Найти тему

"Ответный удар" - самое непонятное дело ЗнаТоКов

Это был единственный трехсерийный фильм из всего проекта и первый цветной. Борьба знатоков за восстановление социалистической законности на помойке содержит массу удивительных моментов, которые многие не замечают. Давайте их проанализируем.

Георгий Мартынюк, Юрий Горобец и Эльза Леждей в деле "Ответный удар", 1975
Георгий Мартынюк, Юрий Горобец и Эльза Леждей в деле "Ответный удар", 1975

Первое цветное дело знатоков доверили снимать режиссеру Юрию Кротенко, который уже поставил ранее дела "Несчастный случай" и "Побег". Единственный раз мы видим сразу три серии в одном деле, в течение которых перед нами проходит команда первосортных артистов. Правда, знатоки стали еще более идеальными и даже разом бросили курить, зато Зина вышла замуж, нарушив какой-то патологический целибат основных персонажей (Знаменский - не женат, Томин - не женат, даже их начальник Скопин - не женат). Если не вдумываться особо в сюжет, то дело "Ответный удар" смотрится легко и с интересом, здесь нет затянутости и скуки, присущей некоторым другим делам. Но вот его содержание заслуживает отдельного разбора.

Юлия Юльская в деле "Ответный удар", 1975
Юлия Юльская в деле "Ответный удар", 1975

Итак, к начальнику следственной части ГУВД Москвы Скопину (Семен Соколовский) приходит старушка (Юлия Юльская) с жалобой на то, что у ее знакомых пионеров не приняли утиль, на деньги с которого хотели купить швейную машинку. Участковый в отпуске, и она теперь не знает, к кому обращаться. Вероятно, следующим ее адресатом стал бы лично Николай Анисимович Щелоков. Полковник Скопин вместо того, чтобы отправить бабулю в районное отделение милиции (предыдущему посетителю он резонно заявляет: "Для того, чтобы купить коробок спичек, вы же не идете к директору магазина?"), внимательно выслушивает историю про неудачу с организацией кружка "Иголка с ниткой". После этого, судя по всему, за палаточником устанавливается круглосуточное наблюдение, а Пал Палыч Знаменский назначается вместе с работником ОБХСС Медведевым (Юрий Горобец) расследовать это преступление века.

Валерий Хлевинский и Леонид Каневский в деле "Ответный удар", 1975
Валерий Хлевинский и Леонид Каневский в деле "Ответный удар", 1975

Параллельно Шурик ведет расследование серии квартирных краж. Они происходят рано утром, и вот здесь можно увидеть (и даже услышать) первую странность. По телефону какому-то своему коллеге Шурик говорит буквально следующее: "Все три раза дело было ранним утром, так? Естественно, уносили не в руках. Ну не унесешь такое в руках. В легковую машину тоже не влезет. А что если использовали грузовик с контейнером?" Это что же такое крал Федя Ферапонтиков (Валерий Носик) со своим сообщником шофером Влентином (Валерий Хлевинский) из квартир советских граждан рано утром? Неужели выносили мебельные гарнитуры "Розанна", холодильники и двуспальные кровати из ДСП, если похищенное не могло влезть даже в легковую машину? Квартирная кража, которая требует использования грузовика с контейнером? Ну, жулики явно не боялись попасться кому-то на глаза, если устраивали такие мощные погрузочно-разгрузочные работы у подъезда. А впоследствии мы выясняем, что все краденое добро они грузили... в машину-помойку. Надеюсь, что не в бункерный мусоровоз, который трамбовал отходы мощной толкающей плитой.

Георгий Менглет в деле "Ответный удар", 1975
Георгий Менглет в деле "Ответный удар", 1975

Вместо того, чтобы отправляться по скупкам и комиссионкам, чтобы искать украденные вещи, Шурик в шутовском наряде идет трудоустраиваться на свалку. Ею руководит Евгений Евгеньевич Воронцов (Георгий Менглет), с которым мы вскоре и знакомимся боле плотно вначале на свидании с двумя "манекеншами", а потом и прямо во время странного "совещания расхитителей". Оставим в стороне тот факт, что никто не стал бы вот так вот сводить всех вместе, озвучивать все детали и раздавать конверты - возможно, Воронцов с причудами и любит театральные эффекты. Здесь мы получаем еще одну пищу для размышлений, поскольку узнаем, как вся эта гоп-компания зарабатывает свои капиталы. Держитесь крепче!

Георгий Менглет и Игорь Янковский в деле "Ответный удар", 1975
Георгий Менглет и Игорь Янковский в деле "Ответный удар", 1975

Оказывается, кладовщик Моралев (Игорь Янковский) присваивает себе деньги, которые он получает от государства на прием утиля у населения в своей палатке. Все присутствующие на совещании граждане зарабатывают именно на этом. Но сколько же мог получать на подобные нужды Моралев с одной своей палаткой, если учесть, что утиль всегда стоил сущие копейки? Давайте предположим, что ему выделяют рублей 300 или даже 500 в месяц (хотя сумма явно завышенная). И вот на эти самые деньги, которые делятся на шестерых (!), Федя Ферапальчиков строит себе "дачку с балконами", Гриша с Мишей "не вылезают из ресторанов", Бах (Анатолий Ромашин) от отчаяния набивает сберкнижку на предъявителя, а Моралев покупает роскошный ЗИМ и устраивает обед и ужин в "Арагви". А ведь львиную часть денег забирает себе шеф - Воронцов. От одного палаточника ежемесячно поступает какой-то сумасшедший доход, вот бы еще второго найти, и все бы переселились на Канары. Да, позднее мы узнаем, что у Воронцова есть еще дела с какими-то цеховиками (Паршин и Чернышев), но эти граждане никак не связаны с показанными на совещании персонажами, которые сидят только на доходах Моралева.

Валерий Носик и Анатолий Ромашин в деле "Ответный удар", 1975
Валерий Носик и Анатолий Ромашин в деле "Ответный удар", 1975

Еще большим царством абсурда начинает попахивать, когда мы узнаем, как со всем этим связан навязчиво мечтающий убивать белых медведей Борис Львович Бах, которого сгрызает совесть. Оказывается, он вывозит со своего завода первосортный металл в отливках на свалку, потом его каким-то образом оформляют в виде принятого Моралевым у населения утиля. Тот снова грузит эти отливки в другую машину и сдает государству второй раз (!?) опять под видом утиля. Бред? Но Скопин на допросе выговаривает тому самому приемщику, который платил Моралеву: "Вам сдавали металл, как явно промышленные отходы прямо из литейного цеха. И наличные деньги платили вы, именно вы". Вот здесь мы и подходим к вершине абсурда в этой серии. Зачем Баху было нужно таскать со своего завода тайком новенькие заготовки, если впоследствии их сдавали в утиль-контору под видом отходов? Почему для этого нельзя был сдавать сами отходы, чем Бах изначально и занимался без всякого риска? Ведь платили-то за этот металл именно как за отходы!

Анатолий Ромашин и Георгий Менглет в деле "Ответный удар", 1975
Анатолий Ромашин и Георгий Менглет в деле "Ответный удар", 1975

На одном из форумов кто-то предположил, что потом сданный новенький металл переправляли цеховикам (Паршину и Чернышеву). Но, во-первых, принимавший их утильщик явно не в деле (по допросу у Скопина видно, что он в воронцовских махинациях не замешан), во-вторых, что же такого могли производить из металлических слитков даже чисто теоретически в подпольных цехах ширпотреба? Ведь там, в основном, делали левые джинсы, кроссовки, сумки, кепки, но никак не карданные валы для КАМАЗа. Так что схема Воронцова с двойной сдачей государству новенького металла под видом отходов выглядит первосортным бредом.

Мария Постникова и Леонид Каневский в деле "Ответный удар", 1975
Мария Постникова и Леонид Каневский в деле "Ответный удар", 1975

В этом деле майор Томин снова беспредельничает и обнаруживает на незаконном обыске квартиры Форточкина (сам хозяин квартиры на этом мероприятии не присутствовал, хотя был обязан) сберкнижку на предъявителя, которую завел покойный Бах. Вкупе с потертым о парапет фломастером Федора Лукича это якобы должно послужить железным основанием для обвинения его в убийстве Бориса Львовича. В реальности, все это полная ерунда. Ничто не мешает "синьору Фисташкину" сказать следующее: "Да, в тот вечер мы с Бахом возвращались к нему домой. Он был подавлен допросами на Петровке, вел себя неадекватно, взял у меня фломастер, написал какое-то письмо и велел мне его пойти срочно отправить. Я хотел остаться с ним, но он буквально потребовал, чтобы я ушел. Письмо я отправил. Откуда у меня его сберкнижка? Борис Львович очень боялся своей жены, он не знал, как объяснить ей эти деньги, поэтому попросил меня хранить ее у себя. После его смерти я собирался вдове с детьми материально помогать". И все!

Валерий Носик и Георгий Менглет в деле "Ответный удар", 1975
Валерий Носик и Георгий Менглет в деле "Ответный удар", 1975

Какая-то путаница происходит в фильме и со временем. Мы видим ночную гибель Баха ("буль-буль-буль"), затем явно утром следующего дня майор Томин посещает модный показ, где спрашивает у Лели и Ляли про происхождение сережек. Далее раздается звонок спящему полковнику Скопину по поводу обнаружения на рассвете всплывшего трупа Баха в реке (вообще-то тело всплывает через два-три дня, но не будем придираться). А еще позднее Зиночка звонит также спящему (!) Шурику с новостью о посмертном поклепе на Знаменского и кричит: "Да проснись же ты!" Так когда же состоялся этот самый модный показ, неужели в 5 утра? Увы, так и остается за кадром, что же именно МВД предъявило обаятельному Евгению Евгеньевичу, и как именно он со своей помойкой помогал цеховикам. По всем показанным в деле обстоятельствам привлечь его нельзя, поскольку он справедливо заявил еще в самом начале, что не несет материальной ответственности за горы мусора и не практикует на свалке таможенные досмотры.