Найти тему

А зачем записывать новые кассеты сейчас?

Добрый вечер, уважаемые читатели!

На сегодняшнюю статью меня натолкнул комментарий одного из подписчиков под ником Андрей Гуров. Я приведу выдержку из его комментария в качестве эпиграфа к статье:

зачем записывать новые кассеты сегодня? Сознательно переносить цифровую запись на носитель, который её исказит. Похоже на садомазохизм. Но потом я купил проигрыватель дисков, и от магнитофона избавился. Он стал ни к чему, так как диски стали продавать какие хочешь. Так что думаю что кассеты сегодня это извращение наряду с такими как фотографирование на фотоплёнку. (Андрей Гуров)

Начну, пожалуй, с исторических зарисовок. Среди моего поколения кассеты широкое распространение получили в первой половине 1990-х годов, что для кассетной эпохи в целом были времена, если не самые пиковые, то уже ближе к закату. Если в конце 1980-х рядовой покупатель покупал в СССР на рынках самопальные кассеты МК-60, то за границей были в большинстве своем лицензионные записи.

Рис. 1. Отечественная кассета МК-60-5 первого типа (слева) и лицензионная кассета (справа)
Рис. 1. Отечественная кассета МК-60-5 первого типа (слева) и лицензионная кассета (справа)

У бати был знакомый в одной из таких студий. Надо сказать, что в этой студии были прецизионные по тем временам советские аппараты Орель 101-1 стерео. Со слов участников тех событий такие аппараты были во многих студиях и в ранний постсоветский период. Хотя в этот период многие писали на аппаратуре Бердского радиозавода (на Вегах). У меня и сейчас в наличие несколько кассетников. Например, неизменная Орель 101-1 стерео и Вильма 104 Стерео. Оба аппарата пишут на хроме в полосе 31.5 – 18 000 Гц. Причем это гарантированный диапазон. Сам проверял оцифровку с кассет в программном продукте Adobe Audition в части среза фонограммы в диапазоне 17 000 – 19 000 Гц. Полезный сигнал присутствует (отзвуки “тарелок”).

Рис. 2. Кассетные магнитофоны Вильма 104 Стерео (сверху) и Орель 101-1 стерео (снизу)
Рис. 2. Кассетные магнитофоны Вильма 104 Стерео (сверху) и Орель 101-1 стерео (снизу)

В 1990-ые годы нашему поколению были доступны уже в большом ассортименте аудиокассеты импортного производства, например, TDK, BASF, Sony и ряд других.

Рис. 3. Аудиокассеты из 1990-х годов
Рис. 3. Аудиокассеты из 1990-х годов

Но и на рубеже тысячелетий выпускались новые импортные кассеты, например, TDK, Sony. Мой опыт их использования показывает, что, по крайней мере, по частотному диапазону фонограммы они уже проигрывают кассетам 1980-х и 1990-х годов.

Рис. 4. Аудиокассеты из 2000-х годов
Рис. 4. Аудиокассеты из 2000-х годов

В те, уже относительно далекие годы, надвигающаяся альтернатива магнитной записи в виде компакт-дисков была все же дорога для простого обывателя, с учетом, экономических катаклизмов 1990-х годов. Поэтому кассеты стали, по сути, единственным приемлемым вариантом на роль носителя информации в те годы.

Вы спросите – а что же сейчас?

А я Вам отвечу, что в настоящее время аудиокассеты с магнитной лентой также переживают эпоху возрождения. Пусть не такую бурную, как виниловые диски, но все же интерес к ним существенно вырос за последние несколько лет. Например, в январе я приобрел несколько кассет французского и российского производства, которые были выпущены в 2023 году (самый свежак). Как говорится, если это выпускается, значит кому-то это надо. И таких любителей аналоговой магнитной записи не так уж и мало.

Рис. 5. Новодельные кассеты 2023 года (слева и справа Россия, по центру Франция)
Рис. 5. Новодельные кассеты 2023 года (слева и справа Россия, по центру Франция)

Площадки типа Авито представляют большой выбор отечественной и импортной винтажной техники для кассетной магнитной записи. Более того, новые кассетные магнитофоны производятся и сейчас, и продаются ведущими ритейлерами аудиотехники. Например, кассетный магнитофон TEAC. Параметры у него скромные, но аппарат покупают те, кто ностальгирует по былым временам и не сильно претендует на качество воспроизведения и записи. На хроме 30 – 15 000 Гц, на нормальной ленте 30 – 13 000 Гц.

Рис. 6. Магнитофон TEAC W1200. Источник фото: https://www.audiomania.ru/kassetnaya_deka/teac/teac_w-1200.html
Рис. 6. Магнитофон TEAC W1200. Источник фото: https://www.audiomania.ru/kassetnaya_deka/teac/teac_w-1200.html

Однозначного ответа на поставленный вопрос – а зачем сейчас записывать кассеты, наверное, - нет. Но я озвучу свое мнение. На мой взгляд, засилье интернет-сервисов, которые предоставляют услуги потокового аудио контента стали многих слушателей разочаровывать. Нет, не качеством. У того же сервиса ЯндекМузыка по подписке приемлемое качество. А вот лавинообразный поток музыкального контента обесценивает индивидуальность отдельно взятого исполнителя. Извините за выражение, музыка превращается из культурного продукта, предназначенного для получения эмоционального удовольствия, в ширпотреб в основном для фонового воспроизведения. Это первая причина. Вторая кроется в необходимости для человека как физической и биологической субстанции потрогать, прикоснуться к предмету, который доставляет удовольствие от прослушивания. И кассета дает такую возможность в отличие от стриминговых сервисов. Я лично с удовольствием распаковываю свежую кассету, ставлю ее в кассетоприемник магнитофона и запускаю процесс записи или воспроизведения. Понятно, что сейчас кассета – не основной носитель информации, так как большей частью приходится слушать стриминги. Но прослушивание кассеты, особенно хорошей, сродни праздничному столу среди серых будничных обедов.

Вот как-то так! Я не пытаюсь кого-то переубедить, если он против кассет. Но единомышленники у меня есть несомненно. Об этом говорит и рост кассетных релизов новых исполнителей.

В качестве послесловия (в пику комментатору Андрею Гурову).

Фотоаппарат пленочный я уже достал год назад. Буквально вчера пришла посылка с новой черно-белой фотопленкой вместе с химическими реактивами. Буду пробовать снимать на пленку, как тридцать лет назад. Если Вам будет интересно, то расскажу, что у меня получилось.

Рис. 7. Комплект - фотоаппарат ФЭД 5С, пленка и реактивы
Рис. 7. Комплект - фотоаппарат ФЭД 5С, пленка и реактивы

На этом всё!

До встреч на волнах интернета!