Многие младшие дети в семье меня поймут. Моя старшая сестра училась в музыкальной школе по классу фортепиано. Я, конечно же, примеряла эту роль на себя)))
В первом классе я не выдержала вступительный экзамен. Год занималась дома с приходящим учителем. И в итоге меня зачислили. Думаю большую роль сыграл мой настойчивый энтузиазм. Но на голом энтузиазме слух не появляется.
Словом, моей головной болью были уроки сольфеджио. Или я была головной болью учителя сольфеджио. Я помню его так, будто это было каких-нибудь пару месяцев назад. Высокий сухощавый мужчина с бледно-голубыми глазами почти лысый. Кабинет выходил окнами на юг, и яркое южное солнце играло на его лысине практически на каждом уроке.
Каждый мой провал с очередным музыкальным диктантом, казалось доставлял ему удовольствие. "Ну, что, М-ва? Как всегда 3!" Иногда это было 2. Он произносил слова с каким-то удовольствием и мерзковатой улыбочкой. Не знаю, за что можно было так не взлюбить маленькую девчонку - ростом и полнотой я не выделялась - ручки-ножки как спички, косички с бантиками и розовые очки с сильными диоптриями.
В классе нас было не больше 10 учеников. Друг друга толком не знали (все занимались у разных педагогов), а потому сидели на уроках тихо.
22 февраля Александр Иванович раздавал нам результаты предыдущего диктанта. Дошёл до моей работы и спрашивает: "Твой отец воевал?" Я встала из-за парты и гордо ответила: "Да! Мой папа воевал с 1939 года и дошёл до Берлина! Он вернулся с войны в 1946 году. И у него день рождения завтра!" "Тогда неси ему пятёрку к празднику. Пусть порадуется."
И по его голосу, и по интонации я своим детским умом поняла, что не заслуживаю этой отметки! Но сил отказаться, возразить, что мне не надо хорошей отметки таким путём, не нашла))) Слаба я оказалась для такого поступка. Домой я шла в невесёлом настроении. Но потом отвлеклась.
Путь домой пролегал через любимый галантерейный магазин (мне даже слово это очень нравилось "галантерейный"! - почему потом это слово ушло?). К тому дню я приготовила деньги на подарок для папы - сэкономила на завтраках и бабушка добавила. Там был набор из запонок с зажимом для галстука. Мне он казался роскошным - с голубыми прозрачными камушками)))
Подарок папе понравился, отметкам он тоже порадовался. Но, если пятёрки в основной школе были для меня привычным делом, то я и объявила их радостным голосом. А про пятёрку по сольфеджио произнесла скороговоркой. Мне не хотелось обсуждать в семье этот факт.
Праздник в семье прошёл весело, как всегда.
А за следующий диктант по сольфеджио я получила опять пятёрку! При этом Александр Иванович смотрел на меня как на инопланетянку: "Ишь ты, М-ва! Я ж тебе просто для папы поставил 5, а ты смотри-ка сама написала всё правильно на этот раз!" Я возликовала и улыбалась.
Следующий диктант - опять 5! И этот взрослый мужик лет под пятьдесят(!) уставился на меня и при всех в полный голос заявляет: "Ты что? Теперь каждый раз будешь получать пятёрки?"
В следующий раз отметка была 4. "Вот теперь четыре! - похоже ему это больше было по душе. И, наконец, я получила 3. Ликованию Александра Ивановича не было предела! "Вот ты и вернулась к своим привычным отметкам"
На уроках по специальности (то есть игре на инструменте) всё было в порядке - вполне приличная постановка руки, выдерживание тональности и долготы звука - я получала четвёрки и пятёрки. Преподаватель была вполне довольна моими успехами.
Но летом я заявила домашним, что больше не хочу заниматься в музыкальной школе. Жаловаться на учителя мне и в голову не приходило. "Просто разонравилось" - был мой довод. Родители оформили академический отпуск, думали, что через год одумаюсь - ведь я сама туда так рвалась! Но больше я никогда не занималась. Иногда что-нибудь разучивала сама для себя, когда училась в старших классах, но это уже не было чем-то постоянным.
Много лет спустя, особенно став сама учителем начальных классов, я мысленно возвращалась в то время, пыталась отстранённо понять поведение того педагога и не смогла. Если бы я отвлекалась на тех уроках или вступала с учителем в разговоры о причинах моих неудач, можно было бы его понять... Нет! Вру! Даже при том, что помимо классного руководства и группы продлённого дня в своём классе я вела математику ещё в четырёх классах в другой параллели (предметное обучение в нашей гимназии) я смогла примириться с тем горе-педагогом.
Будучи взрослой я узнала, что музыкальный слух вырабатывается при выполнении надлежащих упражнений.
23 февраля для меня важный день - день памяти моего папы, отдавшего лучшие годы своей жизни защите Отчизны и мирного неба для всех нас. Фронтовое ранение сократило дни его жизни до 49 лет.