Найти тему
ВТБ Страна

Пышные дамы Рубенса и богатые натюрморты Снейдерса: разбираемся во фламандском барокко

Оглавление

Рассказываем, какие идеалы красоты были у Рубенса и как с одного взгляда отличить фламандскую картину от любой другой.

Что такое фламандское барокко и откуда такое название

Питер Пауль Рубенс. «Союз Земли и Воды», примерно 1618 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain
Питер Пауль Рубенс. «Союз Земли и Воды», примерно 1618 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain

Фламандское барокко — это стиль живописи, который сформировался в Южных Нидерландах в 16–17 веках. В 1579 году в Нидерландах произошел политический и религиозный раскол: северная часть, именуемая Голландией, отделилась от южной части — Фландрии.
Голландия стала страной протестантов, а Фландрия — католиков. Различие в мировоззрении породило различия в развитии общественной жизни и культуры. Это коснулось и искусства, в частности живописи. Появились две художественные школы — голландская и фламандская.

О чем писали художники фламандской школы?

Питер Пауль Рубенс. «Пир у Симона фарисея», между 1618 и 1620 годами, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain
Питер Пауль Рубенс. «Пир у Симона фарисея», между 1618 и 1620 годами, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain

Протестантская Голландия была сдержанной и тихой, а католическая Фландрия, напротив, предпочитала роскошь и красоту. Художники Фландрии писали картины на религиозные и мифологические темы. Были популярны сюжеты праздников, знаковых исторических событий, крупных сражений, жанровые сцены были не в почете. Писали красочно, эмоционально и динамично. Даже натюрморты художники Фландрии изображали пышно: если рисовали обеденный стол, то он обязательно должен был ломиться от обилия блюд.

А кто был первым художником во фламандской живописи?

Фламандская живопись — это в первую очередь Питер Пауль Рубенс. Он считается основоположником барокко. Его творчество отличают энергия, динамика, яркая эмоциональность, синтез реального и фантастического, возвышенность и идеализация.

У Рубенса были свои представления о красоте человеческого тела. Мужчин он изображал мускулистыми и широкоплечими, а женщин — пышными. Художник создал собственный идеал: у женских фигур на его полотнах широкие спины и маленькая грудь, тяжелые бедра и длинные шеи.

Так, на картине «Три грации» Рубенс изобразил трех женщин. Через их тела он выражает благодарность земле, дающей столько благ:

Питер Пауль Рубенс. «Три грации», около 1635 года, Национальный музей Прадо, Мадрид © Public Domain
Питер Пауль Рубенс. «Три грации», около 1635 года, Национальный музей Прадо, Мадрид © Public Domain

Это одна из последних работ Рубенса. Он размышлял над ней более 10 лет и неоднократно делал эскизы. Женщины органично вписываются в природный пейзаж, являясь неотъемлемой его частью. Они двигаются легко и непринужденно, о чем нам говорят естественные складки и изгибы на их телах.

Кто еще рисовал в этом стиле?

Например, Антонис ван Дейк — ученик Рубенса и основоположник нового типа декоративного портрета. Написанные им картины отличались тонким психологизмом и отражали внутреннее состояние человека. У ван Дейка персонажи получались более живыми, чем у Рубенса. Вот одна из его ранних работ — портрет семьи пейзажиста Яна Вильденса (предположительно):

Антонис ван Дейк. «Семейный портрет», 1621 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain
Антонис ван Дейк. «Семейный портрет», 1621 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain

Еще один ученик Рубенса — Якоб Йорданс — придерживался техники работы учителя, но его картины получались более реалистичными. Йорданс не всегда писал экспрессивно и на возвышенные темы, но тем не менее считается ярким представителем фламандского барокко. Например, вот работа Йорданса «Бобовый король»:

Якоб Йорданс. «Бобовый король», 1638 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain
Якоб Йорданс. «Бобовый король», 1638 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain

Это сценка застолья в честь праздника Богоявления. В этот день на стол подавали пирог, в котором лежал сюрприз — чаще всего боб. Тот из гостей, которому доставался сюрприз, провозглашался бобовым королем и становился главой праздника.

Еще один известный фламандский художник — Франс Снейдерс. Он писал натюрморты — те самые, на которых столы заставлены кушаньями. А еще — анималистические композиции. У Снейдерса плохо получались люди, поэтому он просил помощи у других художников. А сам Рубенс, к слову, нередко обращался к Снейдерсу с просьбой помочь ему написать животных. Вот одна из работ Франса — «Натюрморт с обезьянами»:

Франс Снейдерс. «Натюрморт с обезьянами», между 1630 и 1640 годами, Национальная галерея, Прага © Public Domain
Франс Снейдерс. «Натюрморт с обезьянами», между 1630 и 1640 годами, Национальная галерея, Прага © Public Domain

Как на первый взгляд отличить картину фламандского барокко от других жанров?

Есть несколько черт, по которым вы сможете определить кисть фламандца:

  • Библейские и мифологические сюжеты, большие натюрморты с разной едой, парадные портреты.
  • Эмоциональный, яркий, контрастный характер картины.
  • Пышность, роскошь, изобилие.
  • Много людей или предметов.

Давайте попробуем сравнить. Как думаете, какая из этих картин — фламандское барокко?

Есть ли книги про фламандскую живопись?

Якоб Йорданс. «Автопортрет с родителями, братьями и сестрами», примерно 1615 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain
Якоб Йорданс. «Автопортрет с родителями, братьями и сестрами», примерно 1615 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public Domain

Да. Рекомендуем почитать, например, эти книги:

  • «Культура Нидерландов в XVII веке», Й. Хейзинга.
  • «Питер Пауль Рубенс. Биография. Картины. История», под ред. Е. Крыловой.
  • «Снейдерс и Фламандский натюрморт», В. Левинсон-Лессинг.
  • «Якоб Йорданс. 1593–1687. Картины и рисунки из собраний России», под ред. Е. Крутовой.
  • «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний», В. Садков, А. Булгакова, Д. Красовская.


Фламандское барокко было не только яркой эпохой в мире искусства, но и оказало влияние на последующие поколения художников. Так, свободная живопись Рубенса и его отношение к цвету повлияли и на современников, и на художников других эпох: Франсуа Буше, Эжена Делакруа, Огюста Ренуара. А Антонис ван Дейк прославился в Англии и создал целую школу английского парадного портрета. Познакомиться поближе с творчеством великих фламандцев можно и в России. Работы Рубенса, ван Дейка, Йорданса, Снейдерса есть в Эрмитаже и Пушкинском музее. Банк ВТБ поддерживает развитие этих культурных институций и помогает проводить масштабные события.