Принимая гостя, Тициан не испытывал особых симпатий к заказчику.
Секретарь Совета Десяти Венецианской республики Никколо Аурелио был, безусловно, человеком влиятельным. Должность Секретаря примерно соответствовала Министру иностранных дел. Заказ стоило взять, несмотря на огромную занятость и количество неоконченных работ. Связи Аурелио открывали перед молодым мастером заманчивые перспективы - Тициану хотелось получить приглашение в Ватикан поработать при папском дворе.
Ходили слухи, что немолодой Аурелио берет в жены красавицу Лауру Бараготто из Падуи, польстившись на ее титул и приданое. Сам Аурелио был, говоря современным языком, self-made man. Имея происхождение довольно скромное, он достиг карьерных высот благодаря уму и изрядной доли беспринципности.
Его невеста Лаура происходила из Падуи. Совсем недавно она овдовела, а позже лишилась отца, которого публично казнили на площади Святого Марка за коллаборационизм с врагами Венеции во время осады Падуи.
Немалое имущество дочери врага народа Венеции было арестовано. Брак выводил имущество невесты из-под ареста. По городу бродили слухи, что именно это было главным интересом государственного чиновника Аурелио.
Ситуация деликатная, поэтому Никколо Аурелио и оказался на пороге мастерской Тициана. Нужен подарок невесте, способный убедить ее в искренних чувствах будущего супруга, аллегорическая картина, ярко повествующая о любви возвышенной, неземной.
Искусно приправляя свою речь лестью в адрес художника и очевидно пытаясь сторговать хорошую цену, государственный чиновник вскользь покритиковал конкурентов – «ветреника и бражника» Джорджоне и избалованного капризного Беллини.
Интересы совпали, заказчик и художник ударили по рукам.
Тема возвышенной любви волновала Тициана, поэтому он взялся за работу безотлагательно. Моделью для картины стала прекрасная Виоланта, предположительно дочь художника Пальмы Старшего. В Виоланту Тициан был не на шутку влюблен. В городе говорили о новом увлечении художника и даже о намерении Тициана жениться. Их часто видели вместе, и Виоланта часами просиживала у него в мастерской, охотно позируя набиравшему громкую славу мастеру.
В память о днях пылкой страсти остались великолепные картины
«Флора»
«Портрет молодой женщины», которую в литературе принято называть «прелестная кошечка»
«Дама с зеркалом»
В «Саломее» Тициан изобразил самого себя в образе Иоанна Крестителя, чью отрезанную голову держит на блюде красавица Саломея. Если это так, то это явно указывает на нешуточную страсть, овладевшую художником.
Но что-то помешало дальнейшему развитию бурно начавшегося романа. Возможно, отец девушки посчитал, что его юная Виоланта попала в сети недостойного повесы, о похождениях которого с натурщицами и куртизанками знала вся Венеция.
А может быть, и сам Тициан осознал, что «желание не всегда есть любовь». В любом случае, переживания художника и заказ Аурелио совпали, и получилась картина «Любовь земная и любовь небесная».
Две Венеры – земная и небесная, похожи друг на друга как две капли воды и имеют черты лица Виоланты.
Две юные рыжеволосые девы присели у фонтана, а малыш-купидон погрузил ручку в воду фонтана, где плавают лепестки алой розы.
В чем же смысл этой аллегории?
Все довольно просто: в истинной любви всегда есть две стороны - чувственная и духовная, или земная и небесная.
Любовь земную Тициан изобразил в образе девы слева в голубом платье. Любовь небесная, или Венера целомудренная справа изображена обнаженной и держащей высоко над головой плошку со священным огнем возвышенной любви.
Конечно, Тициан был знаком с работами античного скульптора Праксителя, создавшего двух знаменитых Афродит – обнаженную и одетую. По легенде, жители Коса выбирали между двумя статуями Афродиты - обнаженной и одетой, и выбрали последнюю.
И, разумеется, читал он и «Азоланские беседы» Пьетро Бембо, кстати друга заказчика Никколо Аурелио, где акцент ставится на божественном происхождении красоты, на постепенной трансформации чувственной любви в духовную.
В дуализме любви философский смысл картины.
А поскольку это все же был подарок на свадьбу, а не иллюстрация к философскому трактату, Тициан добавил «загадочные» детали, которые мы так любим расшифровывать )))
- кушак с пряжкой на платье Любви небесной и венок из мирта на ее голове — эмблемы супружества
- драгоценная чаша с дарами на парапете фонтана - полнота и благополучие семейной жизни.
- два зайца, изображенных на дальнем плане слева – плодовитость
- пейзажи позади каждой из Венер повествуют о семейном очаге (замок на горе позади Любви земной) или о страсти (пастораль и жарко обнимающаяся парочка позади Любви небесной)
- обрамление фонтана по форме более похоже на саркофаг – символ утраты и вдовства невесты
Пожалуй, из четырех великих мастеров итальянского Возрождения самым «нормальным» был Тициан, да простит мне читатель эту характеристику. Он любил женщин, любовался ими, писал их на своих полотнах. У него была семья, дети, и, наконец, он дожил до глубокой старости – по некоторым сведениям, почти до 100 лет, и умер в своей мастерской у холста с кистью в руке.
Больше подробностей о долгой жизни Тициана можно узнать из книги Александра Махова «Жизнь Тициана» серия ЖЗЛ
С вами @gid_artmoskva
Экскурсии по Москве