Большинство российских обывателей полагают, что дрифт, как и другие направления стритрейсинга, зарождался где-нибудь на Воробьевых горах в Москве. На самом же деле начало русскому дрифту было положено за годы до этого во Владивостоке. Занималась этим не золотая молодежь, а простые парни из опасных районов. В рамках спецпроекта «Русский форсаж» мы встретились с гонщиками, которые первыми в стране стали красиво валить боком, а потом так подтянули свое мастерство, что смогли выступать наравне с лучшими японскими дрифтерами.
Начало русского дрифта.
История российского дрифта, как и первого парня в стране, научившегося красиво «валить боком», берет начало от Змеинки. Так называется весьма своеобразный район Владивостока, который отделяют от центра сразу две бухты — Золотой Рог и Диомид.
Район этот будто бы застрял между эпохами: асфальтовые улочки с многоэтажками, а рядом грунтовки с деревянными домишками. А еще гаражи, какая-то портовая инфраструктура, живописный лес и пляж, где, как говорят, можно не только позагорать, но и искупаться, не боясь измазаться в мазуте.
Здесь люди знают друг друга, как в большой деревне, и привыкли жить без централизованного горячего водоснабжения. А еще здесь не очень хорошо обстоят дела с общественным транспортом. Из-за этого местным приходилось пробираться в центр города через Чуркин — соседний и самый криминальный район Владивостока.
В девяностые и нулевые сюда не совались без нужды, чтобы не нарваться на проблемы. Но у жителей Змеинки особого выбора не было: приходилось идти между двух заводских заборов дорогой, которую прозвали Раздевалкой. Тут можно было лишиться не только наличности, но даже куртки, а позднее и мобильника.
Проблемы с логистикой и вынудили жителей Змеинки пересесть на дешевые, хлынувшие в город с начала 90-х подержанные японские автомобили.
О том, как человек менял свой взгляд на это место, сев за руль, красноречиво написал Гиляровский современного Владивостока Василий Авченко: «Закоулки-очкуры того же Чуркина, где я до этого бывал считаное количество раз и всегда опасаясь, изменили для меня свой облик. С моим металлическим Вергилием наш гоп-Гарлем стал ближе и безопаснее».
Именно здесь находится единственный городской гоночный трек — картодром «Змеинка». Такое впечатление, что от извилистого рисунка трассы этот картодром, а потом и весь район получили свое название. Хотя на самом деле оно произошло от сопки, на которой водилось много змей.
Первый дрифтер.
«Въезд на трек был свободный, и еще в 2001 году я там "давал угла" на Toyota Carina 1982 года выпуска. У нее был двигатель 1,8 турбо и механика», — вспоминает выросший в этом районе Александр Крупин.
Тогда Крупин, разумеется, не знал, что он первый дрифтер в стране, но так единогласно утверждают самые авторитетные в движе пилоты Владивостока, которых, в свою очередь, признают первыми дрифтеры из Москвы и других регионов России.
Поразительно, но первый дрифтер России научился искусству, когда у него не было даже водительских прав. В машину они набивались впятером с друзьями, но за рулем чаще всего оказывался именно Крупин, потому что он не только «пятаки крутил», а каким-то интуитивным путем пошел в сторону японской техники дрифта, то есть без упора на ручной тормоз.
«Я разгонялся, ставился и боком проходил аппендикс на "Змеинке", так же как потом годы спустя это происходило на дрифт-соревнованиях. Ручником я изначально не пользовался, и выворот у передних колес на машине был стандартный», — рассказывает Крупин.
Еще один гонщик Дмитрий Семенюк вспоминает, как летом 2004 года они с друзьями гоняли по «Змеинке» на время и наблюдали за тем, что там вытворял Александр.
Всего год спустя во Владивостоке уже пройдут первые соревнования по дрифту.
На глазах становившийся легендой Крупин входил во вкус. Это хорошо заметно по эволюции его автопарка. Сначала он приобрел убитый Nissan Skyline r32 c самым простеньким из доступных для такого авто двухлитровым двигателем RB20, а со временем заказал к нему новый кузов и значительно более мощный движок RB25.
Затем был приобретен Nissan Silvia. «Брал с аукциона в Японии, явно из-под какого-то японского дрифт-панка. Эта была Silvia S14 c мордой от S15, то есть, видимо, владелец ее не жалел. У нее еще стояла турбина от Nissan GTR и редуктор был заварен», — описывает машину Александр.
К моменту ее покупки у Крупина, как у настоящего спортсмена, уже появился спонсор.
К слову, именно на той Silvia Александр с несколькими друзьями по просьбе прокатчиков приехал к кинотеатру «Океан», где летом 2006 года должна была состояться премьера фильма «Тройной форсаж: Токийский дрифт».
«Это кино стало мощным толчком для дрифт-движения. У нас во Владивостоке, конечно, к этому времени оно уже существовало, но мы стали больше внимания уделять тюнингу, жгли движки, чтобы вытянуть из них максимум», — вспоминает Крупин.
Выход на мировой уровень .
Летом 2008 года в столицу Приморья приехал знаменитый Номукен — гонщик Кен Номура. По его фильмам люди тогда по всему миру учились «валить боком».
Номукена встречали парни, которых, как и Крупина, можно считать первыми российскими дрифтерами: Дмитрий Семенюк, Андрей Тараненко и Константин Авшаров.
Они вспоминают, что жутко волновались, ведь они, обычные молодые гонщики, взяли на себя ответственность за организацию визита.
Проблемы начались сразу после прибытия делегации. Съемочная группа Номукена, со свойственной японцам дотошностью, задекларировала все свое оборудование как особый груз, но не учла особенности русской таможни.
«Это было вечером, и человек, который такой груз должен досматривать, уже ушел домой. Мы пытались договориться, но забрать вещи с большим трудом удалось только на следующий день», — вспоминает Семенюк.
Уставших японцев повезли в армянский ресторан, а утром сразу на «Змеинку». Кен Номура согласился судить дрифт-соревнования. Его удивило, что трасса бесплатная и открыта для всех, а потому на нее периодически выезжали и даже входили какие-то неизвестные люди с непонятными целями.
Номура предложил не ездить по всему треку, как тут делали прежде, а оставить для оценки лишь одну связку поворотов. Выбрали ту, которая располагается ближе всего к судьям и зрителям.
Еще Номукена очень удивило, что на парных заездах владивостокцы выезжали, соблюдая дистанцию в десятки метров друг от друга, — слишком уж берегли свои машины. «Какой же тогда в этом смысл?» — поражался японец.
После соревнований Константин Авшаров со своей девушкой организовали тут же, на «Змеинке», пикник, который затем перерос в тренировку: японский мастер преподал несколько уроков русским коллегам. Еще один мастер-класс Номукен провел на следующий день.
Посетил японец и нелегальные ночные гонки. Тогда это был исключительно драг-рейсинг — классические спринтерские заезды пар автомобилей. Наглые владивостокские парни перекрывали для заездов довольно оживленные улицы, а потом медленно и неохотно меняли дислокацию после приезда милиции.
«Здесь, во Владивостоке, происходит то, что раньше было у нас, — прокомментировал в своем видео Кен Номура. — Много энергичной и смелой молодежи, которая готова круто отжигать на тех самых машинах, что прежде гоняли по Японии».
Однако не все было так радужно.
Именно в конце нулевых в приморском дрифт-движении начался мощный кризис: люди прокачали машины, посоревновались друг с другом, но надо было двигаться дальше, и почти никто не понимал куда.
«Тогда я стал терять интерес к дрифту. В итоге перешел в мотокросс. Помню, в какой-то момент только у Димы Семенюка оставалась уверенность, что у дрифта большое будущее, — говорит Александр Крупин. — Он убеждал всех, что нужно развиваться, притягивать спонсоров, зрителей, выводить состязания и подготовку к ним на качественно новый уровень. Это воспринималось как безнадежный энтузиазм, но годы показали, что правда за Семенюком. Его роль в развитии дрифта как нового вида спорта трудно переоценить».
В конце 2008 года Дмитрий Семенюк, жаждавший превращения этого стихийного панковского действа в престижный, зрелищный и хорошо организованный спорт, как в Японии, организовал этап в городском парке Артема, договорившись с местными властями.
«Я думал, что организаторы заездов на "Змеинке", которые к 2008 году стали откровенно подзабивать на свою работу, посмотрят, как это может выглядеть, сделают правильные выводы и изменят подход, а они просто все бросили и отказались делать что-либо дальше. Я же совсем не планировал уходить в организаторы и бросать карьеру гонщика», — вспоминает Семенюк.
Однако ситуация вынудила Дмитрия взять все в свои руки и стать мишенью для хейтеров, в особенности среди уличных дрифтеров.