Найти в Дзене
АиФ Ростов

Стены помнят. На выставке военных лет ростовчанка нашла снимок родного дома

Оглавление
   Стены помнят. На выставке военных лет ростовчанка нашла снимок родного дома
Стены помнят. На выставке военных лет ростовчанка нашла снимок родного дома

Ростовчанка в седьмом поколении Нина Котельникова на одном из старинных фотоснимков, сделанных военными корреспондентами в дни освобождения Ростова от немецко-фашистских захватчиков, узнала дом своих бабушки и дедушки. Та фотография была в числе экспонатов выставки, открывшейся в Донском государственном техническом университете.

Сейчас Котельникова преподаёт в том же вузе, а ещё курирует направление молодёжной политики. И хотя по образованию она не историк, трепетное отношение к наследию своей страны, города, семьи для неё вовсе не пустые слова.

Прятались в подвале

Дом, который попал в объектив военного корреспондента, это пятиэтажка на улице Седова, 16. Она стоит там по сей день. Сейчас в квартире живут родители Нины Котельниковой – Гарри Иванович и Розалия Никитична Пановы. Им уже по 88 лет.

А тогда, в 43-м, здесь находились родители самой Розалии – Александра Максимовна и Никита Панфилович Тюрины. Когда пришли фашисты, девочке было семь лет...

Как рассказала нашему изданию Нина Котельникова, её деда тогда не призвали в армию, поскольку он был инвалидом (у него не было почки).

«Мужчин практически не осталось, был страшный голод, хлеба не было. По набережной ходил конвой. Чтобы как-то прокормить семью и помочь соседям, дед украдкой по ночам ловил рыбу в Дону, а днём прятался в подвале», – поделилась воспоминаниями преподаватель.

Стены дома на Седова, 16, хранят память о жутких, пугающих своей дикостью трагедиях. В первый день, когда пришли оккупанты, на улицу вывели и расстреляли троих парней – им было на вид лет 20–30.

«Нацисты тогда не церемонились и с еврейскими детьми, могли схватить ребёнка за волосы, а затем одним махом переломить ему позвоночник. Об этом знали все, поэтому старались укрывать соседей. Так моя бабушка спасла от фашистов семью евреев-музыкантов, которые жили в том же доме. Она спрятала их в дальней изолированной комнате, а дверь закрыла шкафом. Мы до сих пор поддерживаем связь с этой семьёй, они ежегодно возлагают цветы к могилам бабушки и дедушки», – рассказала Нина Гарриевна.

Сохранить детям жизнь удалось благодаря тому, что тогда в доме сталинской постройки были квартиры коммунального типа, а планировка шла «паровозиком». Немцы не стали отодвигать шкаф – настоящее чудо...

Досталось в те страшные дни и маме Нины – Розалии Никитичне. Когда по дому разгуливали захватчики, а жители прятались в подвалах, ребёнок мучился из-за сильной боли.

«Мама заболела тифом. Бабушка рассказывала, как прячась от фашистов в подвале, она закрывала маме рот, когда та кричала от боли, чтобы их не обнаружили», – поделилась Нина Котельникова.

И хотя прошло уже 80 лет, пожилые ростовчане – дети войны – хорошо помнят события страшных дней. Папа Нины Котельниковой Гарри, тоже коренной ростовчанин, в те годы жил на улице Журавлёва.

«Ему было семь. Немец пообещал доверчивому ребёнку шоколадку, но вместо этого, когда тот подошёл ближе, ударил мальчика прикладом по лицу», – говорит преподаватель.

Среди экспонатов фотовыставки она узнала ещё один запечатлённый на плёнку дом – на пересечении проспекта Чехова и улицы Красных Зорь.

Родовое гнездо

Ростовчанка хорошо изучила не только город, его улицы, но и свою семейную историю. Её предки прибыли на Дон ещё в начале XIX века. Женщина говорит, что Ростов стал для неё родовым гнездом.

«Я настоящий патриот. Работая с молодёжью, отмечаю, что новое поколение не потеряно. Они немного сбиты с курса, но у них так же катятся слёзы по лицу, когда они смотрят фильмы о Великой Отечественной войне. Я не преподаю историю, но ещё в школе меня научили любить и гордиться своей страной. Воспитание достойного гражданина начинается с самого раннего возраста. Очень важно, чтобы история не была забыта или переписана», – считает преподаватель.

Фотовыставка в ДГТУ продлится до конца марта. Пока Нина Котельникова – единственная посетительница, которая узнала на снимках свой дом, родные места.