Это мой первый "телёнок" в жизни. Я до своих 50+ Ильфа и Петрова не читала, фильмов не видела, такой я отсталый чел. Не пересеклись.
Однажды я пропустила в Кемеровском драмтеатре "Трёхгрошовую оперу", наивно полагая, раз спектакль поставлен, то навсегда, и я ещё найду время его посетить. Это был тоже музыкальный спектакль с участием моей любимой артистки Музыкального театра Кузбасса Анастасии Петровой. увы!
Увы, этот шедевр уже снят с репертуара.
Вообше, проникновение актеров из театра в театр - тенденция в Кемерово давняя. Евгений Белый - актер театра для детей и молодежи, например играет в спектакле драмтеатра '"Между делом" и в постановке Музыкального театра Кузбасса "Своей душе не прекословь" по В. Шукшину. А теперь началось и проникновение режиссеров и жанров. Когда сегодня увидела, что в репертуаре драмтеатра появился мюзикл (?!) "Золотой теленок", и он поставлен режиссером Музыкального театра Кузбасса Михаилом Сабелевым (либретто Евгения Муравьева, музыка Егора Шашина), я приняла решение его непременно и немедленно посмотреть.
Во - первых, я верю в правило, что в 50+ то, что ты не сделаешь сейчас, ты уже не сделаешь никогда. Во - вторых, ранее я видела мюзиклы "Призрак замка Кентервиль", "Парижские тайны", "Рок", " В джазе только девушки", где Евгений Муравьев был автором либретто и текстов всех номеров. Евгений Муравьев, один из самых востребованных авторов, вошедший в десятку известных и популярных современных поэтов-песенников России. Это он - создатель стихов для хитов «Широка река» Надежды Кадышевой, «Петербург-Ленинград» для дуэта Гурченко и Моисеева, «Четыре лапы, влажный нос» для телесериала о Мухтаре. Песни на стихи Евгения Муравьева звучат в ряде отечественных фильмов "Ландыш серебристый", "Дневной дозор", "Обреченная стать звездой".
Работы Михаила Сабелева я видела в Музыкальном театре ("Ожидание", М. Таривердиев и в литературном театре "ЛитерА") Подумала, что этот тандем обещает быть интересным.
Встретила цитату режиссера по поводу того, что мюзикл поставлен не в Музыкальном, а в драматическом театре:
Михаил Сабелев: Я считаю, что нет разницы между театром – музыкальным или драматическим. Театр и есть театр, поэтому можно просто брать и ставить любой спектакль. На мой взгляд, в Театре драмы Кузбасса труппа подходит под этот материал. Например, в нашем музыкальном театре нет подходящего Бендера, Паниковского, а здесь они есть. Можно сказать, актёрский состав лёг на материал.
Правда, у моих коллег возникли шутливые вопросы - а что так долго, три часа тридцать минут... Его прямо вслух читать что ли будут? А при такой продолжительности будут кормить? А что там петь - то, в "Золотом теленке"? И чем больше вопросов вставало, тем более любопытно мне становилось. На один из вопросов на просторах интернета отвечает опять сам режиссёр спектакля:
Михаил Сабелев: Чтобы в мюзикле петь, не надо уметь петь, допустим, как в оперетте, надо просто понимать музыку, нужно попадать в ноты. А они в ноты попадать умеют, да и поют они. Актёры же устраивают различные квартирники и другие мероприятия, где исполняют песни. Короче, поют они! И мне тогда кажется, что нет никакой разницы: если вы поёте просто так или в каких-то постановках, значит, и в спектакле сможете петь. А спектакль – это в любом случае музыкальная история, потому что редко, когда драматический спектакль обходится вообще без музыки, такого практически не бывает. И человеческий голос – это тоже музыкальный инструмент.
Конечно, избалованная уровнем вокального и инструментального исполнения в мюзиклах Музыкального театра Кузбасса, назвать мюзиклом в его чистом классическом масштабном понимании постановку "Золотого теленка" в драмтеатре я уже не смогу. Но эксперимент очень удачный. Это, скорее, шансон - спектакль. Именно этого мне лично всегда не хватает в нашем драмтеатре - музыки, как художественного изобразительного средства. КАК-ТО ВСЕ ВРЕМЯ ТИХОВАТО. Почему же другие режиссёры не используют такой потенциал актеров драмтеатра?
И джазового здесь диксиленда было вполне достаточно! Большой оркестр был бы громоздким. А здесь тромбоном, клавишными, барабанной установкой и др. добавлялись хорошие штрихи к минусовым фонограммам. Оправданность дабл- треков хоровых номеров тоже понятна, но лучше "сверху" петь при этом мимо, чем не петь совсем. С первого ряда очень заметно, что реально пели не все участникии массовых сцен. Ну да ладно. Не всегда такая противная, как я, сидит в первом ряду, и знает про дабл - треки...
А актёры в спектакле и правда колоритно поющие. (Но Зосе можно петь смелее!)
Запала в душу песня Шуры Балаганова (А. Куликов) и Адама Козлевича (Р. Орлов) "Для чего мы ищем журавля", дуэт Шуры Балаганова и Паниковского " Пилите гири", танцевально - хоровая сцена про средства индивидуальной защиты, про " деньги любяиитишину", и "тук-тук-тук ,беда стучится" - про проверку налоговой инспекции, песня Остапа про то, что "автомобиль не роскошь, а средство, чтоб до роскоши добраться" , песня Корейко ( Т. Шилов) ... да все номера интересные!
Тексты вокальные номеров Муравьева все очень здорово дополняют прозу Ильфа и Петрова! Юмор, ирония, актуальные темы, правда -матка, все в них есть!
А вы заметили, всё, что связано с Остапом, все версии музыкальные! Не читая романы, я знаю все песни из всех киноверсий. Его, действительно, трудно представить вне музыки, и именно музыкальные номера больше проявляют его образ. Ведь он не очень открытый парень, и только музыка и песня способна передать, что на самом деле сейчас происходит в его душе.
Мне очень понравилось, что спектакль не осовременивали, что сохранили этот колорит, декорации эпохи 30 ых годов, интересно придумали с многочисленными дверями. То это коммунальная квартира, то ЗАГС, то фасады домов на улице, то ИСПОЛКОМ .. Молодец, Михаил Сабелев! И мотивы фокстротов и регтаймов, живой оркестр красноармейцев, как герой спектакля
Ведь иногда при осовременивании теряется шарм первоисточника. Здесь всё было очень аккуратно. Да и к чему излишне мудрить, когда тема и так до сих пор современная. Даже порой дословно про сегодняшний день. Особенно запомнилась фраза "Вы не в пенсионном фонде, вас не обманут"
А как бесподобны Фунт (засл.арт.РФ О.Кухарев) и Паниковский (засл.арт.РФ Ю.Темирбаев ) . Теперь он для меня навсегда Юрий Паниковский! Они даже на поклоне сохранили колорит своих героев в жестах, в мимике, в осанке. Удивил, когда "умер" как долго не моргал. Я прям ждала. Что сказать, профессионал. Пока не закрыл ему Остап глаза, он так и не моргнул. Интонация, с которой Паниковский обратился в адрес Балаганова про то, как его"мама не хотела, а папа не старался" была тихая , но вызвала шквал аплодисментов, и к песенке про старушку, которую он бубнил, про ту самую, которая "пьёт компот и ждёт второй налёт" мы уже с удовольствием прислушались.
М. Быков (Остап) круто как вынослив. Три часа такой энергозатратной подвижной главной роли, да второй вечер подряд! Молодец!
Девчонки, парни все на сцене такие живые, такие яркие! А типажВасисуалия , сыграный Иваном Крыловым - это вся либеральная попса в одном флаконе. И как можно не работать...на втором - то году пятилетки!
А какой зануда и жмот этот Корейко (Т. Шилов) , даже аплодировать емумна поклоне не хотелось. И насколько в контрасте потом на вокальном номере, в движении динамично поставлена сцена ухаживания щедрого Остапа за Зосей. Аж дух захватывает!
Оказывается, у Ильфа и Петрова было два финала, в первом Остапа обворовывают и он остается ни с чем Но постановочной группе по душе пришёлся второй, альтернативный. Между деньгами и простым человеческим счастьем лучше выбрать второе. Мы, кемеровчане, такие!
Красивый момент в финальной сцене, когда мимо ЗАГСа проезжает почтовая тележка с саквояжем Остапа. И он ещё в метаниях. Но ...выбирает Зосю.
Все фотографии я показала с интернет - площадок Кемеровского театра драмы.
Мне очень понравился спектакль. И сюжет. Идаже захотелось прочитать оригинал . Спасибо всей постановочной группе за приятный вечер!
PS: отдельная тема по продолжительности спектакля. Читала отзывы, что длинновато, что можно было минут на сорок короче. Сижу сейчас и думаю. А что убрать-то? Я бы ничего не убирала, мне все "зашло". И не тянулись они вовсе, а пролетели.
Где-то заявлено 2 часа десять минут, где -то три часа тридцать минут. Я позвонила в театр и услышала третий вариант: ой, каждый раз по - разному. Вчера, например, было три часа десять минут вместе с антрактом. "Мой" спектакль длился 3 часа 14 минут с антрактом .
Эх пошла искать эти все песн и в интернете. Жаль, нет видеозаписи нашего спектакля. А писать нсателефон не люблю. Я- зритель, а не оператор.
Приглашаю Вас в свою подборку ТЕАТРАЛОЧКА! ДЕЛЮСЬ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ О ПОСТАНОВКАХ В КЕМЕРОВСКИХ ТЕАТРАХ.