«Ненавистная раздельность мира и все проистекающие из нее бедствия и вынуждают нас, неученых, т. е. тех, кои дело ставят выше мысли (но дело, общее всем, а не борьбу), обратиться с этою запискою по вопросу о неродственности и о средствах к восстановлению родства к ученым, и особенно к богословам, т. е. к людям мысли, или представления, к людям, ставящим мысль выше дела». (Н.Ф. Федоров. «Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т. е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства»)
«Философией общего дела» называется собрание сочинений знаменитого русского религиозного философа Николая Федоровича Федорова (1828(1829)-1903). Именно Федорова считают «отцом русского космизма» - направления, к которому относят также В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Н.А. Наумова и многих других русских ученых и мыслителей рубежа XIX-XX вв.
«Московский Сократ»
При жизни Федорова звали «московским Сократом». Работы его оказали огромное влияние на многих русских писателей, поэтов и художников – Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А. Фета, В. Брюсова, В. Маяковского, Н. Клюева, В. Хлебникова, М. Горького, М. Пришвина, А. Платонова, Б. Пастернака, В. Чекрыгина, П. Филонова…
Родился Николай Федоров в селе Ключи Тамбовской губернии и был внебрачным сыном князя Павла Ивановича Гагарина, о чем узнал лишь в уже довольно зрелом возрасте. Фамилию он получил по крестному отцу. В 1849 г. Николай окончил гимназию в Тамбове и поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе. Но после третьего года обучения ему пришлось оставить лицей, так как скончался его дядя Константин Иванович Гагарин, плативший за учебу племянника.
Как и многие небогатые образованные люди его времени, Федоров начал карьеру педагога, преподавал историю и географию в уездных городах. Летом 1867 г. он пешком отправился в Москву, где в 1869 г. устроился помощником библиотекаря в Чертковскую библиотеку. В 1874 г. он перешел на службу в библиотеку Румянцевского музея, где прослужил четверть века. Последние годы жизни Федоров провел в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел.
Во время работы в Румянцевском музее Федоров по воскресеньям вел заседания дискуссионного клуба, который посещали многие выдающиеся личности той эпохи. Среди них был и К.Э. Циолковский, который тоже во многом воспринял идеи Федорова и привнес их в свое учение о космонавтике.
Будучи глубоко религиозным человеком, Николай Федорович вел аскетический и подвижнический образ жизни. Так, значительную часть своего и без того скудного библиотечного жалованья он раздавал своим ученикам и последователям в качестве «стипендий». Если ему предлагали прибавку к жалованью, он отказывался. Также он никогда не ездил на пролетке, всегда и везде ходил только пешком… Видимо, из скромности он публиковал свои статьи исключительно под псевдонимами, не спрашивая с издателей гонораров, или давал их читать в рукописном виде… Кроме того, он не позволял себя фотографировать и рисовать с себя портреты. Единственный из них был тайком нарисован художником Леонидом Пастернаком (1869-1945), отцом Бориса Пастернака (1890-1960).
Как-то в декабре 1903 г. в сильный мороз друзья уговорили Федорова надеть шубу и сесть в экипаж. После этого он захворал воспалением легких и вскоре скончался. Его последователи В.А. Кожевников и Н.П. Петерсон собрали сочинения мыслителя и издали под одной обложкой под названием «Философия общего дела». Первое издание вышло в 1906 г. и было разослано по библиотекам и научным обществам, а оставшиеся экземпляры бесплатно раздали желающим.
Идея избавления от смерти
Н.Ф. Федорова по праву считают предтечей ноосферного
мировоззрения, основы которого мы находим в работах знаменитого русского ученого В. И. Вернадского и французского философа П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Также приверженцы движения «трансгуманизма», возникшего в конце прошлого столетия, считают себя последователями Федорова.
Главная идея федоровского учения заключается в преодолении смерти. Он пытается понять и ответить на вопрос, «почему живущее страдает и умирает».
«…Жизнь, то есть жизнь бессмертная, есть истинное добро, а смерть — истинное зло», - считает философ. Природа видится ему «силой неразумной и слепой, рождающей и умерщвляющей», которую человек должен себе подчинить. Целью человечества, по его мнению, должно стать «всеобщее возвращение жизни, всеобщее воскрешение». Мы виноваты в смерти предыдущих поколений, так как наши предки уходят, чтобы мы пришли им на смену. Поэтому единственно правильным будет всеобщее спасение и бессмертие, и не только для одних праведников, но для всех людей на земле. Это «требует рая, Царства Божия, не потустороннего, а посюстороннего, требует преображения посюсторонней, земной действительности, преображения, распространяющегося на все небесные миры и сближающего нас с неведомым нам потусторонним миром: рай, или Царство Божие, не внутри лишь нас, не мысленное только, не духовное лишь, но и видимое, осязаемое».
Но рая мы должны достигнуть собственным трудом, а не получить его свыше. Это и есть «общее дело», которое подразумевает братское единение всех людей, стран и народов, сословий и религий, а также синтез всех культур. Именно в этом Федоров видит воплощение христианских (в частности, православных) идеалов. Он ссылается на то, что, по Библии, смерть – это наказание за первородный грех, следовательно, избавление от смерти (воскрешение) должно стать искуплением греха.
Сыновство и «общее дело»
Однако во многом учение Федорова разнится с христианским мировоззрением. Так, он пытается сочетать два противоположных начала: религиозную метафизику, представляющую учение о Святой Троице как «идеал полюбовного союза нескольких лиц», и натуралистический реализм (он просматривается, к примеру, в учении о методах воскрешения человеческих предков).
Федоров вводит особое понятие «сыновства». «Только по отцу люди братья», - говорит он. Это отношение просматривается в Троице (Бог-Сын и Святой Дух состоят соответственно в сыновних и дочерних отношениях с Богом-Отцом). Так и каждый человек не автономен, а тесно связан со своим родом, со своими предками. Например, европейские
язычники сохранили общность языка, но при этом позабыли, что произошли от Иафета, тогда как семитам удалось сохранить память об их общем предке Симе, тоже сыне Адама. Славяне же – арийское племя, и в то же время потомки загадочного народа чудь…
Федоров говорит о «сынах, сознающих утрату, свое сиротство, и только в исполнении долга к отцам находящих свое благо, свое дело».
В чем же заключается это «общее дело»? Прежде всего – в овладении природой, «внесении в природу воли и разума», что приведет к победе над смертью:
«…Потому-то и нет в природе целесообразности, что её должен внести сам человек, и в этом заключается высшая целесообразность. Творец чрез нас воссоздает мир, воскрешает все погибшее; вот почему природа и была оставлена своей слепоте, а человек своим похотям. Чрез труд воскрешения человек, как самобытное, самосозданное, свободное существо, свободно привязывается к Богу любовью.
Поэтому же человечество должно быть не праздным пассажиром, а прислугою, экипажем нашего земного, неизвестно еще какою силою приводимого в движение, корабля — есть ли он фото-, термо- или электроход».
Переход от слепоты к сознанию
Федоров считает, что существует два рода любви. Один связан с похотью, половым влечением между мужчиной и женщиной, второй - всемирная любовь, «сила чувствующая, но не чувственная», любовь между всеми людьми, прежде всего любовь детей к своим родителям. По его мнению, она должна вытеснить «половое чувство… заменяя деторождение отцетворением, или воссозиданием отцов».
Философ не отрицает институт царя (или кесаря). Но при этом он считает, что самодержец должен стать божественным орудием: «Не народ для царя и не царь для народа, а царь вместе с народом, как исполнитель дела Божия, дела всечеловеческого».
Город Федоров воспринимает как место, где население
«наибольшее наслаждение, наименьший труд считает высшим благом, а потому и в науке отвергает, как отбросы, все, не имеющее непосредственного приложения к этой цели», в отличие от села, где сохраняются «прямые, непосредственные отношения к земле, то есть к праху предков». Поэтому со временем люди переберутся из городов в сельскую местность, где и станут свершать дело воскрешения.
Философию мыслитель называет «младенческим лепетом человеческого рода, или мыслью без дела». Знание должно быть деятельным, а не чисто теоретическим, говорит он. Поэтому ученые люди, интеллигенция, должны объединяться с неучеными для познания природы, а наука должна стать «достоянием всех, то есть быть выводом из наблюдений, производимых везде, всегда и всеми». Со временем человечество научится управлять природными процессами, ему удастся победить голод, болезни и, наконец, старение организма, которое приводит к смерти.
Наука и искусство, знание и вера должны соединиться в религии, и тогда она, объединив знание и веру, «достигнет совершенства, действительности, осуществления» в деле овладения природой и в конечном итоге воскрешения предков.
Сегодня человечество, по Федорову, находится лишь на «первой ступени перехода природы от слепоты к сознанию». В процессе изменений наши физические органы будут преобразованы «психофизиологическою регуляциею (то есть управлением душевно-телесными явлениями)». Мы научимся воссоздавать физические тела «из самых первоначальных веществ, атомов, молекул». Человек будущего «будет способен жить во всех средах, принимать всякие формы и быть в гостях… во всех мирах, как самых отдаленных, так и самых близких».
Воскрешение из праха
В качестве «техники воскрешения» Федоров предлагает «собирание рассеянного праха и в совокуплении его в тела, пользуясь для сего и лучистыми образами, или изображениями, оставляемыми волнами от вибраций всякой молекулы». Таким образом предки будут воссозданы такими, какими они были при жизни.
Но как избежать перенаселения? К тому времени человечество начнет заселять другие планеты Солнечной системы, а затем и более далекие планеты. Туда и переселятся возрожденные предки…
Рано или поздно этот проект охватит всю Вселенную, и «тогда все миры, движимые ныне бесчувственными силами, будут управляемы братским чувством всех воскрешенных поколений». Все миры будут объединены «в художественное целое, в художественное произведение, многоединым художником коего, в подобие Триединому Творцу, будет весь род человеческий, в совокупности всех воскрешенных и воссозданных поколений, воодушевляемых Богом, или Духом Святым, уже не говорящим лишь, и притом чрез некоторых только людей, пророков, а действующим чрез всех сынов человеческих в их этической, или братской (супраморалистической), совокупности».
В этом и заключается смысл существования людей: они «созданы быть небесными силами, взамен падших ангелов, чтобы быть божественными орудиями в деле управления миром, в деле восстановления его в то благолепие нетления, каким он был до падения».
Будущее по Федорову
В то же время Федоров рисует нам иную, пугающую альтернативу: в обществе воцарится господство технологий; пища и другие материалы будут синтезироваться искусственно; половое влечение полностью заменит любовь, и браки будут заключаться не ради рождения детей, а исключительно ради получения физического удовольствия; наконец, противоестественное больше не будет постыдным. Возникнет новый вид «животного человека, или горожанина», который станет уничтожать животных и растения и откажется от научных достижений, озабоченный исключительно сохранением самого себя. Эти представители новой разновидности человечества «станут истреблять друг друга, пока не наступит день гнева».
Разумеется, «Философия общего дела» довольно серьезно критиковалась, в частности, Соловьевым, Бердяевым и Лосским, которые в немалой степени сами считали себя последователями Федорова. Признавая в учении Федорова рациональное зерно, они все же обвиняли его в утопизме и недостаточной привязке к материальному началу. В начале ХХ столетия все эти тезисы действительно нельзя было назвать иначе чем утопией. Однако в начале XXI столетия мы уже не можем говорить об этом так уверенно. То, что сто лет назад казалось невозможным, сейчас постепенно превращается почти в обыденную реальность. Воскрешение из праха? Возьмем опыты по клонированию… Создание волновых образов? Ученые уверены, что в самом ближайшем будущем удастся делать волновые «слепки» человеческой личности и хранить их в компьютере… Все это Федоров смог предвидеть еще тогда, когда ни о генетике, ни о компьютерах еще и слыхом ни слыхивали. Так что, может, и победа над смертью – не такой уж фантастический вымысел…
Из книги Ирины Шлионской
"50 Великих книг, содержащих послания человечеству. Мифы и реальность"
Публикуется с разрешения автора