Найти в Дзене

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

На ночь бабушка стелила "тюфяки" на пол. Шум, гам; стол убирали в сторону, стулья выносили в сени. С полатей доставали скрученные рулонами матрасы, подушки, одеяла и стелили один рядом с другим. Спали все в вповалку. И мы, бабушкины внуки, и наши родители, и гости. Только бабушке полагалась кровать, да деду. Странно, что я не помню ни неудобства, ни тесноты. Помню, что нам было весело, родители нас смешили до тех пор, пока бабушка не шикала сердито.

Она же утром первая и вставала. Нужно было доить коров, выводить их пастись, кормить куриц, собаку. Она же и печь топила, тесто ставила для шанег да пирогов. Как же вкусно было пальцем залезть под тряпку и отщипнуть кусочек теста. Ммммм...

До определенного момента не задумываешься насколько одно и другое бывает рядом. О том, кем были люди вокруг, я задумалась не так уж и давно. Дед нам был не родной. Не это важно. Важно, что он воевал и дошел до Берлина. Вернулся. Пил, курил махорку, был зол на весь мир. Лежал несколько лет с инсультом, пока не умер. Все наше существование доставляло ему дискомфорт.

Но могу ли я его судить? Вопрос.

Так в бабушкиной избе переплелись война и мир.

Первое утро. (Гостеприимство). Д. Мочальский
Первое утро. (Гостеприимство). Д. Мочальский
Картошка на балконе. Дмитрий Флегонтов
Картошка на балконе. Дмитрий Флегонтов

Символичным является расположение выставок "Картины военной/мирной жизни в искусстве" одновременно, рядом и отдельно. Словно эти выставки призывают каждого, кто находится здесь на ступеньках в холле сделать выбор: ты где? Рискнешь?

Они отделены друг от друга "холлом", где переход от одного к другому кажется легким и быстрым, но на самом деле эти несколько шагов означают серьезнейший переворот в жизни. В жизни.

Выставка "Дом и семья.." получилась камерной. И за счет оформления стен в охристый цвет, дающий тепло, согревающий, будто горячий от солнца песок. И за счет небольших по габаритам произведений, побуждающих подойти поближе, разглядеть предметы интерьеров, героев и героинь в кринолинах. Семейные портреты. Босые и чумазые деревенские детишки с лукошками ягод, собранных тут, неподалеку в лесу. Натюрморты, автопортреты. Пространства, напоенные воздухом, летом и счастьем. Маленькими, и кажущимися такими большими, событиями.

Лето (С поздравлением). Карл Лемох
Лето (С поздравлением). Карл Лемох

Серый фон выставки "Картины военной жизни..." погрузил меня в совсем другую историю. Плотную, спрессованную в лаконичных названиях исторических дат. Выплеснутых на холсты, переворачивающих душу, эмоциях.

И это уже другие люди. Им страшно, они спешат покинуть свои дома, спасая самое дорогое. Рядом и подвиг, и предательство, и дружба, и радость спасения, и ужасы смерти.

Среди батальных полотен я обратила внимание на портреты. А когда пришла на выставку во второй раз, пригляделась к ним более пристально. Меня удивили описания жизни героев портретов на экспликациях. Успеете на выставку, почитайте.

Все герои, проявив себя на войне, после служили на государственной службе. Даже декабристы. Я задумалась о том, что военное время как нельзя более выпукло проявляет человеческую сущность в критических условиях. Когда нужно снабдить, накормить, вылечить, одеть-обуть, собрать и вдохновить людей. Починить одно, заменить другое. Люди, сумевшие в экстремальных условиях добиться порядка - бесценны в мирное время.

Картины военной жизни в искусстве
Картины военной жизни в искусстве
Картины военной жизни в искусстве
Картины военной жизни в искусстве
Картины военной жизни в искусстве
Картины военной жизни в искусстве
Картины военной жизни. Выставка в Русском музее. Портрет Евграф Давыдова. О. Кипренский
Картины военной жизни. Выставка в Русском музее. Портрет Евграф Давыдова. О. Кипренский
Дом и семья. Картины мирной жизни
Дом и семья. Картины мирной жизни
Дом и семья. Картины мирной жизни
Дом и семья. Картины мирной жизни

Выставки сформированы по периодам, и даже не зная истории, можно примерно прикинуть и соотнести мирное и военное время на обеих выставках, где последние по ходу выставки полотна написаны, можно сказать, нашими современниками.

Еще практически как выставка в выставке получилась потрясающая подборка полотен Василия Верещагина. В одном зале, маленькие, большие, окружают зрителя. Создают особую атмосферу погружения в происходящее на них.

Скобелев под Шипкой

Полотно заставляет задуматься о ценности - нет, не человеческой жизни - о ценности побед ценою человеческих жизней. Жесткая ирония художника, показывающего фальш и пафос победителей на фоне лежащих недвижно людей. Скобелев с почти карикатурно поднятой рукой летит на лихом коне.

Скобелев под Шипкой. В.Верещаин
Скобелев под Шипкой. В.Верещаин

После удачи/после неудачи

Два полотна, показывающие насколько переменчива жизнь и одно мгновение может решить все. При этом "удача", и "неудача" производят смешанное впечатление. Возникает вопрос, где же тут удача? И что это такое, если результат, в целом, одинаков.

После удачи. В. Верещагин
После удачи. В. Верещагин
После неудачи. В.Верещагин
После неудачи. В.Верещагин

Очень понравилось вполне нейтральное цветовое решение и для одной и для второй выставки. Конечно, оно определилось тематикой, задающей сдержанную рамку. Хочу отметить и достаточное количество свободного пространства, которое дает возможность и подойти и отойти к картине.

#русскиймузей #выставка #картинымирнойжизни #искусство #живопись #русскаяистория