Найти в Дзене
gid_artmoskva

Земная любовь Тициана

Принимая гостя, Тициан не испытывал особых симпатий к заказчику. Секретарь Совета Десяти Венецианской республики Никколо Аурелио был, безусловно, человеком влиятельным. Должность Секретаря примерно соответствовала Министру иностранных дел. Заказ стоило взять, несмотря на огромную занятость и количество неоконченных работ. Связи Аурелио открывали перед молодым мастером заманчивые перспективы - Тициану хотелось получить приглашение в Ватикан поработать при папском дворе. Ходили слухи, что немолодой Аурелио берет в жены красавицу Лауру Бараготто из Падуи, польстившись на ее титул и приданое. Сам Аурелио был, говоря современным языком, self-made man. Имея происхождение довольно скромное, он достиг карьерных высот благодаря уму и изрядной доли беспринципности. Его невеста Лаура происходила из Падуи. Совсем недавно она овдовела, а позже лишилась отца, которого публично казнили на площади Святого Марка за коллаборационизм с врагами Венеции во время осады Падуи. Немалое имущество дочери врага

Принимая гостя, Тициан не испытывал особых симпатий к заказчику.

Секретарь Совета Десяти Венецианской республики Никколо Аурелио был, безусловно, человеком влиятельным. Должность Секретаря примерно соответствовала Министру иностранных дел. Заказ стоило взять, несмотря на огромную занятость и количество неоконченных работ. Связи Аурелио открывали перед молодым мастером заманчивые перспективы - Тициану хотелось получить приглашение в Ватикан поработать при папском дворе.

Ходили слухи, что немолодой Аурелио берет в жены красавицу Лауру Бараготто из Падуи, польстившись на ее титул и приданое. Сам Аурелио был, говоря современным языком, self-made man. Имея происхождение довольно скромное, он достиг карьерных высот благодаря уму и изрядной доли беспринципности.

Его невеста Лаура происходила из Падуи. Совсем недавно она овдовела, а позже лишилась отца, которого публично казнили на площади Святого Марка за коллаборационизм с врагами Венеции во время осады Падуи.

Немалое имущество дочери врага народа Венеции было арестовано. Брак выводил имущество невесты из-под ареста. По городу бродили слухи, что именно это было главным интересом государственного чиновника Аурелио.

Ситуация деликатная, поэтому Никколо Аурелио и оказался на пороге мастерской Тициана. Нужен подарок невесте, способный убедить ее в искренних чувствах будущего супруга, аллегорическая картина, ярко повествующая о любви возвышенной, неземной.

Искусно приправляя свою речь лестью в адрес художника и очевидно пытаясь сторговать хорошую цену, государственный чиновник вскользь покритиковал конкурентов – «ветреника и бражника» Джорджоне и избалованного капризного Беллини.

Интересы совпали, заказчик и художник ударили по рукам.

Виоланта, Тициан Вечеллио (1514), Венский Музей истории искусства
Виоланта, Тициан Вечеллио (1514), Венский Музей истории искусства

Тема возвышенной любви волновала Тициана, поэтому он взялся за работу безотлагательно. Моделью для картины стала прекрасная Виоланта, предположительно дочь художника Пальмы Старшего. В Виоланту Тициан был не на шутку влюблен. В городе говорили о новом увлечении художника и даже о намерении Тициана жениться. Их часто видели вместе, и Виоланта часами просиживала у него в мастерской, охотно позируя набиравшему громкую славу мастеру.

В память о днях пылкой страсти остались великолепные картины

«Флора»

Флора, Тициан Вечеллио (1515), Галерея Уффици
Флора, Тициан Вечеллио (1515), Галерея Уффици

«Портрет молодой женщины», которую в литературе принято называть «прелестная кошечка»

Портрет молодой женщины (Прелестная кошечка), Тициан Вечеллио (1515) - ?
Портрет молодой женщины (Прелестная кошечка), Тициан Вечеллио (1515) - ?

«Дама с зеркалом»

Дама с зеркалом, Тициан Вечеллио (1515), Лувр
Дама с зеркалом, Тициан Вечеллио (1515), Лувр

В «Саломее» Тициан изобразил самого себя в образе Иоанна Крестителя, чью отрезанную голову держит на блюде красавица Саломея. Если это так, то это явно указывает на нешуточную страсть, овладевшую художником.

Саломея, Тициан Вечеллио (1515), Галерея Дориа-Памфили, Рим
Саломея, Тициан Вечеллио (1515), Галерея Дориа-Памфили, Рим

Но что-то помешало дальнейшему развитию бурно начавшегося романа. Возможно, отец девушки посчитал, что его юная Виоланта попала в сети недостойного повесы, о похождениях которого с натурщицами и куртизанками знала вся Венеция.

А может быть, и сам Тициан осознал, что «желание не всегда есть любовь». В любом случае, переживания художника и заказ Аурелио совпали, и получилась картина «Любовь земная и любовь небесная».

Любовь земная и Любовь небесная, Тициан Вечеллио (1514) Галерея Боргезе
Любовь земная и Любовь небесная, Тициан Вечеллио (1514) Галерея Боргезе

Две Венеры – земная и небесная, похожи друг на друга как две капли воды и имеют черты лица Виоланты.

Две юные рыжеволосые девы присели у фонтана, а малыш-купидон погрузил ручку в воду фонтана, где плавают лепестки алой розы.

В чем же смысл этой аллегории?

Все довольно просто: в истинной любви всегда есть две стороны - чувственная и духовная, или земная и небесная.

Любовь земную Тициан изобразил в образе девы слева в голубом платье. Любовь небесная, или Венера целомудренная справа изображена обнаженной и держащей высоко над головой плошку со священным огнем возвышенной любви.

Конечно, Тициан был знаком с работами античного скульптора Праксителя, создавшего двух знаменитых Афродит – обнаженную и одетую. По легенде, жители Коса выбирали между двумя статуями Афродиты - обнаженной и одетой, и выбрали последнюю.

И, разумеется, читал он и «Азоланские беседы» Пьетро Бембо, кстати друга заказчика Никколо Аурелио, где акцент ставится на божественном происхождении красоты, на постепенной трансформации чувственной любви в духовную.

В дуализме любви философский смысл картины.

А поскольку это все же был подарок на свадьбу, а не иллюстрация к философскому трактату, Тициан добавил «загадочные» детали, которые мы так любим расшифровывать )))

  • кушак с пряжкой на платье Любви небесной и венок из мирта на ее голове — эмблемы супружества
  • драгоценная чаша с дарами на парапете фонтана - полнота и благополучие семейной жизни.
  • два зайца, изображенных на дальнем плане слева – плодовитость
  • пейзажи позади каждой из Венер повествуют о семейном очаге (замок на горе позади Любви земной) или о страсти (пастораль и жарко обнимающаяся парочка позади Любви небесной)
  • обрамление фонтана по форме более похоже на саркофаг – символ утраты и вдовства невесты

Пожалуй, из четырех великих мастеров итальянского Возрождения самым «нормальным» был Тициан, да простит мне читатель эту характеристику. Он любил женщин, любовался ими, писал их на своих полотнах. У него была семья, дети, и, наконец, он дожил до глубокой старости – по некоторым сведениям, почти до 100 лет, и умер в своей мастерской у холста с кистью в руке.

Автопортрет, Тициан Вечеллио (1550-62) Берлинская картинная галерея
Автопортрет, Тициан Вечеллио (1550-62) Берлинская картинная галерея

Больше подробностей о долгой жизни Тициана можно узнать из книги Александра Махова «Жизнь Тициана» серия ЖЗЛ

С вами @gid_artmoskva

Экскурсии по Москве