Найти тему

Через STAGE CRAFT многие дети смогут выйти на сцену впервые

После премьеры тест-спектакля «Мойдодыр» в 52 коррекционной школе мы поговорили сначала с детьми, а потом и с ведущими кружка «Сундучок сказок». Знакомьтесь! Софья Игоревна Кононова и Евгения Сергеевна Жаркова.

Евгения Сергеевна: Театр помогает нашим ученикам социализироваться. Они примеряют на себя роли, вживаются в образ. Раскрепощаются. Могут на сцене делать то, что им не удается в жизни и, чаще всего – это общение с окружающими.

Софья Игоревна: Раньше мы показывали «В стране невыученных уроков», «Буратино», а для тестирования сценического комплекса STAGE CRAFT решили взять материал попроще – «Мойдодыр» и пригласили самую сильную группу детей. Если получится у них, тогда другим тоже захочется взять эту планку.

Media dell’ Arte: А что было для актеров самым сложным?

СИ: Они плохо вступают в коммуникацию, плохо ориентируются в пространстве. Когда только собрали STAGE CRAFT, они растерялись и не понимали, как им двигаться, что делать.

ЕС: Да, и они все время говорили: «Она же маленькая. Мы ничего не сможем сделать». Но в итоге все уместились. И актер, который играл Мойдодыра, научился снимать свой костюм так, чтобы не задевать световые приборы. Конечно, и для них, и для нас—это новый опыт.

СИ: #Текстовая панель – это палочка-выручалочка. У нас есть ребята, которые медленно читают, а у кого-то снижена механическая память. Им очень сложно запомнить любой текст, даже рифмованный. А те, кто все выучил, теряются без поддержки. Им можно не подсказывать, не показывать все движения, но важно быть в зоне их видимости, тогда им проще. С текстовой панелью та же история. Важно, чтобы она была.

MDA: Ребята ссорятся из-за того, кому какая роль достанется?

СИ: «Я хочу...» редко услышишь. Чтобы кто-то что-то захотел, проявил инициативу – у нас это настоящее событие, праздник. И на репетициях «Мойдодыра» – случилось. Крокодила в спектакле репетировал Дима и он заболел. Что делать? Я иду по коридору, полдник, и вижу Артема, одного. «Ты чего?», - спрашиваю. «Не знаю, мне грустно». «Хочешь пойти посмотреть на репетицию?» «Хочу». Посидел, посмотрел и говорит: «Я хочу быть Крокодилом». И вот это его: «Я хочу»– оно дорогого стоит. Особенно у детей с расстройствами аутистического спектра. У нас часто можно услышать: «Я не хочу». Эмиль, который играл Грязнулю так и говорил: «Я не буду, я не такой». А я ему в ответ: «Так покажи, какой ты, на самом деле».

MDA: Командный дух помогает.

СИ: Еще бы! Две важнейшие составляющие. Самоконтроль и социальное поведение. Наши дети – ведомые. Они отслеживают, что делает другой человек. Конечно, не каждый ребенок может выйти на сцену. Страшно! В комплексе STAGE CRAFT, когда привыкли, они двигались, как рыбы в воде. Знали, куда повернуть, где спрятаться от зрительских глаз. Научились открывать и закрывать занавес. Им нравились световые и мерцающие эффекты.

MDA: Сейчас в спектакле были детишки с какими нарушениями?

СИ: В нашей школе учатся дети с интеллектуальными нарушениями, ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития), РАС (расстройствами аутистического спектра), несколько детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и сенсорными нарушениями. В спектакле участвовали дети с легкими интеллектуальными нарушениями и РАС.

MDA: Каким вы видите для себя, школы, детей, идеальное дальнейшее взаимодействие с Media dell’ Arte? Чем мы можем быть вам полезны?

СИ: Через STAGE CRAFT многие дети смогут выйти на сцену впервые. Дети с РАС не выходят на нашу школьную сцену, потом что она светлая. Они теряются. А если выключить свет и создать приятную атмосферу, они выйдут и будут там что-то делать. И , возможно, именно поэтому Артем сказал: «Я хочу». Этот полумрак, приятный свет, мягкие спецэффекты могли стать важными факторами для него.

Сцена мобильная, в ней все собрано вместе, и оборудование, и наполнение для спектакля. Я сама обычно выстраиваю сценарий в голове, подбираю музыку, видео, заставки. А тут все уже есть. Только выбрать и кнопочку нажать.

И важно, что она быстро собирается, разбирается и компактна в перевозке. Мы можем легко перевезти ее в другое здание нашей школы на Савеловской. Или в этом же зале, когда нужно пространство для других событий – убрать, а когда нужно репетировать и проводить спектакль – собрать.

MDA: А зачем вообще нужен театр в школе?

CИ: Театр дает такие разнообразные возможности. Кто-то в школе сидит тихонечко в уголке, ни с кем не общается и не двигается. А потом приходит сюда и начинает скакать, как сайгак, танцевать и даже петь. В жизни серые будни, в основном , красок не хватает. И здесь в театре, и дети, и взрослые добирают краски.