Рассказываем, какие идеалы красоты были у Рубенса и как с одного взгляда отличить фламандскую картину от любой другой.
Что такое фламандское барокко и откуда такое название
Фламандское барокко — это стиль живописи, который сформировался в Южных Нидерландах в 16–17 веках. В 1579 году в Нидерландах произошел политический и религиозный раскол: северная часть, именуемая Голландией, отделилась от южной части — Фландрии.
Голландия стала страной протестантов, а Фландрия — католиков. Различие в мировоззрении породило различия в развитии общественной жизни и культуры. Это коснулось и искусства, в частности живописи. Появились две художественные школы — голландская и фламандская.
О чем писали художники фламандской школы?
Протестантская Голландия была сдержанной и тихой, а католическая Фландрия, напротив, предпочитала роскошь и красоту. Художники Фландрии писали картины на религиозные и мифологические темы. Были популярны сюжеты праздников, знаковых исторических событий, крупных сражений, жанровые сцены были не в почете. Писали красочно, эмоционально и динамично. Даже натюрморты художники Фландрии изображали пышно: если рисовали обеденный стол, то он обязательно должен был ломиться от обилия блюд.
А кто был первым художником во фламандской живописи?
Фламандская живопись — это в первую очередь Питер Пауль Рубенс. Он считается основоположником барокко. Его творчество отличают энергия, динамика, яркая эмоциональность, синтез реального и фантастического, возвышенность и идеализация.
У Рубенса были свои представления о красоте человеческого тела. Мужчин он изображал мускулистыми и широкоплечими, а женщин — пышными. Художник создал собственный идеал: у женских фигур на его полотнах широкие спины и маленькая грудь, тяжелые бедра и длинные шеи.
Так, на картине «Три грации» Рубенс изобразил трех женщин. Через их тела он выражает благодарность земле, дающей столько благ:
Это одна из последних работ Рубенса. Он размышлял над ней более 10 лет и неоднократно делал эскизы. Женщины органично вписываются в природный пейзаж, являясь неотъемлемой его частью. Они двигаются легко и непринужденно, о чем нам говорят естественные складки и изгибы на их телах.
Кто еще рисовал в этом стиле?
Например, Антонис ван Дейк — ученик Рубенса и основоположник нового типа декоративного портрета. Написанные им картины отличались тонким психологизмом и отражали внутреннее состояние человека. У ван Дейка персонажи получались более живыми, чем у Рубенса. Вот одна из его ранних работ — портрет семьи пейзажиста Яна Вильденса (предположительно):
Еще один ученик Рубенса — Якоб Йорданс — придерживался техники работы учителя, но его картины получались более реалистичными. Йорданс не всегда писал экспрессивно и на возвышенные темы, но тем не менее считается ярким представителем фламандского барокко. Например, вот работа Йорданса «Бобовый король»:
Это сценка застолья в честь праздника Богоявления. В этот день на стол подавали пирог, в котором лежал сюрприз — чаще всего боб. Тот из гостей, которому доставался сюрприз, провозглашался бобовым королем и становился главой праздника.
Еще один известный фламандский художник — Франс Снейдерс. Он писал натюрморты — те самые, на которых столы заставлены кушаньями. А еще — анималистические композиции. У Снейдерса плохо получались люди, поэтому он просил помощи у других художников. А сам Рубенс, к слову, нередко обращался к Снейдерсу с просьбой помочь ему написать животных. Вот одна из работ Франса — «Натюрморт с обезьянами»:
Как на первый взгляд отличить картину фламандского барокко от других жанров?
Есть несколько черт, по которым вы сможете определить кисть фламандца:
- Библейские и мифологические сюжеты, большие натюрморты с разной едой, парадные портреты.
- Эмоциональный, яркий, контрастный характер картины.
- Пышность, роскошь, изобилие.
- Много людей или предметов.
Давайте попробуем сравнить. Как думаете, какая из этих картин — фламандское барокко?
Есть ли книги про фламандскую живопись?
Да. Рекомендуем почитать, например, эти книги:
- «Культура Нидерландов в XVII веке», Й. Хейзинга.
- «Питер Пауль Рубенс. Биография. Картины. История», под ред. Е. Крыловой.
- «Снейдерс и Фламандский натюрморт», В. Левинсон-Лессинг.
- «Якоб Йорданс. 1593–1687. Картины и рисунки из собраний России», под ред. Е. Крутовой.
- «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний», В. Садков, А. Булгакова, Д. Красовская.
Фламандское барокко было не только яркой эпохой в мире искусства, но и оказало влияние на последующие поколения художников. Так, свободная живопись Рубенса и его отношение к цвету повлияли и на современников, и на художников других эпох: Франсуа Буше, Эжена Делакруа, Огюста Ренуара. А Антонис ван Дейк прославился в Англии и создал целую школу английского парадного портрета. Познакомиться поближе с творчеством великих фламандцев можно и в России. Работы Рубенса, ван Дейка, Йорданса, Снейдерса есть в Эрмитаже и Пушкинском музее. Банк ВТБ поддерживает развитие этих культурных институций и помогает проводить масштабные события.