Найти тему

Четыре сокровища Cёдо

Оглавление

Китайские идеограммы были привезены в Японию в шестом веке вместе с буддизмом. Однако в те первые дни чтение и письмо были доступны только королевской семье и избранным членам двора. В последующие века между военачальниками велась бесчисленная борьба за власть. Однако к началу периода Эдо (1615–1868 гг. н. э.) с возвышением бакуфу Токугава Иэясу осознал многие преимущества продвижения аспектов китайской культуры, преимущественно философии конфуцианства (551–479 гг. до н. э.) и даосизма (лаосского Цзы, 604–531 гг. до н. э.). Бакуфу (другое название Токугава) нанимало учителей Конфуция для распространения убеждений посредством чтения, письма и даже заучивания отрывков из Аналектов Конфуция.

Дзэн-буддизм, пришедший в Японию из Китая в период Камакура (1185–1333 гг. до н. э.), включал в себя философию как конфуцианства, так и даосизма и был очень совместим с чувствами и подходом к жизни среди классов воинов. Воины и богатые купцы, ушедшие на пенсию, породили класс населения, называемый «литераторы» или бунджин (бун = литература; джин = человек). Этот класс хорошо разбирался в чтении и письме, и бунджин были особенно вовлечены в создание картин, которые сопровождались китайской или японской поэзией.

Они культивировали искусство каллиграфии, рисования и китайский стиль питья заваренного зеленого чая (добавленного к существующей чайной церемонии), и все это стало важным времяпрепровождением. «Четыре сокровища» древних китайцев — кисть, тушь суми, точильный камень и бумага — стали почитаемыми предметами. Интересный предмет, используемый как в сёдо, так и в живописи, сюйтеки, миниатюрный контейнер для воды, несомненно, был вдохновлен чайником, используемым для заваривания зеленого чая.

Кисть

Фудэ

Стиль китайских идеограмм менялся на протяжении веков. Тэнсё (стиль резьбы), рейсё и кайсё: каждый особый стиль письма требует определенного типа кисти. Чтобы обеспечить специфичность письма в каждом стиле, изменились комбинации и разнообразие кисти. Сегодня кисти обычно состоят из различных видов шерсти животных, но в задокументированной истории щеток ранние кисти часто изготавливались из таких материалов, как высушенные корни растений, тонкие волокна перьев пампасной травы или рисовая солома. Эти органические материалы были собраны в пучки, размер и диаметр которых определялись потребностями пользователя. Другой тип кисти был создан из стебля бамбука, один конец которого был аккуратно раздавлен, чтобы высвободить волокна (см. кисть № 10 на фото). Эта бамбуковая кисть все еще производится для использования сегодня.

-2

1: Эта большая кисть с короткой ручкой имеет мягкий состав волос, поэтому она особенно подходит для письма в стилях гёсё и сошо.

2: Это типичная кисть шодо с мягкими длинными щетинками длиной 7,6 см.

3: Эта кисть хороша для гёсё и сошо. Щетинки мягкие и имеют длину 6,3 см, что немного длиннее, чем у стандартной кисти.

4: Эта кисть, похожая на кисть 3, все еще новая (обратите внимание на заостренную форму щетинок). Щетинки имеют длину 6,3 см.

5: Это обычная кисть для сошо с щетиной длиной около 5 см.

6: Эта кисть новая, судя по форме щетинок. Это хорошо для кайсё и гёсё. По составу центральные и внешние ворсинки более грубые, чтобы обеспечить «пружину» при использовании. В качественных кистях этого типа усы мелких животных размещены по центру. Щетинки имеют длину 5,7 см.

7: Эта китайская с ручкой из зеленого камня тоже новая и не использовалась. Его смесь грубых волосков используется для написания небольших идеограмм кайсё. Длина щетины составляет 5 см.

8: Эта кисть, тоже новая и неиспользованная, имеет щетину из смеси шерсти енота и волка. Его голова имеет длину 5,7 см, и это хорошая кисть для кайсё.

9: Эта кисть, сделанная из грубого ворса (медвежья и т. д.), хороша для написания крупной каллиграфии в стиле кайсё или рейсё. Китайское название для него — «Король драконов». Длина щетины составляет 7,6 см.

10: Бамбуковая кисть была одной из первых , до того, как шерсть животных стала использоваться для щетины. Эти волокна грубые, поэтому могут быть эффективными при творческом письме в рейсё или кайсё. Длина щетины составляет 8,8 см.

11: В качестве щетины здесь используются птичьи перья. Каллиграфы могут предвидеть неожиданное качество линий, которые могут получиться, и будут использовать эту особенность в своем творчестве. Длина щетины составляет 8,8 см.

12: Эта маленькая кисть специально оставлена ​​заостренной и используется для написания подписи или для копирования сутры. Длина щетины составляет 3,175 см. Также показаны восемь сюиток.

Для хранения кистей после мытья подвешивайте их вниз головой на крючки специальной вешалки для кистей; влага будет стекать вниз и испаряться.

Кисти можно использовать как для сёдо, так и для суми-э попеременно. Однако есть исключения, особенно при рассмотрении стиля. При письме в стиле сошо или «письме на траве» желательно использовать кисть с длинными и мягкими щетинками. Это облегчает создание необходимых плавных и изогнутых линий. Этот тип кисти не подходит для суми-э.

При письме в стиле кайсё требуется кисть с более жестким ворсом, чтобы, когда кисть поднимается после штриха, кончик кисти автоматически возвращался в точку — особенность, которую ищет большинство каллиграфов. В стиле гёсё рекомендуется кисть немного мягче той, что используется для кайсё. Как уже упоминалось, сошо требует более длинных щетинок; однако на протяжении веков ходила поговорка: «Мастер каллиграфии не будет зависеть от качества или типа кисти, а создаст шедевр любыми доступными средствами». Но тем из нас, кто занимается каллиграфией или сёдо, использование подходящей кисти должно помочь улучшить наше письмо. При надлежащем уходе хорошая кисть может прослужить много лет, поэтому в качестве инвестиции рекомендуется использовать высококачественную кисть. Подробную информацию о составе кистей см.

ЧЕРНИЛА

Суми

Суми производится путем сжигания определенных видов масел и минералов. Когда сажа образуется в результате сжигания и затем смешивается с клеем никава, получаются чернила суми коричневого тона, наиболее подходящие для обычной каллиграфии. Когда сосновый сок сжигается, сажа в сочетании с никавой создает чернила синего тона.

Все черные чернила в любой форме содержат клей. Традиционно применялся клей никава, но недавно был разработан синтетический акриловый клей.

1: Это очень распространенный вид суми в виде палочки. Хотя формы палочек могут быть похожими, существует огромная разница в качестве. Качественная тушь суми требует многолетней выдержки; поэтому она может стоить несколько сотен долларов, в то время как похожая на вид палка может стоить менее десяти долларов. Для занятий используются недорогие палочки.

2: Палка в форме диска, сделанная в Китае.

3: Эта дорогая чернильная палочка покрыта сусальным золотом. Суми, сделанный из этой палочки, будет толстым и черным; если вы используете его в качестве светлых чернил, эффект будет коричневатого тона.

4: Эта чернильная палочка сделана из копоти соснового сока. Чернила, разбавленные водой, будут иметь холодный серо-голубой эффект.

5: Палочка с красными чернилами предназначена для инструктора, который будет использовать красный цвет для руководства и исправления в студии или классе.

6: Продается широкий ассортимент жидких чернил синего тона. Этот тип идеален для использования в качестве густых чернил. Чернила синего тона часто бывают сильно сгущенными или концентрированными, поэтому в соответствии с вашими потребностями можно создавать различные тона.

7: На протяжении веков говорили: «Черный — это черный, но он включает в себя все цвета». С этими чернилами после того, как штрихи вашей каллиграфии высохнут, они будут иметь пурпурный оттенок, когда их освещают лучи света.

8: Эти чернила очень популярны среди каллиграфов. Производителям удалось создать сверхтонкие молекулы сажи, что позволило придать работе черную краску неожиданной глубины. Он очень концентрированный, поэтому для общего использования пропорция должна составлять от 2 до 5 частей воды на одну часть чернил.

Никава веками использовался в качестве клея для японских пигментов для рисования и работ по дереву. Изготавливается из кости, кожи и других частей животных и рыб. Это вещество варится много часов; его снова и снова процеживают и очищают, чтобы получить прозрачный или полупрозрачный клей светло-оранжевого цвета. Обычно он бывает в форме маленького куба или в виде жидкости. Чернила суми на основе Nikawa потребуют более длительного времени высыхания, прежде чем работа может быть смонтирована или покрыта бумажной подложкой. Когда используются недорогие жидкие черные чернила, чернила имеют тенденцию растекаться или растекаться в процессе монтажа работы.

БУМАГА

Васи

Новички в сёдо обычно используют для практики устаревшие газеты. Можно также купить планшеты или пачки газетной бумаги. Но как только человек достигает определенного уровня мастерства в написании идеограмм и способен создавать тонкие эффекты, такие как эффект нидзими или эффекты сухой кисти, рекомендуется использовать бумагу более высокого качества. В магазинах товаров для творчества обычно продается бумага, специально предназначенная для практики каллиграфии. Бумага обычной практики называется ханши, и существует большое разнообразие по качеству и цене.

Изначально ханши изготавливали вручную из волокон кедра. Большие листы были разрезаны пополам, отсюда и название ханси (хан = половина; ши = бумага). Обычно размер составляет 33 x 24 см. Обычно используемый для больших работ, дзэнси — это стандартный размер бумаги: 137 x 70 см. Хансэцу — это дзэнси, разрезанный пополам по вертикали. Он обычно используется для каллиграфии или бокусэки (работы дзэнских монахов), которые затем превращаются в настенные ковры.

ПЕЧАТИ И ШТАМПОВЫЕ ПОДУШКИ

На Западе подписи используются для приписывания произведения искусства конкретному художнику. В Японии каллиграф подписывает свою работу печатью инкан или «отбивной». Обычно идеограмма фамилии каллиграфа выполняется белым цветом на красном фоне, а имя — красным цветом на белом фоне. Выбор размера и выбора красной или белой линии, а также использование обеих печатей на одном и том же фрагменте каллиграфии зависит от размера и способа работы. Точно так же выбор цвета пигмента в используемой подушечке для штемпеля (шунику), который варьируется от красного до оранжево-красного и коричневато-красного, будет зависеть от того, требуется ли современный или старинный эффект.

Овладение кистью

Если вы никогда раньше не использовали кисть суми, есть много книг для начинающих, доступных на азиатских и общих сайтах по искусству и рукоделию, а также в магазинах расходных материалов. Чтобы в полной мере оценить создание собственных работ дзэнго, важно иметь прочную основу в основных техниках работы кистью.

Еще одна причина, по которой важно научиться пользоваться кистью, заключается в том, что иероглифы в сёдо можно писать только один раз. Не может быть и речи о том, чтобы изменить, подправить или дополнить их после того, как они были написаны, поскольку такие исправления будут видны зрителю. Натренированному глазу сразу видна разница между умелым и плохим использованием кисти. В хорошем каллиграфическом произведении присутствует естественный баланс как персонажей, так и композиции в целом. Во всей работе есть ритм. Прямые линии сильные и четкие, а изогнутые линии тонкие и подвижные. Различия в толщине и тонкости линий. Количество чернил на кисти или их отсутствие также постоянно на протяжении всей работы, а персонажи имеют масштаб, который оживляет произведение.

Как держать кисть

В нашем современном мире наиболее распространенным инструментом для письма является ручка с твердым наконечником, такая как вездесущая шариковая ручка, которая проводит тонкие ровные линии. Когда пальцы движутся горизонтально по бумаге, рука едва отрывается от поверхности бумаги. Движения вверх или вниз практически отсутствуют. Кисть, диаметрально противоположная, привносит художественное измерение, которого невозможно достичь с помощью пера с твердым наконечником. Кисть не только гибкая, потому что она была сконструирована из комбинации шерсти животных для удовлетворения потребностей пользователя, но и необходимо полное движение руки, когда кисть поднимается и опускается. С помощью кисти можно создавать разнообразные линии, от узких до широких, от коротких до длинных, и получать определенные эффекты, например, при использовании сухой кисти или очень влажной.

МЕТОД 1 Слегка, но надежно держите ручку кисти в руке, при этом большой, средний и безымянный пальцы обеспечивают основную поддержку.

-3

СПОСОБ 2 Безымянный палец, плотно прижатый к задней части рукоятки, обеспечивает большую устойчивость.

-4

Независимо от того, являетесь ли вы новичком или опытным практиком сёдо, всегда есть элемент волнения и удовольствия в визуальном эффекте, который кисть производит на бумаге ручной работы. В сёдо результаты мазков кистью будут отражать сущность или состояние ума творца. В пределах линий, множество настроений и отношений повлияют на результат. Поскольку кисть постоянно движется вверх и вниз, расширяется творческое выражение качества линий. Это основа сёдо. Нужно постоянно помнить о «вариациях строк», которые будут включены в одну идеограмму. Поэтому научиться двигать «кистью в руке» — самая большая проблема для новичка в сёдо.

В каллиграфии кисть нужно держать точно перпендикулярно бумаге, что сильно отличается от шариковой ручки! Есть несколько стандартных способов добиться этого путем изменения положения пальцев и большого пальца. Для всех методов, показанных ниже, локоть должен быть поднят в горизонтальное положение на всем протяжении.

ДЫХАНИЕ

В шо, пока кисть находится в движении, вы должны осознавать свое дыхание: когда вы вдыхаете, когда выдыхаете. Обычно последовательность такова: вдох, задержка дыхания, движение кисти и начало постепенного выдоха; закончите выдох, когда один раздел идеограммы будет завершен. В искусстве сё духовность и физическая деятельность должны совпадать, поэтому контроль дыхания имеет первостепенное значение.

МЕТОД 3 Здесь все пальцы, кроме мизинца, поддерживают ручку кисти.

-5
-6