет православную общину, которая сейчас занимается изготовлением крестов, кивотов, икон. И вот он ждет не дождется, когда его выпустят. Он очень скорбит и очень хочет на волю. Просто сама эта скорбь, в которую человек попадает, его подвигает к вере, подвигает к тому, что есть Бог, что все скорби земные закончатся и мы с вами перейдем когда-то в мир иной. Но перейти в мир иной с унынием и неверием – страшнее всего. Потому что «аще крещен будет и веру имать – спасен будет. Аще не крещен будет и веры не имать – осужден будет» (см.: Мк. 16: 16). Что значит «веры не имать»? Это когда унываем – вот веры и нет. Когда унываем – это маловерие, это значит, что мы не верим, что Бог с нами. Не верим, что Он пришел нас спасти. Не верим, что Он в таинстве Причастия входит в нас и дарует нам жизнь. Значит, не приведи Бог, осуждение.
– Доходят ли до Бога молитвы священника, отлученного от Церкви?
– Давайте так. Отлученный от Церкви – это очень серьезно. Это тот священник, который не может уже в Церковь войти. Скорее всего, вы имеете в виду запрещенного в служении или лишенного священного сана. Со священником мало ли что может случиться, не приведи Бог, могут и низвергнуть из сана. Доходят ли в таком случае его молитвы? Но он же христианин. Может быть, он раскаялся и живет в глубоком покаянном духе. Конечно, доходят молитвы, если это искренний человек, если он осознал свою ошибку и кается пред Богом. Разве Бог отвергнет его и его молитвы? Если Господь так милостиво к каждому человеку относится, то, конечно, и к тому, кто раскаялся в соделанном и несет свой крест, епитимью и покаяние, милостив Бог.
– Один священник сказал, что когда ты видишь согрешающего человека, то не спеши осуждать его, поскольку это грех, но, с другой стороны, прими во внимание, что Господь тебе посылает зеркало, что это твои грехи…
– Насчет осуждения – это золотое правило. Как только вы выносите суд человеку – говорите: «Тот блудник, тот негодяй», – и в своей душе вы не сочувствуете, что человек погибает, вы, наоборот, толкаете его в спину.
Кто такой клеветник? Вы думаете, что это тот дьявол, который говорит неправду о человеке? Нет, он говорит правду о человеке, но именно с таким умыслом, что «вы с ним не общайтесь, а это лихоимец, с ним тоже не общайтесь и даже не подходите к нему близко». Когда так говорят – осуждают. Так вот это и есть клеветник самый настоящий, вот оно – дело дьявола. А когда мы видим блудника и не пинаем его в спину, а говорим: «Господи, помоги ему прийти к покаянию», – хотя бы не судим его, хотя бы сочувствуем, что этот человек в ад пойдет за свою нераскаянность… Что же мы, будем говорить: «Поделом тебе»? Нет, это не по-христиански. По-христиански – это когда мы помолимся о нем Богу, может быть, Бог смилуется и поможет ему. Только ни в коем случае не осуждать. Как только мы осуждаем, знайте – это дело клеветника. Клеветник осуждает, он будет клеветать на Страшном Суде на людей.
– А что Вы скажете про то, что, когда видишь согрешающего человека, это зеркало тебя?
– Не всегда так бывает. Но, опять же, если вы вынесете тут, на земле, суд над человеком, то это и вы повторите. В таком случае действительно зеркально. За что вы осудили, в этом будете виноваты и вы. Говорят, если человек исполнит все Евангелие, а в чем-то одном согрешит, то повинен во всем (см.: Иак. 2: 10). А знаете, что имеется в виду? Если человек осудил кого-то, то он виновен во всем. Господь говорит нам в Евангелии, что любой грех соотносится с осуждением, как песчинка и бревно в глазу. Эта песчинка – это любой грех, а бревно – это осуждение.
Казалось бы, что такого в том, что осудил? Человек впал в блуд. Так этот блуд, который он соделал, меньше по своей греховности, чем осуждение человека, который блудил. К этому очень тяжело прийти, надо понять, что жизнь духовная непроста. Просто читать книжки духовные хорошо, это база, это то духовное сокровище, которое у нас должно быть, которым мы должны руководствоваться. Но одно дело, когда мы из ума это говорим – вспомнили и цитируем, а другое дело, когда мы пережили это и сердцем говорим. Человек поймет навсегда. Я помню, со старцами общался, и они порой простые вещи говорили, но этими словами ты руководствуешься всю жизнь потом, такие они сильные.
Схиархимандрит Симеон (Нестеренко) говорил, когда я приезжал к нему: «Будь как все, только не греши». Вдумайтесь в эти слова: ничем не выделяйся, но бойся греха. Как велико, да? Он говорил крохи, но я буквально этими крохами живу.
Старец Симеон мне говорил: «Христос был Бог, Он сделал очи из земли слепому». Я этим всем живу. Это так велико. Я живу тем, что Христос – Бог. И это остается у тебя в сердце навсегда.
А батюшка Серафим как говорил: «Делай все потихоньку и полегоньку, не сразу и не вдруг, добродетель – не груша, сразу не съешь». Какие простые наставления, а, с другой стороны, мы ими живем. Действительно: мудрость в простоте. Не надо мудрствовать, буквально несколько слов – и ты все понимаешь.
– Когда я осуждаю, значит, со мной что-то не так. Осуждение получается проявлением гордости. А у святых отцов я читала, что покаяние должно привести тебя к открытию самого себя, к познанию, то есть ты должен почувствовать и понять, что ты хуже всех. А что делать, если после исповеди слепота остается? Я с чем прихожу, с тем и ухожу, а исповедь не помогает с лечением моей души. Что делать, чтобы произошло какое-то движение?
– Исполнение евангельских заповедей надо начинать с того, что взять ручку, бумагу, взять Евангелие и скрупулезным образом прочитать четырех евангелистов и выписать все заповеди, которые говорит Господь. Затем все эти заповеди систематизировать, потому что есть повторяющиеся. Выписать все притчи. По притчам написать небольшое сочинение с толкованием: что это за притча и основное ее содержание. Нужно проделать колоссальную работу. Это первое задание.
Второе задание – как нам говорит Господь. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25: 35–36). Каждый из вас пусть подумает: что за этот день вы сделали? Нагого одели? Голодного накормили? В тюрьму съездили? Больного посетили? Что-нибудь сделали из этого? Попробуйте, это мой совет вам. Попробуйте это исполнить хотя бы в воскресный день один раз, просто больного навестить. Попробуйте попросить прощения у ближнего, попробуйте отсечь в себе осуждение ближнего. Пробуйте, чтобы Евангелие в вашей жизни работало. С этого начнется ваше духовное возрастание – через исполнение евангельских заповедей. Когда мы просто приходим на исповедь и просто каемся в наших грехах – это хорошо, это все нужно делать, но после такой исповеди должна быть работа. Работа и в духовном плане, и в физическом, и, если вы захотите работать, поверьте мне, Господь вам все даст.
Иногда, бывает, поедешь, больного причастишь, навестишь его и радуешься, говоришь: «Господи, благодарю Тебя, что Ты меня сподобил поехать, человек просил, я приехал к нему и причастил его. Благодарю, что Ты меня сподобил на зону поехать, навестить заключенных». Знаете, как они ждут нас? Для них это целое событие. Когда на зону приезжаешь, после этого они живут.
Как-то я съездил на зону в Тверь, и через несколько месяцев вышел один заключенный. Он к нам приехал и сказал: «Знаете, братья, я хотел покончить жизнь самоубийством. Я уже не мог там больше находиться, на зоне. Я потерял весь смысл, и вдруг вы приехали, спели литургию, мы причастились, и я почувствовал такую радость и жизнь, что это мне дало сил выжить». Я не считаю, что мы какую-то особую миссию выполнили, но человек просто увидел эту радость Христову, увидел литургию, службу, увидел Причастие Святое, увидел, что есть жизнь, Христос Бог, жизнь есть. Он уверовал в нее, и это спасло его. Понимаете, как?
То же самое и у нас. Мы с вами должны не просто читать Евангелие. Хотя Евангелие читать – это начало, потому что это, по сути, теория, наше основание, и теорию мы должны знать крепко и хорошо, и соответственно должны знать практику. А практика – это исполнение этой теории, без этого двигаться мы не будем. Практика и теория должны быть совмещены. Без теории нет практики, и без практики теория не подтверждается.
– Вы говорите, что надо идти в больницу, в тюрьму выполнять заповеди. Но в больницу просто так не попадешь…
– А вы так начните: «Господи, я хочу выполнить заповеди. Господи, Ты знаешь, как их выполнить». Начните прежде всего с молитвы. «Господи, я не знаю, как это все сделать, но у меня есть очень большое желание. Я знаю, что помолюсь Тебе и Ты все управишь». В своем сердце желайте, и Господь все управит.
– Христос на Кресте вопрошал: «Отец, почто Меня оставил?» (см.: Мф. 27: 46) Есть момент, когда ты реально чувствуешь, что все молитвы, и слезы, и крики уходят, и есть ли в жизни человека такая молитва, когда Бог оставляет тебя?
– Когда вы думаете, что вас Бог оставил и что нет вам спасения, знайте, что в такой момент Господь ближе всего к вам. Если Бог оставит, то бесы разорвут нас мгновенно, настолько бесы нас ненавидят. Господь человека частично оставляет благодатью для вразумления. Как правило, это происходит для того, чтобы человек отошел от какого-то греха, беззакония и пришел к покаянию. Бывает такое, что человек не хочет с кем-то примириться, держит зло. И для него это камень, из-за которого он не может развиваться дальше духовно. Господь это видит и зачастую человеку дает такое искушение сильное и помыслы, чтобы указать на этот камень. Господь обязательно рядом и ему помогает. Он хочет спасти человека, но не может, если человек сам этого не хочет. И поэтому, как одно из вразумляющих средств, Господь может человека частично оставить, чтобы он почувствовал боль, оставленность. Но, опять же, в таком случае Господь не оставляет, иногда человека какого-то посылает, духовника, который говорит человеку открыто, что ему надо сделать. Духовник призывает посмотреть: со всеми ли ты в мире? Никого ли ты не осуждаешь? Не держишь ли ты на кого-то зло? Всех ли ты простил? Если нет, то прости, потому что дальше развития духовного не может быть. Это камень преткновения, который ты не перейдешь. У тебя заслонка стоит пред Богом, ты не можешь найти Его. Вот в чем проблема.
– Если у человека все хорошо, не означает ли это, что Бог его оставил и дьявол уже с ним?
– Нет, это вы так зря говорите. Не всегда бывает так, что у человека в жизни все хорошо и он служит дьяволу. Если человек воцерковленный, если человек постоянно в храме Божием, молится, исповедуется, причащается, живет по святым отцам, исполняет заповеди Христовы, и ему радостно постоянно, и гладко все – так не будет долго. У него обязательно будут искушения, и искушения, может быть, очень сильные.
Есть хороший человек, который был очень богат, всем помогал. И в один момент он разорился, стал жить уже не так богато, работа совсем другая, но как человек он не изменился. Богатство аще течет, не прилагайте сердца (Пс. 61: 11). Так он и жил. Все это временное.
Когда человек на правильном основании строит духовную жизнь, он по-другому и жить не будет. Возьмите тех же святых, они претерпевали такие скорби. К матушке Матроне приходит ее духовная дочь, а у матушки так холодно, что у нее волосы льдом прилипли к стене. Духовная дочь спрашивает: «Матушка, ты что?» – а та отвечает: «Нет, все хорошо, мне так Господь дает, мне так и надо претерпеть. Слава Богу за все». Это даже в голове не укладывается, что волосы к стене прилипли, а человек радуется и славит Бога. У человека, который на правильном основании строит свою духовную жизнь, какие бы ни посещали его скорби, скорбей нет, а есть одна радость духовная, которая превосходит все, все земные скорби. Нам к этой радости надо стремиться, и как только эта радость у нас будет, то есть Божественная благодать, которая нас не оставляет в нашем сердце, тогда скорби будут не скорби.
– Как преодолеть интернет-зависимость? Не вылезаю из Сети.
– У меня мечта есть. Мне очень хотелось бы, чтобы ко мне какой-нибудь человек пришел и сказал: «Батюшка, вы знаете, столько сегодня молился, и на интернет не одной минуты не было». Вот я бы порадовался, тут я бы блаженствовал, если бы такого человека увидел. Не могу вам ничего посоветовать, но скажу вам так: оставляйте интернет и к нему больше не прикасайтесь. Но ведь все равно вы будете прикасаться. Нужно, чтобы человек эту страсть заменил какой-нибудь добродетелью. Например, не прикасаться к интернету, пока не прочитаешь одну главу из Евангелия.
– Сколько лет было непутевому блудному сыну, который ушел от отца?
– Это же притча. Это же Господь просто приводит пример, но говорить о том, сколько им было лет… Одна из первых моих работ, когда я учился в семинарии, была о притче о блудном сыне. Я очень долго писал это сочинение и потом настолько сильно возрадовался, просто ликовал, потому что притча о блудном сыне показывает нам всю жизнь духовную. Показывает нам, как милосерд Бог, как порой мы сами заблуждаемся в своем блуде, как мы порой уходим от Божественной благодати на сторону далече, служа миру сему, хотя прикрываемся вроде какой-то личной праведностью, и как мы лишаемся Божией благодати, и как мы начинаем страдать. Мы были бы действительно готовы напитать себя рожками, которые пожирали свиньи, да никто нам их не давал. И вот когда уже совсем измучается душа, тогда уже говорим: «Вернемся в Церковь, вернемся к Господу с покаянием, потому что уже недостойны называться Его детьми. Помяни нас, Господи, в числе Твоих рабов, чтобы нам хоть немножко попитаться пищей Твоей, потому что душа вся уже изнылась от греха». А блудный сын оказался самым его любимым сыном, потому что, как только он вернулся, отец ему был так рад, что для него устроил целый пир, а второй сын смотрел со стороны и настолько сильно исполнился зла и зависти. Эта притча очень глубокая, на самом деле.
Мы с вами живем в храме Божием, и нам в наших душах тепло. Почему? Потому что мы сыты, одеты. Мы не мучаемся, не страдаем, потому что у нас есть Причастие. Преподобного Максима Грека, когда тот по заданию приехал с Афона на Русь Святую и занимался здесь переводами, отлучили от Причастия и отправили для покаяния в один из северных монастырей. Там он провел много лет, пока не сменился царь и пока не упросили его, чтобы разрешил ему причащаться. Святой жил Причастием, а его отлучили от жизни. У нас с вами все есть, мы можем каждый день причащаться, мы каждый день можем участвовать в этом званом пиру, о котором я в начале беседы говорил. Мы каждый день с вами сыты, а Причастие – это жизнь, это Господь, это Божий Дух, Который с нами соединяется, который в нас пребывает и дает нам колоссальные силы для всех сфер деятельности. Чем бы мы ни занимались, Божественная благодать, которая нас укрепляет, дарует нам силы для всего: творчества, молитвы, постов. И поэтому, когда люди начинают говорить: «У меня нет сил поститься, молиться», – нет, это не про то, что нет сил. Просто им всего этого не хочется, им это не надо. Если бы сердце горело, как у неофитов, они бы такого никогда не говорили.