Ветеринары и/или орнитологи

142 прочитали
Ястребиная сова на приеме у ветеринара.
Ястребиная сова на приеме у ветеринара.

Часто, когда люди сталкиваются с пострадавшей дикой птицей, звучит совет “отнести ее к орнитологу”. Казалось бы, все логично: птицами занимаются орнитологи.

Так ведь?

Не совсем. Орнитолог — это ученый, биолог, который выбрал узкую специализацию — изучение птиц. Сюда входит изучение этологии, физиологии, экологии птиц, исследование видового разнообразия и миграционных маршрутов, просветительская деятельность в области охраны редких видов. Но лечением птиц орнитолог не занимается.

Вера Рыженкова - сотрудник Нижне-Свирского государственного заповедника: https://vk.com/n_svirsky
Вера Рыженкова - сотрудник Нижне-Свирского государственного заповедника: https://vk.com/n_svirsky

Популярный в узких кругах бердвотчинг — наблюдение за птицами — это тоже ответвление орнитологии. Бердвотчингом могут заниматься люди, не имеющие биологического образования, так как в чистом виде это скорее хобби, нежели научная деятельность.

Есть и такое понятие, как авиационный орнитолог. Это специалисты, которые обеспечивают безопасность полетов воздушных судов с помощью обученных ловчих птиц. Патрулирование территории аэродрома с хищной птицей помогает отпугнуть ворон, голубей и другие массовые виды птиц, которые могут стать причиной авиакатастрофы.

Ника Зубра - авиационный орнитолог: https://vk.com/rumtudum, https://www.youtube.com/@Yoll
Ника Зубра - авиационный орнитолог: https://vk.com/rumtudum, https://www.youtube.com/@Yoll

В 99% случаев у орнитолога нет того, что необходимо для лечения птицы, — ветеринарного образования.

А кто же тогда лечит птиц? Ветеринарный врач, получивший дополнительное образование в этой области, т.е. узкую специализацию. Он может не знать, канюк перед ним или коршун, сколько яиц приносит самка этого вида птицы, является ли она перелетной и в какой стране зимует, но знать, как вылечить у этой птицы аспергиллез (грибковое поражение) или сделать правильную фиксацию перелома. Формулировка “ветеринар-орнитолог” используется многими клиниками, потому что она краткая и понятная. Более верным было бы говорить “ветеринарный врач, специалист по болезням птиц”. В английском языке для этого есть более удобное определение — avian vet.

Ястреб-тетеревятник на приеме в ветклинике.
Ястреб-тетеревятник на приеме в ветклинике.

Важный момент: базового ветеринарного образования недостаточно для того, чтобы научиться лечить всех птиц, от степного орла до волнистого попугайчика. Наши ВУЗы до сих пор учат преимущественно работе с сельскохозяйственными животными, и птицам там уделяется совсем немного внимания. Лечение курицы, которой нужно всего лишь дожить до забоя и стать качественным пищевым продуктом, и любимой домашней канарейки будет существенно различаться. Поэтому врачи, которые хотят связать свою работу с пернатыми пациентами, дополнительно стажируются у более опытных коллег, посещают лекции и мастер-классы. Все это, разумеется, стоит денег, и в частности поэтому лечение своего питомца у компетентного специалиста будет стоить дорого. Таких специалистов попросту очень мало, а в большинстве городов России и вовсе нет. И чтобы достичь своего уровня, все они вложились в собственное образование.

За последние годы уровень ветеринарии птиц в России сильно вырос. Растет и интерес к орнитологии. Многие ветеринарные врачи, с которыми сотрудничает наш фонд, могут не только эффективно лечить своих пациентов, но и с легкостью определять даже редкие виды птиц, составлять сложные рационы с учетом видовых особенностей, корректировать условия содержания в соответствии с нуждами того или иного пернатого. И это очень ценно.

Ветеринарный врач Роман Кузнецов и самочка снегиря.
Ветеринарный врач Роман Кузнецов и самочка снегиря.