Плакат о вечной дружбе двух империй — Маньчжурской и Японской
1 марта было провозглашено государство Маньчжурия, или Маньчжоу-Го (1932—1945). Которое вошло в историю как марионеточное государство Японии, хотя вело свою историю от реальной Маньчжурской империи и было признано рядом стран, в том числе, одно время, даже Советским Союзом.
Может быть, не стоило бы вспоминать этот факт сегодня, если... Если бы он не оказывался неожиданно остро злободневен. У Ильфа и Петрова был в своё время, в 1934 году, сатирический фельетон, который так и назывался — «Россия-Го». Они в нём высмеивали житьё-бытьё русских белогвардейских эмигрантов, которые лелеют мечту о такой же, как Маньчжурия, марионеточной «России-Го», и шлют японскому императору верноподданное послание: «Пресветлый батюшка, царь-микадушко, мы твои детушки, самурайчики Семёнов с Гукасовым. Нам много не надо. По нескольку тысяч га на человека и небольшое государство со столицей в Чите, какая-нибудь там Россия-Го, с японизацией алфавита. А гимн можно составить очень быстро. Текст взять из «Жизни за царя», а музыку дать из «Мадам Батерфляй». Будет хорошо и патриотично».
Ну, хорошо, а при чём же здесь современная Россия и постсоветские страны? Да вот как раз и притом. Что вся суть процессов, которые уже 30 лет идут на развалинах СССР, в том и заключается, что на них стремятся создать колониальные или полуколониальные государства по типу Маньчжоу-Го. Украину-Го, Белоруссию-Го, Россию-Го... Хотя вряд ли Россию, скорее, какие-нибудь Идель-Урал-Го, Ингерманландию-Го и Московию-Го.
Император Маньчжурской империи Пу И в мундире генералиссимуса
Может быть, я фантазирую, а у классиков марксизма мы такой мысли не обнаружим? Ну, поскольку я в число таких классиков включаю Л. Троцкого, то сошлюсь на авторитетное для меня мнение Льва Давидовича: «Реставрация буржуазной России означала бы для «настоящих», «серьёзных» реставраторов не что иное, как возможность колониальной эксплуатации России извне... Реставрация капитализма в России создала бы химически-чистую культуру русского компрадорства, с «политически-правовыми» предпосылками деникински-чанкайшистского образца. Всё это было бы, конечно, и с богом и со славянской вязью, т.е. со всем тем, что нужно душегубам для «души». «Крушение диктатуры пролетариата означало бы многолетнюю гражданскую войну с попытками бессильной бонапартистской диктатуры в разных частях страны по деникинско-китайскому образцу, с неизбежной задержкою экономического и культурного развития на долгий ряд лет. Из этого хаоса выход мог бы открыться не в сторону демократии, которая в России, ввиду её структуры и истории, является наименее вероятной из всех политических форм, а в сторону колониального закабаления или — новой октябрьской революции».
Таким образом, «колониальное закабаление», «колониальная эксплуатация России извне» плюс гражданская война и декоративно украшенная «богом и славянской вязью» компрадорская диктатура «в разных частях страны» (то есть раздробление СССР на части) — это то, что было предсказано Советскому Союзу на случай реставрации капитализма ещё в 30-е годы. Теперь поглядите в топ новостей или на страницы газет: пардон, это не ровно то, что мы там и читаем каждый день, нет? Примечательны также отсылки Троцкого к китайскому опыту 30-х годов, который он считал, видимо, очень наглядным и ярким примером колониального закабаления. Однако вот ещё в чём фокус... Троцкий пишет про диктатуру чанкайшистского типа. Разумеется, вождь Гоминьдана Чан Кайши (1887—1975) представлял собой типичный пример свирепого антикоммунистического диктатора, вдобавок компрадора до мозга костей. Но... посмотрите на эту фотографию.
Мао Цзэдун и Чан Кайши, сентябрь 1945 года
Лидер китайских коммунистов с обворожительной улыбкой подтверждает за банкетным столом свой союз с лидером компрадорской китайской буржуазии. Союз был заключён против тех самых японских колонизаторов, создателей Маньчжоу-Го, стремившихся подчинить себе и остальной Китай.
Сам Мао в 1960 году говорил об этом следующее: «Чан Кайши считал нас бациллами и хотел уничтожить нас. Мы шли на него и от него в течение 22 лет, с двумя периодами сотрудничества и двумя разрывами... Второй период, с 1924 по 1927 год, был не чем иным, как войной. Мы остались без выбора... Никто из нас не знал, как воевать, и никто не готовился к битве. Мы с премьер-министром были интеллектуалами... Но какой другой выбор [у нас] оставался? Он [Чан Кайши] хотел убивать. Когда Япония ворвалась в Китай с войной, мы снова сотрудничали с Чан Кайши. Чан Кайши — собака Великобритании и США. Когда Япония вторглась [в Китай], Чан Кайши этого не одобрил. В третий период [который длился] 8 лет [1937—1945], [мы] сотрудничали с Чан Кайши ради борьбы с Японией. Сотрудничество не было хорошим, [потому что] Чан Кайши представлял компрадорский капиталистический класс, будучи компрадором Великобритании и США».
«Сотрудничество не было хорошим», однако Мао даже в 1960 году считал его необходимым, поскольку иного пути борьбы с японской колонизацией не было. Может быть, эта история наведёт постсоветских левых на некоторые размышления о том, как нужно относиться к буржуазии и её вождям на постсоветском пространстве? Не надо бросаться им в объятия, разумеется, поскольку никакое «сотрудничество не будет хорошим», и буржуазия всегда будет держать за пазухой против левых и камень, и «термобарическую повестку», но если буржуазные вожди приходят в противоречие с колонизаторами, то неужели левым надо становиться на сторону колонизаторов? Между тем именно это и делают сейчас очень многие постсоветские левые!
Не далее, как сегодня, я написал в дискуссии с одним российским маоистом: «Представьте, как бы отнеслись китайские коммунисты и Мао к вашему аналогу в той ситуации [1937—1945 годов], который бы сказал: «Чан — империалист, он грубо вмешивается во внутренние дела независимого государства Маньчжоу-Го, попирает его независимость и суверенитет, это империалистическая агрессия, её надо безоговорочно осудить и выступить за поражение империалистического гоминьдановского Китая!»
Ещё интереснее оценка Мао, которую он давал Чан Кайши в 1960 году: «Американцам сейчас не нравится Чан Кайши. Мы всё больше его любим. Те, которые на 100 процентов проамериканские, хуже, чем Чан Кайши, который всего лишь на 99 процентов проамериканский. Он всё ещё хочет сохранить своё влияние».
Предлагаю перевести эту цитату на сегодняшний день и сегодняшнюю ситуацию:
«Американцам сейчас не нравится Путин... Те, которые на 100 процентов проамериканские, хуже, чем Путин, который всего лишь на 99 процентов проамериканский. Он всё ещё хочет сохранить своё влияние».
Разве не похоже, как две капли воды? А возвращаясь к теме поста... И Маньчжоу-Го (в 1945 году), и гоминдановская Китайская Республика (в 1949 году) отправились на свалку истории. Китайская Республика даже уцелела до сегодняшнего дня — на острове Тайване. Но путь к этим победам для коммунистов был непрост, очень непрост и извилист... И если бы китайские революционеры делали все те безумства, которыми в наши дни заняты многие постсоветские левые — то без задних ног бросаясь на шею императору Маньчжурии Пу И и стоявшим за ним японцам, то так же доверчиво-влюблённо относясь к Чан Кайши и Гоминьдану — Китайской Народной Республики просто не существовало бы на свете...
Рисунок, посвящённый концу в 1945 году Маньчжоу-Го:
Рисунок С. Костина. Сентябрь 1945 года. «Трофеи счет любят. В Мукдене, на аэродроме, нашими войсками задержан и интернирован вместе со свитой «император» марионеточного государства Маньчжоу-Го — Пу-И.
— Проверь-ка, Сидоров, ещё разок: самолётов — 483, полевых орудий — 642, императоров — 1».
А это рисунок — о закате эпохи уже следующих компрадоров — Чана и Гоминьдана:
Кукрыниксы. Карикатура на Чан Кайши и лидеров Гоминьдана. Журнал «Крокодил», 1948 год. «Китайские безделушки. Фарфор (битый) гоминдановской марки»
Генералиссимус Чан Кайши (1887—1975)