Найти тему
РеценСерж

"Bon Jovi" 1984 - воплощение сладкой, как арахисовая паста, заокеанской American Dream для советского слушателя

Оглавление

Насколько Bon Jovi обласканы журналистами и мировыми СМИ, настолько же первые альбомы этой группы малоизвестны массовому слушателю. Бон Джови – это как Нирвана, Кино и «Смоконзевотэ» в паблике «Институт благородных рокерш» (помните, были такие в нулевых), только пару самых замызганных песен.

Яркие огни авеню - American Dream советского слушателя
Яркие огни авеню - American Dream советского слушателя

Куда идёт Бон Джови?

А вот про первые диски какого-то слуху и духу практически не найти (разве за исключением «Runaway» - тут спасибо MTV), а первый большой (ладно второй после «Ранэвэй») стадионный хит появится аж на третьем альбоме. Да, я про «Livin’ on a Prayer», которую постоянно каверят (не лучшим образом) на разных вокальных шоу.

Многие годы мы не знали, что Джон идёт навстречу своей группе
Многие годы мы не знали, что Джон идёт навстречу своей группе
А ведь дебютник Bon Jovi укомплектован хитами похлеще, чем последующие диски. Главный момент – группе удалось найти тот баланс, который ещё держит их в поле зрения любителей хард-н-хэви, но основной успех коллектив имел у поклонников (поклонниц в большей степени) сладкоготекущего и приторного до хруста сахара на зубах AOR-а и софт-метала.

"Беглянка" - не молдаванка

 Jennifer Gatti сыграла ту самую "Runaway" в легендарном клипе
Jennifer Gatti сыграла ту самую "Runaway" в легендарном клипе

Давайте уже приступим ко много раз упомянутой «Runaway» - здесь с первых аккордов (синтезаторов, ага) мы слышим тягу группы не просто к АОР элементам (которые в середине 80-х использовала едва ли не каждая вторая рок-группа), а именно к синтепоповым корням, добавляющим определённый саунд композициями Бон Джови. Любить его или нет – решать только вам, я не большой любитель этих «пАточных» клавиш, но нахожу компромисс за счёт других элементов. Также ударник Tico Torres играет словно драм-машина (котору зачастую использовали в synth-музыке), практически не задействую краш-тарелку.

Самбора - БАЗА?

И тут же мы видим формулу написания песен на «Bon Joni» 1984 года. В начале играется основной рифф, на который накладывается максимально мелодическая гитарная линия (пожалуй, как раз за исключением «Беглянки») (которая обычно или забывается после вступления или играется в проигрышах/аутро), далее начинается стандартный куплет/припев/бридж, и Ричи Самбора играет соло.

Фан-карточка с Ричи Самбора
Фан-карточка с Ричи Самбора

Самбора играет плохо!

Когда-то Джон и Ричи были не разлей вода...
Когда-то Джон и Ричи были не разлей вода...

Кстати, о соло Самборы – я читал мнение, что Самбора не сыграл за карьеру в Бон Джови ни одного нормального соло (критерии нормальности у комментатора конечно же не обозначаются). Но как я люблю стиль Richie! С одной стороны, кажется, что его соло выглядят как набор фраз и упражнений, но при внимательном прослушивании (и разучивании) каждая фраза встаёт на своё место и возникает цельное полотно, из которого «слов не выкинешь». Сначала это традиционные блюзовые паттерны, бэнды, лики, а к концу начинается скоростная часть из пассажей и скоростных проходок. Часто используется флойд, который добавляет определённого шарма «сладкому» звучанию песен.

По этой формуле вы можете провести анализ композиции «Roulette» - только тут не до аналитики – песня захватывает внимание, и стала одним из моих любимых хитов в творчестве группы. И начало получилось максимально бодрым и хэви-металлически жёстким (насколько это можно в рамках коммерческого софт-метала). А вот на «She Don't Know Me» мы погружаемся в ту самую патоку, а точнее, арахисовую пасту, которую толстым слоем намазывают на бутерброд на завтрак в американских фильмах и уплетают за обе щеки (кто-нибудь реально есть её – я попробовал, чуть скулы не свело от сладкого – видимо, как и у многих поклонников хэви-метал от этого альбома).

Тут мы видим, что основной автор песни – не участники группы, а Mark Avsec (возможно, поэтому она отходит от основной стилистики группы и слушается максимально попсово).

Mark Avsec - автор «She Don't Know Me»
Mark Avsec - автор «She Don't Know Me»

Американ Дрим

Даже в знаменитом клипе «Runaway» (который сейчас, может и выглядит наивно) мы видим девочку (теперь уже девушку), которая сбрасывает оковы родительской опеки и убегает навстречу неизведанному. Проблемы белых людей – дом, приличная семья, ухоженная девушка, но и она хочет убежать навстречу со своим будущим (здесь «мальчики» и «взрослость» показаны конечно же в виде выступления группы Bon Jovi).

Так и советский/российский слушатель впитывал это максимально американское звучание зарубежной команды, и представлял себе ТУ САМУЮ Американскую мечту, которая изображена на обложке альбома – ночные проспекты, полные ярких огней, звёзды Голливуда разгуливают по авеню, всё яркое, сахарное, и какое-то сказочное. Первый альбом Bon Jovi даёт нам полное погружение в эту СКАЗКУ с его максимально сглаженным звуком, атмосферной записью (она как будто предназначена для прослушивания вечером/ночью).

Burning For Love и другие неизвестные песни

-7

Для меня максимально странно, что такая великолепная песня, как «Burning For Love» не стала большим хитом. Это удивительная мелодия, которая лично для меня стала одной из лучших в хард-роке в принципе. Крышесносная песня, изготовленная по формуле, указанной ранее. И конечно же, фантастический голос молодого Джона, который я считаю уникальным, и во многом благодаря нему, группа выделилась, и нашла своё лицо среди десятков подобных.

К таким же хитам отнесу и «Shot Through The Heart» с потрясающей мелодией (и ритмом) припева, который кажется, что ты мог услышать в какой-нибудь поп-песне – но нет, вот она, на первом альбоме «Bon Jovi»! Туда же отнесу и «Love Lies» с неторопливым, но мрачноватым клавишным вступлением – припев и тремоловые флажолеты в куплетах здесь восхитительны!

AOR, Glam, Попса? Бон Джови

-8

Кстати, получилось так, что большая часть композиций сделана в лирическом ключе. Группа совмещает в себе элементы AOR, софт/поп-метала, хард-н-хэви, щепотку глэма, и даже синтипоп/рока (который напоминает о себе и на «Breakout», который сделан в виде стадионного хита – даже по распеву это понятно, ну а сама композиция делает уклон в сторону «вечериночного» рока).

Окончание у альбома так же ударное – в виде мощного заедающего припева «Come Back» и весёлой разудалой рок-н-ролльной (и не слишком характерной по стилистике для творчества группы) «Get Ready».

Лучший ли это альбом Bon Jovi? Большинство критиков скажут «нет», основываясь на хит-парадных шлягерах с более поздних альбомов. Но для меня этот диск наиболее цельный, практически не содержащий проходных вещей и показывающий именно тот звук, за который я и люблю Бон Джови.

Канал не монетизируется в силу нескольких причин. Поэтому для жизни канала вы можете пожертвовать донат на карту (Юмани Виза), также есть номер электронного кошелька Юмани (можно спросить в комментариях, как и другие реквизиты).

4048 0250 0106 5583

КАЖДЫЙ ваш донат важен. Также существует функция СТАТЬЯ НА ЗАКАЗ (о вашем любимой альбоме/группе, а также о вашей СОБСТВЕННОЙ группе). Спрашивайте в комментариях.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ВСЕМ РОК-Н-РОЛЛ!

-9