Найти тему
Александр Афанасьев

Мишель Фуко как критик и как критикуемый

Вольный портрет Мишеля Фуко.
Вольный портрет Мишеля Фуко.

"Отказ" Мишеля Фуко и многих других западных философов пост-структуралистов и постмодернистов XX века от разума и авторитета в целом, воспринимался как полноценный подрыв устоявшихся ценностей западной цивилизации. Но Фуко вовсе не был против разума и не стремился выкинуть его из своей философской системы, напротив, он стремился как можно сильнее расширить его границы, отступить от понятия "объективная реальность" и наблюдать, как релятивизм сделает своё. Тем не менее, Фуко ни разу не был противником объективности и истины, он скорее считал важным осознание того, насколько сильно понятие "реальность" конструируется государством, и, на самом деле, очень часто не имеет отношения к действительности.

Многие упрекают Фуко в излишней компрессии событий, но взгляд философа вовсе не был направлен исключительно на пессимизм (хотя местами кажется совсем наоборот, только взгляните на темы, которые Фуко исследует: безумие, психические расстройства, власть, казни, тюрьма), Мишель Фуко хотел показать, в первую очередь, истинное устройство власти и государственной системы, в которой всем нам приходится существовать подобно рабам, на которых с каждым днём всё сильнее и сильнее закручивают кандалы. Но эти самые кандалы может закручивать отнюдь не только государство.

Фуко часто подмечал тот факт, что государство лишь одна из форм власти, а сама власть распространяется на абсолютно все проявления общественной жизни, будь то работа в компании или собственная семья. Понятие "власть" в подобных категориях (в особенности в семье) исходит от лже-прогрессивной капиталистической системы, строящейся на конкуренции. Да, на экономической, но экономическая конкуренция имеет свойство просачиваться в сущность индивида, делая его агрессивным, жадным и циничным. Любой человек в капиталистическом обществе воспринимается как соперник, как конкурент, которого, для собственного превосходства, нужно обезвредить.