Найти в Дзене
Объясняю на пальцах

Почему Россия не может обрубить экспорт в Европу и просто продавать всё в Китай и Азию

Существует мнение, что Россия должна резко прекратить продавать свои ресурсы (нефть, газ, зерно, удобрения, уран и т.д.) в Европу и США, отправляя все это в Китай и другие страны Азии. Вот, допустим, зерновая сделка. Мы согласились на нее, потому что она позволяет продавать наши удобрения и зерно через порты Черного моря. Эти товары, кстати, идут не только в Европу, но и по всему миру – в Африку, на Ближний Восток, в Индию и т.д. Сделка направлена на то, чтобы Турция не препятствовала проходу наших торговых судов через их проливы, ведь Черное море до сих пор не является истинно "нашим" морем. Мы в нем заперты турками точно так же, как и 200, и 300 лет назад. Но почему бы просто не взять, и не продавать то же самое зерно через порт Владивостока? Там же все открыто, преград нет. Погрузил и отвез. Там до многих стран даже ближе получится. Ответ на этот очевидный вопрос лежит в не очень очевидной для широкой публике логистике. Обычный человек не видит проблем, если ему нужно, скажем, дос

Существует мнение, что Россия должна резко прекратить продавать свои ресурсы (нефть, газ, зерно, удобрения, уран и т.д.) в Европу и США, отправляя все это в Китай и другие страны Азии.

Вот, допустим, зерновая сделка. Мы согласились на нее, потому что она позволяет продавать наши удобрения и зерно через порты Черного моря.

Эти товары, кстати, идут не только в Европу, но и по всему миру – в Африку, на Ближний Восток, в Индию и т.д.

Сделка направлена на то, чтобы Турция не препятствовала проходу наших торговых судов через их проливы, ведь Черное море до сих пор не является истинно "нашим" морем. Мы в нем заперты турками точно так же, как и 200, и 300 лет назад.

Но почему бы просто не взять, и не продавать то же самое зерно через порт Владивостока? Там же все открыто, преград нет. Погрузил и отвез. Там до многих стран даже ближе получится.

-2

Ответ на этот очевидный вопрос лежит в не очень очевидной для широкой публике логистике.

Обычный человек не видит проблем, если ему нужно, скажем, доставить посылку из Москвы во Владивосток. Просто пошел на почту или в транспортную компанию и отправил. И самому не проблема переместиться – купил билет на поезд или самолет и переместился. Были бы деньги.

К сожалению, эта схема "заплатил и получил результат" не работает, если речь идет о пересылке на одной посылки, а, допустим, миллиона тонн зерна или удобрений.

Как их физически переместить с юга России (где производится большая часть зерна) на Дальний Восток?

Если везти фурами – это крайне дорого. Очень дорого. Да и где так быстро взять десятки и сотни тысяч дополнительных грузовиков? И какие будут пробки на дорогах? И как сильно будут убиваться эти дороги, и сколько понадобится ремонта?

Отправлять поездами? Но дорога на Дальний Восток и сейчас крайне перегружена. Она перевозит свыше 100% от запланированной пропускной способности.

Прямо сейчас Китай готов покупать в 7 раз больше нашего угля, чем мы ему продаем. Но мы не можем этот уголь продать, просто потому что не можем такой объем вывезти – нет соответствующей инфраструктуры.

Там уже сейчас вынуждены замедлять движение составов, останавливать электрички, чтобы пропускать друг друга. По факту речь идет о глобальной непрекращающейся ж/д пробке.

Дошло даже до того, что всерьез рассматривается вот такая цепочка поставок:

-3

То есть предлагается довозить уголь до реки Лены, потом сплавлять баржами до Ледовитого океана, потом по Северному морскому пути переправлять в Китай.

Представляете какой это крюк и какие сложности? И это при том, что граница с Китаем вот она – рядышком. Но туда тупо нет достаточного количества дорог:

-4

Да, правительство активно пытается развивать ж/д сеть в тех краях. Так называемый "Восточный Полигон":

-5

Но до завершения и реальных результатов там еще очень далеко. А ведь товары нужно везти прямо сейчас.

И вот теперь представьте, что в таких условиях России в перегруженную ж/д сеть нужно каким-то образом влить еще десятки миллионов тонн зерна, удобрений, нефти и т.д.

Это просто физически невозможно на данном этапе. Мы слишком долго были ориентированы на Запад, чтобы вот так резко, по щелчку пальцев переключиться на Восток.

Да, лет через 10-15, думаю, ситуация заметно улучшится. Но вот прямо сейчас мы обязаны сохранять дееспособность порта Новороссийска (и других портов Черного и Азовского морей) и всеми способами лавировать, чтобы иметь возможность продавать товары через западную часть страны.

Ведь продажа товаров – это не просто деньги в казну. Это еще и работа для миллионов людей. Например, сколько аграриев просто разорится если завтра окажется, что 10-20 миллионов тонн зерна Россия просто не может продать и все они гниет на элеваторах и даже в полях?

Разорятся аграрии – по цепочке посыпется еще куча отраслей. Всё это должно предусмотреть Правительство (и оно предусматривает), прежде чем рубить с плеча и закрывать порты Черного моря.