Найти тему

Место ЕГЭ на уроках русского языка.

Начну с того, что мне категорически не нравится позиция: школа не должна готовить к ЕГЭ! Мне кажется, в этом проявляется непонимание своей работы вообще. А вы как думаете?

Конечно, начинать натаскивать на выполнение тестов и сочинения только в 10-11 классе, тем более только в 11, - вещь мало эффективная.

Но ведь навыкам понимания текста задания, выстраивания собственного высказывания, а тем более орфографии и пунктуации дети должны учиться на протяжении всех лет пребывания в школе.

Попробую подсказать, где и когда самые удобные моменты подготовки к ЕГЭ.

1. 5 класс. Изучаем понятие "синонимы". Полезно обратиться к группе синонимов, котрые помогут избегать тавтологии. И прежде всего с малого приучать к замене слова "сказал", "писатель/художник", "мы видим". Пусть эти группы будут где-то записаны и требуйте их обязательно использовать. С этим у детей беда.

2. В 5 же классе полезно сделать так, чтобы ребёнок понял, что вступление и заключение должны быть связаны по смыслу. Для этого совет - приучайте именно с этого (записи первого и последнего предложения) начинать написание любого сочинения.

В связи с этим потихоньку учите находить основную мысль именно в конце текста. В случае отсутствия предложения, которое бы поучало, дети должны всё время ( на несколько лет) иметь перед глазами начальные фразы формулировок из выше представленной таблицы.

Если с 5 класса дети будут видеть плакат с ниже представленными "подсказками", к 9 классу проблем с определением темы, основной мысли и типа речи не будет. Только разрешайте пользоваться всегда! Даже на контрольгных работах. По моему убежденпию, главная задача учителя - заставить запомнить, а не "подловить" на незнании.

Думаю, всё понятно. При определении типов речи - приём раскадровки. Если воникли вопросы, напишите в комментариях.
Думаю, всё понятно. При определении типов речи - приём раскадровки. Если воникли вопросы, напишите в комментариях.

3. Для правильного синтаксического разбора, начиная с 5 класса, полезно требовать при нахождении грамматической основы вслух проговаривать алгоритм: в предложении действие (или состояние)... это сказуемое; это действие ввыполняет тот-то (или состояние характеризует того-то) или то-то - это подлежащее. Это в дальнейшем поможет безошибочно выполнять ситнтаксический разбор. Этот навык важен не сам по себе, а как основа для понимания текста.

Поэтому посоветовала бы эту же работу по нахождению грамматической основы проводить и с текстами на уроках литературы. Это очень хороший приём нужно использовать не только для отработки необходимых навыков на уроках руского языка, но и для тренировки осмысления текста. Очень эффективно внедрять этот приём и на уроках и русского языка, и литературы на основе изучаемых литературных произведений

Очень хорошо давать стихотворение без точек, при их расстановке обязательно пробудится интерес к смыслу и к основной мысли текста. И потом на литературе чтение с осознанной интонацией пойдёт как по маслу. После этого легко сформулируется и основная мысль текста.

Эта работа как раз наиболее эффективна именно в 5-6 классе, когда свежее восприятие.

4. На этом же (на понимании главной роли сказуемого) я строю и обучение способам написания изложения. Подробно я об этом писала здесь. Этот приём может показаться странным, но после 2-3 раз комментированной записи приходит желание пользоваться им и в дальнейшем.

На сегодня хватит. В дальнейшем продолжу.

Лето скоро.  И оно будет!
Лето скоро. И оно будет!