Вот сижу и вспоминаю, что было раньше? Увидела ли я тот самый советский фильм с Боярским в главной роли или прочитала книгу?
Кажется, сначала всё-таки был фильм, который я посмотрела лет в 10 и влюбилась в этих прекрасных храбрых людей, благородного Атоса, веселого Портоса, изящного Арамиса и д'Артаньяна, конечно же. До сих пор помню, как сижу я в кресле перед телевизором и рыдаю просто-таки крокодиловыми слезищами, слушая как горестно д'Артаньян завывает "Конста-а-анция!". Мама мыла полы в той же комнате и ухохатывалась за моей спиной. Я не видела - это она потом уже, много лет назад, призналась.
Ну, а потом она мне сказала, что есть такая книга у нас дома, про мушкетеров. И конечно, я в нее вцепилась.
И очень хорошо помню свои странные ощущения от книги. Мушкетеры и Д'Артаньян благородные же? Ну благородные, в кино ведь показывали, и дружба у них какая, и вообще они самые прекрасные. И Констанцию юный гасконец так любил, так любил...
И тут в книжке д’Артаньян то с горничной миледи крутит. То с самой миледи - причем проникает к ней в спальню обманом. И вообще, как-то в книге чуть больше прониклась фактом того, что у Констанции был законный муж. А еще они много пили - а пить было плохо, я это твердо знала. И не платили то слугам, то по счетам... Ну, как-то я это все умудрилась детским своим сознанием быстренько отодвинуть на полку с пометкой "неважное" и читать и перечитывать прекрасный пухлый роман. А уж когда я узнала, что в библиотеке в собрании сочинений Дюма есть целых два романа-продолжения, то счастью моему не было предела!
И подружек своих - это был уже класс пятый - сагитировала играть в "мушкетеров".Нет, мы, конечно, не пили бургундское и не буянили. Выдали друг другу кодовые имена - я была, конечно, Арамисом, мне этот томный товарищ больше всех почему-то нравился - и начали писать друг другу бумажные письма, которые запечатывали пластилином (ну, за неимением сургуча) и бросали в почтовые ящики. Письма были восхитительные, очень жаль, что не сохранились эти шедевры в виде "Привет, Арамис! Я сижу делаю матиматику, а ты что делаешь? Давай пойдем гулять в парк завтра после школы. Пока. Атос.".
Сколько раз я перечитывала мушкетерскую трилогию Дюма - не сосчитаю. И с каждым разом понимала, что читаю совсем другую книгу, не ту, что читала еще пару лет назад. Со временем увидела и иронию автора по отношению к героям, и ознакомилась с историей издания "Мушкетеров" _ что ихх публиковали по главам, обрывая главу на самом интересном месте, чтобы читатель изнывал от нетерпения узнать, что же там дальше. Кто выживет в дуэли? Успеют ли королеве привезти подвески или нет? Убьет ли Атос жену или супруги помирятся?
В итоге я пришла к тому состоянию, которое метко описывается шуткой про взросление. Наверняка вы ее слышали: "признак взросления - когда в "Трёх мушкетерах" начинаешь болеть за Ришелье - государственника, которому мотали нервы четыре алкоголика, три проститутки и дегенерат в короне." Да, Ришелье в итоге оказался самым интересным персонажем. Но любовь моя к этому роману и к этим героям все равно жива: я с огромным удовольствием смотрю каждую экранизацию (считая, что круче нашего Атоса-Смехова быть не может вообще никого), пересматриваю "Пес в сапогах" - самую чудесную пародию на роман Дюма и советский фильм.
И читаю то, что можно назвать фанфиками по роману — например, роман Бушкова "Д’Артаньян — гвардеец кардинала", в котором история нашего бешеного гасконца развернулась немного иначе и он стал сторонником кардинала, а не короля. И троица мушкетеров стала его врагами. Или роман Юлии Галаниной "Та самая миледи", в которой рассказывается жизнь графини де Ля Фер не совсем так, как ее рассказал Дюма. Может, неисторично написано и не слишком изысканным языком, но ведь эта новая встреча с теми же самыми героями, что так любила в детстве. Как это может не понравиться? Даже если такая залихватская версия "Трех мушкетеров", что сам Дюма удивился бы.
Да, про другие любимые книжки есть целая подборка!