Продолжить цикл рассказов о совместной поездке в Самару с дорогим мне человеком, которая состоялась прошлой весной, хочется художественным описанием посещения Замка Гарибальди — одного из самых известных и нестандартных архитектурно-ландшафтных объектов Самарской области. История возникновения этого уникального комплекса строений, выдержанных в готическом стиле, слетает с уст любого самарского гида и широко распространилась на просторах Интернета. Расскажу в общих чертах.
Территория, где располагается ландшафтный парк и строения (село Хрящевка, недалеко от Тольятти), принадлежит Олегу Гарибальдиевичу Кузичкину, владельцу одного из крупнейших мясных холдингов на российском рынке – «Фабрика качества». В 2006 году по рекомендации знакомого застройщика Олег Кузичкин решил возвести рядом со СПА-комплексом, который тогда красовался на месте замка, гостиницу. Была выбрана дизайн-концепция готического замка — и в дальнейшем архитекторы чётко её придерживались. Этот труд, очевидно, нес в себе радость созидания и для владельца развлекательного комплекса, потому что по его инициативе проект прирастал всё новыми и новыми замыслами — и в мае 2022 года ещё был далек от завершения. Кстати, название замка, который является архитектурной доминантой комплекса, вполне вероятно навеяно не только героем итальянской освободительной борьбы, но и теплыми чувствами к отцу Олега Кузичкина, которого так и звали — Гарибальди.
Вернёмся к нашей поездке. Когда мы с моим любимым человеком планировали посещение мест туристического притяжения в Самаре и области, то искали какой-то культурный оазис, неизбывное очарование которого исходит, с одной стороны, из недр художественного вдохновения и, с другой — из глубин природы. Какой же детской, необузданной радостью преисполнились наши сердца, когда мы в интернет-подборках неожиданно наткнулись на этот архитектурно-ландшафтный комплекс!
Про поездку на автомобиле от Самары до Хрущёвки можно сказать только то, что водителю жизненно важно сохранить на протяжении всего пути, особенно по местным дорогам после съезда с трассы, непоколебимую концентрацию и ясность зрительного восприятия. Потому что, любуясь ландшафтными картинами, которые расстилаются по обе стороны дороги, легко перейти на стадию спокойно-небрежного взгляда, а тут уже недалеко и до затуманенного взора. Учитывая, что за каждым поворотом поднимаются вскипающие волны бесчисленных ям и рытвин, неудивительно, какая неутешительная статистика аварий обрушивается на приволжские берега. Нас с моим любимым человеком, которые разделили тяготы этого пути, после его завершения можно было представить как идеальную модель заморённого водителя. Но главное – мы у замка!
Обзор мы начали с аллеи ландшафтного парка и небольшого форума, который разделял импровизированную парковку и строения самого замка. История журчала уже в самом фонтане, который окружён скульптурной композицией – галереей мифических животных и прочих кариатид. Как всегда при любовании такими арт-объектами, было сложно поверить, что такие суровые материалы, как бронза и камень, могут обернуться ажурным кружевом. В тонко прочерченных контурах фигур причудливо соединялись стилистические элементы персонажей античной, славянской, европейской и даже индуистской мифологий. Эклектичность воина с мечом и щитом, будто бы вобравшего в себя образы самых известных завоевателей каждого столетия, и гарпий с грифами, которые плотоядно озирались в поисках лёгкой добычи, вызывала брожение и кипение в душе.
При этом при восприятии как арт-объектов парка, так и архитектурных решений взгляд как-то сразу соединял разрозненные элементы в единую картину — создавался такой же эффект, как при скрещивании художественных образов в хорошей книге или фильме. Сторонники такого подхода в изобразительном искусстве могут сколько угодно превозносить подобную мозаику стилей, изощряясь даже в ходульном и напыщенном языке эстетствующих культурологов. Но можно трезво возразить и окрестить такой подход художественным глянцем — по меткому выражению Маяковского.
Выражу наше общее с моей любимой женщиной мнение: именно это разнообразие делало для нас восприятие замка и всего комплекса таким динамичным и кинематографичным. Именно сочетание непохожих, порой разнородных стилистических течений не давало нам оторваться от грёз и наполняло наши души глубокой благоговейной радостью.
Приблизившись наконец-то к замку, мы осознали, что его архитектор повернул на правильную стезю — как и мы, решив в предзакатный час всё же рассмотреть архитектурные решения во всех деталях. Когда мы с моим любимым человеком решили посетить эту достопримечательность, то уже знали, что многие критики огульно и при этом презрительно, через губу, окрестили замок «новоделом». Нашим художественным вкусам предстояло вытравить врождённое недоверие к репликам архитектурных стилей прошлого — и бессознательное принижение художественных достоинств таких объектов. Но здесь первый взгляд «ближним планом» на корпус замка поверг в прах скелеты предубеждений, и у нас обоих одновременно вырвалось с силой из души озарение — перед нами чистой воды архитектура древнего замка.
Неудержимое стремление вверх шпилей башенок и их выпуклых боковых элементов, массивные твердыни стен, сплетённая паутина орнамента в декоративном оформлении окон — каждая деталь архитектурного решения делал замок безусловной архитектурной доминантой комплекса.
Когда мы покидали территорию комплекса и собирались уже направиться к Волге на соседний пляж, бег времени дошёл лишь до той стадии, когда закат лишь вспыхивает румянцем. В золочёных отблесках угасающего солнца на стенах замка играли в вихре красок цветовые решения облицовки фасадной части. Замок играл цветом, светом, нашими мыслями и чувствами, обретая ещё большее величие в наших глазах. В последний момент перед уходом, уже обходя замок с тыла, мы заметили внушительную моховину, распластавшуюся на одной из стен строящегося корпуса. И этот глубокий вздох прошлого напутствовал нас вдыхать фимиам расцветающей весны на Волге.
Дальше стройное и полнозвучное повествование прерывается дерзостной силой бегущего времени и оборачивается скорописью в суматохе событий. Мы с моим любимым человеком вышли на берег Волги в тот момент, когда на небе ещё держались закатные краски, но уже был недалёк миг той чарующей метаморфозы, когда ниспадает бархатный полог ночи. И в плане творческого восприятия красоты природы перед нами стояла непростая задача: с одной стороны, уловить дух этой волшебной смены декораций, когда в сладком обмирании созерцаешь угасание дня в бессильном покое сумерек; а с другой – быстрым блеском глаз запечатлеть сменяющие друг друга кадры ландшафта, чтобы потом точными штрихами отразить все переливы оттенков в своём творчестве.
Переходя к описанию пляжа и берега Волги, хотелось бы в качестве жгучего кубка вдохновения поднять кружку «Жигулёвского», но напоминаю, что мы с моим любимым человеком в той поездке оба исполняли роль водителей, так что – только газированная вода. К моменту, когда мы сели на берегу, уже успели осознать, что поверх парадного платья Хрящевки – архитектурно-ландшафтного ансамбля – в деревне и её окрестностях развевается тот простой, но милый и вольный дух, который характерен для всех сельских видов близ Волги в Самарской области.
Созерцание такого заката на берегу Волги – это возможность выхватить миг поющей весны, что лучше всего лечит от эмоционального авитаминоза в эти самые морозные дни. Помню, как мы с моим любимым человеком впивали дыхание нарождающихся трав и всей растущей природы. В безоблачном просторе сияло будто из бездны времён солнце – так оно купалось в волжских сумерках и в стародавние времена… Мы с усладой смаковали и этот закат, и наш небольшой фруктовый перекус. Но когда солнце окончательно укрылось одеялом ночи, и о нём напоминала только багряная дымка, пришлось начать сборы в обратную дорогу. Всё же крутой бережок был обнажён ветру, и повеяло холодком.
Вот такой стала одна из самых запоминающихся поездок во время путешествия в Самару – в следующих материалах расскажу о других туристических впечатлениях.