"Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотью перестаёт грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас. Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мёртвых." (1-е Петра 4: 1-5).
Когда человека постигают какие-то скорби, болезни, жизненные трудности, люди часто предаются унынию, тоске, печали. Мало кто, наверное, любит страдания. Но, если задуматься, посмотреть на страдания с другой стороны, с духовной, то от них бывает большая польза человеку. Господь попускает страдания, скорби для спасения. И чем больше человек страдает, тем больше радости, он может получить после этого в этой жизни и (или) в будущем веке. Страданиями Господь как бы ограждает человека от греха, который губителен для души. Святые Отцы говорят, что скорби - это знак особого промышления Бога о человеке. "Непрестанные скорби, посылаемые Богом человеку, суть признак особого Божия промышления о человеке. Смысл скорбей многоразличен: они посылаются Им для пресечения зла, или для вразумления, или для большей славы. Например, заболел человек и скорбит об этом, а между тем этою болезнью он избавляется от еще большего зла, которое он намеревался сделать". Старец Варсонофий Оптинский. Значит скорби, попускаемые Богом человеку, тоже говорят о любви Божией к нему, о том, что Господь желает человеку спасения, счастья. Если сатана через скорби желает погубить человека, то Господь желает спасти. С Богом скорби обращаются к лучшему. Господь говорит: "Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся." (Откр. 3: 19).
Многие приходят к покаянию в грехе благодаря постигшим их скорбям. А если бы не было этой скорби, болезни, например, то, человек может так бы и продолжал грешить, пребывать во грехе, окончательно погряз бы в нём и после смерти сошёл во ад, погубил свою душу; "похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть." (Иак. 1: 15). А покаянием исцеляется душа от болезни. Когда скорби постигают человека, если он обращается к Богу, приносит покаяние, то исцеляется, оживает его душа, что намного важнее временных страданий, которые переживает человек. Как говорит Апостол Павел: "Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное лёгкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно." (2-е Кор. 4: 16-18). Благодаря страданиям человек меньше грешит, а поэтому душа будет чище. Страсти отступают благодаря страданиям, изживается гордость. Поэтому Господь попускает скорби для спасения души человека.
Например, святая преподобная Мария Египетская, как известно из её жития, была блудницей, а потом, после того как в Иерусалиме она не смогла войти в храм вместе с другими поклониться Кресту Господню, она раскаялась, обратилась с молитвой к Пресвятой Богородице, после чело вошла в храм и поклонилась Кресту. После этого случая Мария уже не смогла жить прежней жизнью, а ушла за Иордан и жила там в пустыне, вдали от людей, терпя голод, зной, холод, собственные страсти. Так Мария мучилась в течение семнадцати лет телом и душой. Но сила Божия постепенно преобразила её душу и тело. Преподобная Мария Египетская была блудницей, а стала великой святой, невестой Христа, превзошла человеческую природу. Она жила в пустыне сорок семь лет. Сейчас Мария Египетская прославлена в лике святых. Так, Господь защитил Марию от блудного греха, которым она грешила в годы юности. Скорби, пережитые ей, обернулись её спасением и вечной славой со Христом. А если бы не было этой ситуации, Мария могла бы и дальше пребывать во грехе.
Поэтому, переживая скорби, не следует отчаиваться, а думать о духовном, а не о земном, думать о той пользе, которую они приносят. Потом временные скорби обернуться вечной радостью, если уповать на Христа и терпеть всё, что Господь пошлёт. Господь Иисус Христос страдал за наши грехи. А кто терпит болезнь или скорбь со смирением и благодарностью Богу, тот уподобляется Христу. Нужно избегать ропота, который только утяжаляет крест. Многие грехи прощаются благодаря терпению скорбей, человек получает после этого венцы нетленные. Поэтому в любой скорби нужно благодарить Бога, тогда и легче будет её переживать, потому что Господь утешает.
"А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас." (Рим. 8: 17-18).
Источники: https://foma.ru/ , https://azbyka.ru/ .