Найти в Дзене
FAZAN MAGAZINE

Что значит быть по-настоящему оригинальным

Парадоксально, но общество и СМИ навязывают нам уникальность и эксклюзивность в то время, когда глобализация и лень диктуют почти все наши движения, в то время, когда быть оригинальным – это просто очередная мода. А вот для Ницше оригинальность – это критический взгляд, способность выйти за рамки традиций и морали. Фридрих Ницше, философ, предложивший переоценку всех ценностей и яростно выступавший против стадного чувства, кажется одним из самых квалифицированных людей, чтобы говорить об оригинальности. В своей работе «Смешанные мнения и изречения», написанной в 1879 году, он повторяет искусство, за которое его будут считать одним из величайших прозаиков немецкого языка: афористическое письмо. В нем Ницше дает запоминающееся определение оригинальности: «Оригинален не тот, кто первым видит что-то новое, а тот, кто видит новым то, что старо, то, что обошло все остальное, – вот что отличает истинно оригинальные умы. Первооткрыватель – это обычное существо, лишенное духа и пристрастившееся

Парадоксально, но общество и СМИ навязывают нам уникальность и эксклюзивность в то время, когда глобализация и лень диктуют почти все наши движения, в то время, когда быть оригинальным – это просто очередная мода.

А вот для Ницше оригинальность – это критический взгляд, способность выйти за рамки традиций и морали.

Фридрих Ницше, философ, предложивший переоценку всех ценностей и яростно выступавший против стадного чувства, кажется одним из самых квалифицированных людей, чтобы говорить об оригинальности. В своей работе «Смешанные мнения и изречения», написанной в 1879 году, он повторяет искусство, за которое его будут считать одним из величайших прозаиков немецкого языка: афористическое письмо. В нем Ницше дает запоминающееся определение оригинальности:

«Оригинален не тот, кто первым видит что-то новое, а тот, кто видит новым то, что старо, то, что обошло все остальное, – вот что отличает истинно оригинальные умы. Первооткрыватель – это обычное существо, лишенное духа и пристрастившееся к фантазиям».

Для Ницше оригинальность не имеет ничего общего с созданием якобы новых вещей или с восприятием оригинальных сущностей и архетипов, как это описывал Шопенгауэр, для которого оригинальность была силой художника и признаком гения. Следует, однако, сказать, что у Ницше бывают разные фазы, и он не вполне последователен в своих взглядах, которые считает добродетелью. Хотя оба мыслителя разделяют представление о том, что гений – это тот, кто приходит к тому, чтобы видеть вещи сами по себе, а не их отображение, для Ницше вещи сами по себе не являются вечной сущностью.

Оригинальность у Ницше – это скорее критический взгляд, способность выйти за рамки традиции и морали, избавиться от окаменевших мыслей времени и увидеть вещи без багажа веков. Это также, очевидно, свежий взгляд, взгляд, который мы можем назвать адамическим.

В наши дни (отчасти благодаря влиянию Ницше) считается, что оригинальность – это индивидуальное самовыражение, желание сказать то, что еще никто не сказал, или просто порвать с устоявшимся. Но философ говорит о более интересном: быть оригинальным – это способ смотреть, который требует определенного внимания, определенной аккуратности мышления.

В любом случае, быть оригинальным – это не значит быть другим, это значит замечать вещи ближе к тому, чем они являются сами по себе, или в перспективе, не измученной рутиной.