Найти тему
iluminary | лингвистика

Почерковые разновидности русского письма

Устав (11-14 века) – это медленное письмо, поскольку набожное дело спешки не любит: оно преследовало цель передать красоту и церковное благолепие. Буквы пишутся отдельно и имеют строгий геометрический рисунок, расположены прямо и перпендикулярно строке, расстояние между буквами почти одинаковое, разделения текста на слова и фразы нет, сокращения допустимы в редких случаях. В 13 веке в линиях появляется кривизна, нарушается симметричность букв. Уставным письмом пользовались до 17 века.

Остромирово Евангелие — вторая древнейшая и древнейшая пергаментная рукописная книга Киевской Руси, написанная в середине XI века. Написано крупными, прямо стоящими буквами уставного письма.
Остромирово Евангелие — вторая древнейшая и древнейшая пергаментная рукописная книга Киевской Руси, написанная в середине XI века. Написано крупными, прямо стоящими буквами уставного письма.

Полуустав (14-17 вв.) – почерк, выработанный для экономии времени писца. Он проще устава, имеет больше сокращений, мог быть наклонным, в нем нарушен принцип геометрического написания букв (допускается кривизна, округлые линии), разные промежутки между буквами. Иногда текст делится на слова и фразы. Старший полуустав характеризовался вертикальным почерком, младший – украшением букв петлями, завитушками и обилием надстрочных знаков. В 17 веке текст стал делиться на слова.

Лаврентьевская летопись 1377 г., пергаменный кодекс. Пергамен – специальным способом выделанная кожа, на которой можно писать с обеих сторон. На листах рукописи сохранились следы разлиновки, которая помогала писцу выдерживать ровность строк. 
Текст рукописи написан двумя типами письма. Первые 40 листов выполнены уставом. На обороте листа 40 работа первого писца, имя которого осталось неизвестным, прервалась, и далее труд продолжил монах Лаврентий, который располагает текст в два столбца и пишет другим типом письма – так называемым русским полууставом.
Лаврентьевская летопись 1377 г., пергаменный кодекс. Пергамен – специальным способом выделанная кожа, на которой можно писать с обеих сторон. На листах рукописи сохранились следы разлиновки, которая помогала писцу выдерживать ровность строк. Текст рукописи написан двумя типами письма. Первые 40 листов выполнены уставом. На обороте листа 40 работа первого писца, имя которого осталось неизвестным, прервалась, и далее труд продолжил монах Лаврентий, который располагает текст в два столбца и пишет другим типом письма – так называемым русским полууставом.

Скоропись – особой вид письма, используемый исключительно для экономии времени. Впервые появилась в конце 14 века, ее появление связано с распростраением грамотности, появлением частной переписки, усложнением документации. В 17 веке стала использоваться при написании литературных произведений. Здесь буквы свободно выводятся за линию строки, пишутся без отрыва, много сокращений. Сокращения были трех видов: удаление ряда букв, обычно гласных (сжимание); написание одной или двух начальных букв слова и обведение их в кружок (сигла); сокращение окончания и обведение последней буквы в кружок (суспенсия). В 17 веке скоропись приобретает индивидуальные черты, ее становится трудно читать, поэтому писцы иногда делают приписки, указывая, кто может прочитать это письмо.

«Большая государева книга или Ко́рень российских государей», известная также как «Царский титулярник» — созданная в 1672 году рукопись, самый знаменитый и роскошный из титулярников.
«Большая государева книга или Ко́рень российских государей», известная также как «Царский титулярник» — созданная в 1672 году рукопись, самый знаменитый и роскошный из титулярников.

Вязь – декоративное письмо, при котором вся строка связана в непрерывный орнамент. Она встречается на фресках, иконах, колоколах, надгробиях. Место для нее заранее отмерялось, то есть задача состояла в размещении букв в указанном пространстве. При нехватке места использовались сокращения, при избытке – украшения пустот. Первые памятники с вязью у русских относятся к концу 14 века, с 18 века она используется в основном в старообрядческой литературе.

Надгробие 1666 г.
Надгробие 1666 г.

Спасибо за прочтение и лайки:)

#лингвистика #письмо #языкознание