С 1390-х годов начинается распад Золотой Орды, которая в XIV веке занимала огромную территорию от Причерноморья и Крыма на юго-западе до Тюменской области на востоке, от Казани на севере и до Аральского моря на юге. Первоначально ханы Золотой Орды исповедовали тенгрианство и несторианство, а среди тюрко-монгольской аристократии были также мусульмане и буддисты. В 1313 году государственной религией стал ислам, первым его принял хан Берке.
К тому времени в булгарских княжествах, население уже исповедовало ислам, к концу XIV в. он широко распространился среди населения всей страны.
Управлять такой территорией из-за внешних и внутренних проблем становилось все труднее.
В 1420 году Хажди-Мухаммед провозгласил себя ханом Сибирского ханства, где в XV веке прошла серия внутренних конфликтов и к 1495 году столицей стал город Кашлык.
В 1428 году отделилось Узбекское ханство.
В 1465 году в южных его землях появилось Казахское ханство.
В 1438 отделилось Казанское ханство на средней Волге и просуществовало до 1552 года, то есть до завоевания Иваном IV.
В 1441 отделилось Крымское ханство. В его состав вошли степи Причерноморья и Приазовья. Из-за усиления в регионе Османской империи к 1475 году оно стало ее вассалом примерно на 300 лет.
В 1440 отделилось и Ногайское ханство, которое занимало земли западного Казахстана, его столицей стал город Сарайчик на реке Урал.
Помимо этих ханств, появилось и еще одно государство – Большая Орда. Оно охватывало пространство между рекой Северный Донец и средней Волгой.
В 1480 ее хан Ахмат потерпел поражение в войне с Иваном III, известное в истории как «Стояние на Угре», а к 1502 это государство было окончательно разгромлено крымским ханом и степи стали Диким полем.
Для русского царства эти осколки орды стали большой проблемой. Казанское ханство нападало и разоряло восточные земли, а Крымское ханство совершало набеги на южные земли, угоняло в плен население, несколько раз захватчики доходили до Москвы.
Иван IV Грозный присоединил в 1552 году Казанское ханство, а в 1556 году Астраханское ханство, Волга стала русской рекой.
Присоединение к Русскому царству Казани и Астрахани было очень болезненно воспринято в Османской империи, поскольку были перекрыты древние торговые пути из Анатолии в Среднюю Азию, а также это могло повлиять на турецкое влияние в Причерноморье и на Кавказе. Султану Селиму II хотелось держать Русское государство в окружении своих вассалов.
Тогда Великий визирь Мехмед-Паша Соколлу разработал грандиозный план священной войны за Астрахань.
Согласно плану визиря, поход начинался по суше на Астрахань, а гребной флот должен был подняться по реке Дон до узкого места между Доном и Волгой. Там планировалось прорыть канал, по которому турецкие корабли смогут проходить из Черного моря в Каспийское и таким образом распространить свое влияние на Поволжье, Кавказ и Среднюю Азию.
Однако воплотить этот замысел удалось не сразу, после смерти султана Сулеймана в 1566 году, его сын Селим одобрил астраханский проект.
Однако, крымский хан Девлет Гирей тоже мечтал присоединить Казань и Астрахань к своему ханству и не хотел расширения влияния османской империи в этом регионе.
Девлет Гирей живописно обрисовал в Стамбул все трудности похода через степь – безводную и малопригодную для турок. Дескать, летом там совершенно нет воды, а зимой стоят жуткие морозы и что османская армия может погибнуть в прикаспийских степях. И что русский царь уже знает о походе султана и отправил ему навстречу 70-тысячную армию.
Одновременно он направил своего посла в Москву, чтобы предупредить о готовящемся походе султана и выразил желание уладить дело миром при условии, что ему передадут Казань и Астрахань. Однако Москва отказалась.
Политика Девлет Гирея принесла свои плоды. Султан Сулейман Великолепный не планировал в ближайшее время этот поход, поскольку был занят выяснением отношений с Габсбургами, хотя наместник Кафы Касим –паша и пытался склонить его к этому. Однако после смерти Сулеймана идея этого похода начала осуществляться.
Российское правительство, подробно осведомленное о готовящемся походе, предложило Турции через крымского хана мирные переговоры.
Иван Грозный писал в грамоте к Девлет Гирею: "Салтану следовало рать зачинати, коли б от нас ему какая недружба дошла. Салтану турецкому пригоже с нами обосла-тись и на нас проведати, какая ему недружба от нас дошла. И коли еалтанов у нас посланник будет и мы с ним о всем переговорим. И те речи все ведоме будут за что промежи нами нынеча недружба чинитца. И мы толпы поговоря с салтаном с турецким и с тобою братом нашим в дружбе будем, как будеи пригоже."
В ожидании нападения на Астрахань были отложены походы в Литву и Лифляндию. Астраханская крепость укреплялась, увеличился ее гарнизон. На Волге в районе Нижнего Новгорода сосредотачивались русские полки.
В марте 1569 года в Кафу (Феодосия)начали приходить турецкие корабли с янычарами. Начало вторжения было назначено на 26 апреля, но турецкий султан изменил план наступления и обратился с просьбой к польскому королю Сигизмунду пропустить турецкие войска через польские земли для нападения на западные земли России, то есть провести двухстороннее наступление.
Сигизмунд отказал, и султан приказал своим войскам из Кафы и Азова идти на Астрахань. 31 мая 1569 года турки двинулись из Кафы на 220 судах и 400 телегах. Всего османская армия насчитывала более 85000 человек. Часть янычар во главе с Касимом, пошли сухопутным путем.
В середине лета османская армия, не встретив препятствий уже была у переволоки - узкого места между Доном и Волгой, где предполагалось прорыть канал. Землекопы начали работу, при них находились янычары и конные воины, всего примерно 20 тысяч человек.
Основная османская армия двинулась дальше и 16 сентября подошла к Астрахани.
По тем временам, Астрахань представляла собой мощную крепость. Касим-Паша не планировал ее штурмовать, он заранее отправил своих агентов, чтобы те убедили мусульманскую часть населения сдать город. Огромное турецкое войско разбило лагерь неподалеку от крепостных стен, а Касим-Паша, уверенный в своем успехе, отправил парламентеров с предложением о сдаче.
Однако, астраханцы категорически отказались открыть ворота и османам пришлось начать осаду, а этого не предусматривалось планом великого визиря.
У османов не было ни осадных орудий, ни теплой одежды, ни запасов провизии для людей и лошадей. Однако Касим-Паша был уверен, что упрямства защитников города хватит ненадолго, поскольку помощи им ждать неоткуда. Но к концу сентября Астрахань все еще не собиралась сдаваться.
В это время командир пограничного Мещерского полка князь Петр Серебряный-Оболенский получил приказ из Москвы: Мещерский полк должен выдвинуться к переволоке и разбить неприятеля в одиночку. Полки Старицкого должны остаться в Нижнем Новгороде.
Князь Серебряный собрал все имеющиеся силы и несмотря на то, что войско его было совсем невелико, немедленно направился к переволоке. По пути полк Серебряного пополнился окрестные казаками, чувашами и татарами, но все равно его численность была значительно меньше османского отряда с артиллерией и кораблями.
Однако османы этого не знали, они вообще не ожидали нападения русских пограничников. Стремительно и скрытно подойдя к переволоке, Мещерский отряд налетел на янычар, навязал им сражение и, используя фактор внезапности, сумел уменьшить войска неприятеля вдвое.
В лагере на переволоке началась паника, османы в суматохе приняли небольшой отряд за огромное русское войско. Рабочие разбежались. проект канала провалился.
2 сентября основная часть турецко-татарского войска пошла к Астрахани - без осадной артиллерии и припасов. Крымские татары, предложив себя в проводники османскому войску, умышленно повели его окружным путем по безводным степям, в результате чего от голода и жажды погибло примерно 10 тысяч человек.
На подходе к Астрахани турки разбили военный лагерь. В это время к Астрахани подоспело по Волге войско воеводы Петра Серебряного и напало на противника, поддержанное артиллерийским огнем со стен Астрахани.
Командующий турецкой армией Касим-паша принял решение зимовать под Астраханью. Однако, простояв 10 дней у Астрахани, янычары не захотели ни сражаться, ни зимовать. Так бесславно закончился этот поход для османской армии.
К сожалению, в русской истории эта первая война с Османской империей оказалась забытой, равно как и подвиги русского воинства.
Девлет Гирей, избавившись от османского присутствия, осмелел и, получив в очередной раз отказ на передачу ему Казани и Астрахани. вторгся на Русь. В мае 1571 г. его войско дошло до Москвы, разорив и предав огню ее окрестности и предместья. Сам город сильно выгорел – целым остался только Кремль, который Девлет Гирей штурмовать не решился.
На следующий год хан попытался повторить свой удачный поход, однако был разгромлен в кровопролитной битве при Молодях. Больше никто не смел ни просить, ни требовать от России ни Казань, ни Астрахань, ставшие с тех далеких пор русскими городами.
В 1570 году в столице Османской империи Стамбуле был подписан договор о ненападении, именуемый Стамбульским, в котором Стороны обязались не возобновлять военные действия и не нападать друг на друга.