В последнее время появляется все больше фильмов, показывающих настоящие неидеализированные семейные отношения: от мультфильма "Inside out" до недетской драмы "Marriage story". Однако я считаю, что один из самых терапевтических фильмов на эту тему — "Маленькая мисс счастье" 2006 года. Этот фильм действительно обладает удивительным свойством: он или создает ощущение счастья и наполненности, или как будто разрешает нам грустить. Безусловно, каждый, посмотрев "Маленькую мисс счастье" находит свои причины радоваться или расстраиваться, резонирующие с пережитым опытом. Для меня самой яркой в этом фильме является тема семейных конфликтов.
В этой статье я расскажу о двух ключевых, на мой взгляд, идеях фильма, предположу, что именно в изображении семьи в "Маленькой мисс счастье" позволяет этим идеям так далеко заходить в наш мой внутренний мир, а так же поделюсь деталями, которые, на мой взгляд, делают этот фильм таким качественным.
Идеи и темы фильма
Идея 1. Путь к проигрышу
Во время событий фильма каждый персонаж проходит свой путь "к проигрышу" и к осознанию того, что это и не проигрыш вовсе. Ричарду не удается опубликовать свою self-help программу, Двейну приходится попрощаться с целью стать лётчиком-испытателем, а дедушка Эдвин вообще не доживает до развязки… Но интереснее всего история у Фрэнка - в начале фильма он уже пришёл к своему проигрышу, находясь, вероятно, в самой низшей точке своей жизни. Только ленивый автор ревью не отметил контраста в открывающей сцене между словами "СЧАСТЬЕ" ("SUNSHINE") и печальной безысходностью в глазах Френка. Я не ленивый, поэтому тоже отмечу :-)
После такого безрадостного знакомства мы видим Френка на протяжении всего фильма в белой одежде, что может символизировать несколько концепций:
- Аллюзия на больничную одежду — Фрэнк продолжает лечение от травмы не в стационаре, а в своей семье;
- Ангельские одеяния — Фрэнк как Ангел провидения прислан принести мир и гармонию в семью Хуверов;
- Чистый лист бумаги — Фрэнк перерожден после неудавшейся попытки суицида и с невинным детским восприятием готов принимать новые идеи и истины.
Каждая из этих версий находит свои подтверждения. Обратим внимание, как в начале фильма Фрэнк просто безучастно наблюдает за происходящим, сближаясь только с Двейном в скептицизме и недовольстве происходящим. С течением сюжета Фрэнк уже включается в разговоры, поддерживает Олив после смерти дедушки Эдвина, помогает Ричарду при похищении трупа. И наконец ближе к кульминации он вообще первым бежит предупредить организаторов о регистрации Олив на конкурс красоты. Фрэнк смог преодолеть тяжесть своих разбитых мечт, научился получать радость, находясь с родными, и даже стал крайне важным посредником в адаптации Двейна к искреннему общению с семьёй.
Но всё же Фрэнк не был катализатором установления гармонии в семье Хуверов. Им ещё только предстоит тот путь, который он уже прошёл. Неосуществленные цели помогают понять Хуверам, что настоящая победа — оставаться самими собой. Несмотря на то, что в конце никто не получает желаемого, все находят комфорт среди родных, где каждый будет принят со всеми недостатками и странностями.
Идея 2. Для здоровой семьи нужно не меньше конфликтов, а больше любви
"Маленькая мисс счастье" показывает развитие 7‑ми персонажей: дедушка Эдвин, Ричард, Шерил, Фрэнк, Двейн, Олив и семья как единое целое, олицетворенная жёлтым автобусом. Справляясь с неидеальной действительностью они учатся быть вместе, несмотря на все недостатки друг друга.
Многие сравнивают семью Хуверов со сломанным автобусом, называя их дисфункциональной и тому подобное. Не могу согласиться с таким взглядом. "Маленькая мисс счастье" показывает, что конфликт — это абсолютно нормально. Подобно удобрению для сада — неприятно, но необходимо и даже полезно, но только в том случае, если конфликт будет разрешён, консенсус найден и извинения принесены. Здоровым отношениям нужно не меньше ссор, а больше любви, которую Хуверы не стесняются показывать друг другу.
Поэтому я считаю, что семья Хуверов — одно из самых точных и трогательных изображений как раз правильно функционирующей семьи: они не избегают разговоров на неудобные темы, могут высказать друг другу то, что чувствуют, а главное — все возникшие конфликты приходят к разрешению через понимание, взаимное уважение и любовь друг к другу.
Ненавязчивый символизм и интересные детали "Маленькой миссис счастье"
Особенности построения кадра
Фильм снят на плёнку, что помогает сделать цветовую гамму приглушенной с преобладанием жёлтых оттенков. От семейной драмы на первый взгляд не ожидаешь великолепной картинки. Но некоторые кадры очень гармонично построены и по цветам, и по композиции.
Например, известно правило: когда нужно показать развитие, движение вперед — объект в кадре передвигается вправо или вверх, а когда нужно показать неудачу или рефлексию — влево или вниз. Здесь это правило хорошо выполняется. Жёлтый автобус Хуверов движется назад только после смерти дедушки Эдвина — и без того тяжёлый эмоциональный момент, совмещенный с неисправностью гудка как с символом невысказанных чувств.
Сбалансированность кадра важна также и при передаче эмоционального состояния. Показывая героя в профиль, обычно стараются поместить перед его лицом больше пространства, чем сзади. Хотя, иногда нарушение этого правила играет даже более важную роль. Например, когда мы первый раз видим Фрэнка, он сидит лицом к окну, оставляя много места позади себя. Цветовая гамма кадра серо-голубая, холодная, даже тёмная. Единственное светлое пятно, окно, находится и вовсе за пределами кадра.
А когда мы видим Фрэнка после того, как он научился жить со своим разочарованием и нашел поддержку в семье, став в свою очередь своеобразным проводником для Двейна, кадр построен уже абсолютно по-другому: у Фрэнка есть будущее, есть пространство для развития, при этом он находится в балансе между прожитым и предстоящим опытом; более того, теперь сам Фрэнк является светлым пятном в по-прежнему серо-голубом кадре.
Рефлексивность и симметричность
Лично мне очень понравился тот факт, что в то время, как Двейн читает Ницше и хранит обет молчания, его дедушка Эдвин ходит в кожаной жилетке, вареных джинсах и с поясной сумкой, и всем своим поведением олицетворяет подростковый протест.
Также интересно то, что выражения непонимания и неодобрения на лицах семьи Хуверов во время конкурса красоты повторяются на лицах привычных к таким мероприятиям людей во время танца Олив.
Жёлтый цвет как символ счастья
И, наконец, самый важный и очевидный символ фильма — связь семейного и личного счастья с солнцем или с солнечным жёлтым светом (sunshine). Эта связь находит отражение не только в названии фильма или в цвете автобуса. Например, когда Хуверы сворачивают на "Беззаботную трассу" (Carefree highway), Олив собирает пятнашки с желтым счастливым смайликом.
Или дедушка Эдвин раньше жил в доме престарелых "Sunset Manor" ("Закатное Поместье"), где, по его словам, был счастлив.
Семья Хуверов уезжает на своем жёлтом автобусе в закат, за солнцем. Не все идеально сейчас, не все будет идеально в будущем, но если есть стремление работать над проблемами и исправлять ошибки — то будущее семьи будет в большинстве дней солнечным и счастливым.