Наш класс, класс географии, мне, школьнице, казался самым уютным и красивым во всей школе - небольшой, компактный кабинет в только что отстроенной новой школе в таёжном селе. (И очень не хотелось, спустя годы, уже в старших классах, переходить в класс химии. Хотя этот переход ничего по сути не означал, не было никаких "географического" или "химического" уклонов).
Класс географии был светлым и солнечным. За счёт огромных окон - на всю стену, от потолка до пола, - выходящих на школьный сад. И хотя больше всего я люблю весну, но особенно красиво в нём было зимой и осенью.
Зимой можно было любоваться деревьями в ослепительно белых мантиях, смотреть, как падают-кружатся снежные хлопья, а когда приходили морозы - без конца разглядывать причудливые и замысловатые узоры на окнах.
Но особенно прекрасен был сентябрь. Осенью я любила приходить в школу пораньше: когда ещё много времени до первого звонка и никого нет в классе.
Уже светло, теплый оранжевый свет - от солнечных лучей и деревьев в желтых листьях - нежно обволакивает кабинет.
Утреннее солнце мягко скользит и освещает сначала школьную доску, потом перемещается к закрытой двери небольшого смежного кабинета, которая хранит за собой столько тайн (глобусы, книги, карты …), но туда есть доступ только учителю географии, нашему классному руководителю.
И перемещается на другую стену, где в ряд вывешены чёрно-белые портреты. Сначала лучи выхватывают первый из этих портретов, кажется, это Крузенштерн, потом «оживляют» глаза на втором - Лисянском. И так переходят от одного лица к другому.
Сколько их было? Крузенштерн, Лисянский, Миклухо-Маклай, Пржевальский, Колумб, Магеллан, Марко Поло, Беринг…
Кто был ещё? Уже не помню. (Их там уже нет, сейчас это класс ОБЖ и там висят другие плакаты, из разряда, что надо делать, если вдруг война).
Всякий раз в те времена мне чудилось, что в ежедневном своем беге лучи солнца внезапно спотыкаются и замедляют свои шаги на одном из портретов. Начинают по нему скользить, а затем на какое-то время растерянно и недоуменно останавливаются и застывают. И лишь потом - переходят к следующему.
Этот портрет «въелся» в память. Казалось, что человеку, изображённому на нём, не подходит даже имя - Витус Беринг.
Что оно должно быть у него иное - более мягкое, кроткое, нежное…
И что он может быть поэтом или писателем, но путешественником - навряд ли.
Это было очень глупо - нельзя судить о человеке по его внешности и, тем более, нелепо примерять ему лицо - похож-непохож, когда это преподносится как данность - это Витус Беринг и, смотрите, вот как он выглядит. И этот же портрет попался в учебнике (он был обнаружен в 1945 г. у праправнучки Беринга Евдокии Трегубовой).
(Про 148 портретов Витуса Беринга нашла интересный текст здесь)
И только намного позже я узнала, что, действительно, это не тот Беринг.
Как на самом деле выглядит Беринг?
Через 250 лет после гибели Витуса Беринга, в 1991 году, российско-датская экспедиция установила точное место захоронения командора.
Останки его и похороненных рядом с ним членов экипажа «Святого Петра» были извлечены и исследованы с помощью биохимических методов.
Найденные останки были идентифицированы как захоронения командора Витуса Беринга, штурмана Андреаса Хессельберга, подшкипера Никиты Хотяинцова, корабельного комиссара, прапорщика Ивана Лагунова, морского солдата Федора Панова и морского гренадера Ивана Третьякова.
Работы по идентификации останков мореплавателей помогли восстановить реальный облик начальника Великой Северной экспедиции.
Выяснилось, что командор Беринг был среднего роста, около 170 см. Среднего веса (чуть больше 70 кг) и мускульного типа телосложения.
В 2017 году в Сколкове поставили памятник Берингу, где он похож на самого себя.
А кто же тогда на известном всем портрете?
Вначале думали, что его дядя - поэт Витус Педерсон Беринг, в честь которого и был назван командор (Витус Йонассен Беринг).
Но и это не точно. Сохранилось изображение дяди.
Единственное, в чем нет сомнений - портрет, который фигурирует в учебниках, может принадлежать кому угодно, но и вправду из рода Берингов.
Есть, правда, скептики, которые сомневаются, что останки, найденные на острове Беринга, принадлежат командору. То есть они не исключают, что на этом растиражированном портрете может быть всё-таки сам путешественник Витус Беринг.
Но большинство экспертов все же уверены, что настоящий облик Беринга восстановлен после экспедиций на остров Беринга.
«У черепа, обнаруженного на острове и отправленного на экспертизу, - 35 черт из 37 присущих роду Берингов. После этого можно было сказать, что череп принадлежит роду Берингов. А из всех его представителей на острове был только Витус», - комментировал РГ ("Родине") Сергей Епишкин, географ, историк, участник двух экспедиций на Камчатку (собрал изображения многих людей из рода Берингов и составил его генеалогическое древо).
Отчего умер Беринг?
Долгое время считалось, что Беринг умер от цинги. Была версия, что с ним расправилась команда.
Еще одна предположительная причина смерти: инфекционный гепатит, разносчиками которого стали крысы.
Кажется, это было в 2008 году. Мы говорили о том, как выглядел Беринг и причинах его смерти по телефону с известным учёным Виктором Николаевичем Звягиным (заслуженный врач РСФСР, профессор, зав. отделом судебно-медицинской идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы (г. Москва), ко всему - бог отечественной судебной криминалистики. исследовавший останки царской семьи, Ивана Сусанина, княжны Таракановой, Адольфа Гитлера и других, в том числе четы Прончищевых и Витуса Беринга).
Он считает (по крайней мере, тогда так считал), что, скорее всего, речь идет о сердечно-сосудистом заболевании:
«Командор был уже в возрасте, и у него, конечно, имелись разные «болячки», но другие сопутствующие болезни явно не могли быть причиной смерти. Мы склонны полагать, что это все-таки сердце. Еще в самом начале первой камчатской экспедиции, находясь в Якутии, он постоянно держал возле себя врача. Во время последней экспедиции - та же история.
Капитан, как правило, живет один, а Беринг делил каюту вместе с натуралистом, биологом и врачом Георгом Стеллером.
Возможно, этим объясняется и его непонятная реакция: казалось бы, вот она на горизонте – Америка, а Беринг вышел, посмотрел и сказал печально, что надо еще вернуться. Он уже тогда тяжело болел, у него были отеки, и он не мог не думать, что предстоит обратный тяжелый путь. Если его не удастся выдержать, радостное событие – открытие с востока Америки, может попросту остаться незамеченным. И Беринг оказался прав, не всем удалось вернуться. В том числе и ему. Надо сказать, что он был достойным человеком и спокойно принял смерть».
В сентябре 1992 г. останки Беринга и его спутников были вновь захоронены в бухте Командор острова Беринга – на месте их последней пристани.
Нашла статью Виктора Звягина, каким был Витус Беринг, - здесь