Найти тему
BEAUTYEVILMOOD

Катастрофа, которой могло бы и не быть

1 июля 2002 года произошло ужаснейшее столкновение двух самолетов в воздухе, ставшее одной из известнейших авиакатастроф в истории гражданской авиации.

На высоте 10600 метров над небольшим немецким городом Юберлинген в районе Боденского озера столкнулись два самолета - пассажирский авиалайнер «Башкирских авиалиний» ТУ-154М и грузовой самолет компании «DHL» Boeing-757.

Жертвами ужасной катастрофы стали 71 человек – 2 пилота грузового Boeing-757 и 69 пассажиров и членов экипажа ТУ-154, из которых 52 человека были детьми.

Грузовой Boeing-757 компании DHL
Грузовой Boeing-757 компании DHL

Случайности, ошибки, совпадения. 

Россия.

Первой ошибкой, стало то, что люди, ответственные за трансфер детей перепутали аэропорт отправки и прибыли в аэропорт Шереметьево, хотя вылет планировался из аэропорта Домодедово. 

Группа опоздала на запланированный рейс и 29 июня 2002 года самолет в Барселону улетел без детей, спокойно приземлившись в аэропорту назначения.

Следующей ошибкой стала коррупция. 

И это один из немногих случаев, когда коррупция сыграла во вред, а не во благо коррупционеров.

Объясняю. 

Поездку на отдых в Испанию профинансировал Комитет по делам ЮНЕСКО в Башкортостане за счет бюджета республики для лучших учеников башкирских школ и победителей олимпиад.

Лучшими по этим показателям в Башкортостане оказались дети сотрудников правительства Башкирии, руководителей ряда учебных заведений и промышленных предприятий региона. 

В том числе и дочь главы Комитета по делам ЮНЕСКО – организатора бесплатной поездки.

«Не барское это дело сидеть и ждать следующий рейс!» - подумал кто-то из родителей, после опоздания группы на рейс. 

Ждать 5 дней до следующего прямого рейса было слишком долго, а лететь с пересадками и небольшими группами - не «по статусу».

И вместо ожидания следующего рейса «волшебным» образом организуется дополнительный международный чартерный рейс из Москвы в Барселону от авиакомпании «Башкирские авиалинии».

Ту-154M "Башкирских авиалиний"
Ту-154M "Башкирских авиалиний"

По официальной версии запрос на чартер поступил от турфирмы, организовывавшей отдых.

Почему помочь группе детей чиновников из Башкирии вызвались сотрудники именно «Башкирских авиалиний» объяснять нет смысла, все и так предельно ясно и прозрачно.

«Башкирские авиалинии» быстро организовали продажу «горящих» билетов.

4 билета были приобретены семьей Шисловских из Беларуси, которые опоздали на свой рейс по независящим от себя причинам - поезд, на котором они добирались до Москвы из Бреста, попал в аварию с автомобилем.

Оставшиеся 3 билета купила Светлана Калоева из Северной Осетии для себя и двух своих детей - они так же не попали на запланированный рейс по причине задержки при получении визы в Испанию.

Светлана Калоева с дочерью Дианой, 1999 год
Светлана Калоева с дочерью Дианой, 1999 год

Кстати, 5 человек из башкирской группы до сих пор празднуют свой второй день рождения 1 июля и благодарят судьбу и испанское посольство в Москве за то, что так и не смогли тогда получить туристические визы.

ТУ-154 «Башкирских авиалиний» вылетел из аэропорта «Домодедово» с задержкой в 15 минут, так как персонал авиакомпании забыл заблаговременно погрузить еду для пассажиров.

Пункт назначения в реальной жизни, не иначе.

Случайности, ошибки, совпадения.

Швейцария и Германия.

 

Управление над воздушным движением осуществлялось швейцарской компанией «Skyguide», расположенной в Цюрихе и ответственной за северо-восточные районы Швейцарии и юго-западные районы Германии, в частности за аэропорт Фридрихсхафена.

В диспетчерском центре находились 2 авиадиспетчера и ассистент.

Обычной практикой в позднее время у диспетчеров было работать одному за двумя терминалами одновременно.

Согласно полетному плану, аэропорт Фридрихсхафена не принимал рейсы в темное время суток (по сути - один человек на один терминал).

Один из диспетчеров по привычке пошел на продолжительный перерыв.

Через 10 минут уходит отдыхать и ассистент, оставив Питера Нильсена одного в диспетчерской.

Питер Нильсен, 1995 год
Питер Нильсен, 1995 год

Грузовой самолет «DHL» Boeing-757 летит из Бергамо в Брюссель и входит в воздушное пространство, за которое отвечает Нильсен.

Командир грузового лайнер запрашивает подняться на высоту 11000 метров, и диспетчер не отказывает ему в этом.

Спустя 4 минуты со второго терминала выходит на связь самолет AirbusA320, который задержался в аэропорту вылета, и экипаж Airbus делает запрос на посадку в Фридрихсхафене.

Питер Нильсен отвлекается от основного терминала и пытается связаться по телефону с аэропортом Фридрихсхафена, чтобы передать управление «нежданным» самолетом на вышку аэропорта, но у него ничего не выходит – связи нет.

Телефонная линия и часть оборудования в диспетчерской находились на техническом обслуживании, а резервная связь вышла из строя.

В сектор ответственности Нильсена влетает ТУ-154 «Башкирских авиалиний» на высоте 11000 метров и сразу выходит на связь с диспетчером.

Их прерывает снова вышедший на связь Airbus для корректировки данных.

Питер Нильсен делает очередную попытку связаться с аэропортом – безрезультатно.

Он связывается с командиром Airbus и просит связаться с вышкой аэропорта напрямую. 

Между Boeing и ТУ-154 остается 25 километров, и они летят в одну точку. 

В Boeing срабатывает система TCAS (система в самолетах, предупреждающая пилотов об опасных сближениях с самолетами в воздухе).

В тот же самый момент TCAS срабатывает и в ТУ-154.

В этот же момент в диспетчерской должна была сработать система STCA(система в диспетчерских, предупреждающая пилотов об опасных сближениях с самолетами в воздухе), но из-за техобслуживания оборудования она была отключена.

STCA срабатывает в соседнем секторе в диспетчерской Карлсруэ.

После сигнала коллега Нильсена из Карлсруэ пытается предупредить его об опасном сближении и 11 раз безуспешно набирает в Цюрих, но так и не дозванивается.

В этом случае диспетчер из Карлсруэ мог взять управление на себя, но не сделал этого.

Нильсен поздно замечает, что два самолета опасно сближаются на одной высоте.

До столкновения остаются считанные минуты.

Питер Нильсен выходит на связь с ТУ-154 и отдает команду "снижаться".

TCAS в Boeing дает команду пилотам так же снижаться.

TCAS в ТУ-154 дает команду пилотам набирать высоту и экипаж принимает решение подчиниться диспетчеру, так как в российские инструкции на тот момент отдавали преимущество в командах диспетчерам, а не технике.

Оба самолета пошли на снижение.

Нильсен не заметил, что Boeing тоже снижается и неправильно проинформировал экипаж ТУ-154, сказав, что Boeing приближается справа на высоте 11000 метров, хотя при этом он был слева и снижался параллельно российскому самолету.

Со второго радара на связь выходит Airbus c сообщением, что судно успешно связалось с вышкой аэропорта.

Питер Нильсен переходит к основному радару, на котором уже нет двух бортов.

Обломки грузового Boeing-757
Обломки грузового Boeing-757

Пилоты слишком поздно замечают друг друга, пытаются избежать столкновения, но на высоте 10600 метров практически под прямым углом Boeing-757 своим хвостовым стабилизатором буквально разрубает ТУ-154 пополам, и, оставшись без стабилизации, сам теряет управление и терпит крушение.

Анимация столкновения самолетов
Анимация столкновения самолетов

Ночное небо над Боденским озером озарил огромный огненный шар. 

Виталий Калоев
Виталий Калоев

«Это не месть. Это – кара!»

Первым из родителей о катастрофе узнал Виталий Калоев, ждавший в аэропорту Барселоны своих родных.

Сотрудники аэропорта сообщили Виталию о катастрофе и принесли свои штатные соболезнования.

Обломки ТУ-154М
Обломки ТУ-154М

Родственники погибших детей узнали о крушении только утром из новостей.

Расследование причин трагедии длилось почти 2 года.

Не дождавшись буквально 3-х месяцев до окончания расследования, Виталий Калоев проводит свое собственное расследование, узнает, кто сидел в диспетчерской в тот трагический день и его адрес проживания. 

24 февраля 2004 года в Швейцарии Виталий Калоев убивает диспетчера Питера Нильсена на пороге его дома.

Калоев наносит 12 ударов ножом на глазах жены и дочери Нильсена.

«Жизнь сложнее закона. Я говорю только за себя – я исчерпал все законные способы добиться справедливости» - позже объяснял Калоев.

Виталий Калоев был осужден за убийство и приговорен к 8 годам заключения в швейцарской тюрьме.

«Если бы он просто извинился, то ничего бы этого не случилось. Мне жаль его детей.» - сказал Калоев во время суда.

В 2007 году Калоев был досрочно освобожден за примерное поведение.

Он так и не признал своей вины.

«Он получил то, что заслужил. Это не месть... Месть – это мелкое что-то, за обиду какую-то… Это не месть. Это кара была.» - говорил Калоев в интервью.

Виталий Калоев на могиле своей семьи
Виталий Калоев на могиле своей семьи

Расследование завершилось в мае 2004 года и показало, что вина в аварии полностью лежит на диспетчерской компании «Skyguide».

Наследие и последствия.

После трагедии были стандартизированы правила и инструкции во всем мире – теперь летчики, в случае противоположных команд диспетчеров и оборудования, должны отдавать приоритет командам приборов.

Также в диспетчерских одновременно должны находиться два человека.

В Юберлингене на месте катастрофы установлен мемориал «Разорванная жемчужная нить».
В Юберлингене на месте катастрофы установлен мемориал «Разорванная жемчужная нить».
На Южном кладбище Уфы, где похоронены почти все жертвы катастрофы, также установлен мемориал памяти.
На Южном кладбище Уфы, где похоронены почти все жертвы катастрофы, также установлен мемориал памяти.

На основе трагедии были сняты несколько документальных и художественных фильмов.

Постер фильма "Последствия"(2017)
Постер фильма "Последствия"(2017)

Самые известные – «Последствия» (2017) с Арнольдом Шварценеггером в главной роли и «Непрощенный» (2018) с Дмитрием Нагиевым.

 

Постер фильма "Непрощенный"(2018)
Постер фильма "Непрощенный"(2018)

Катастрофы над Боденским озером можно было бы избежать, приняв во внимание инцидент, произошедший 31 января 2001 года за полтора года до аварии.

Тогда в Японии траектории самолетов Boeing-747, (летящего из Токио в Наху, на борту которого находились 427 человек) и DС-10, (летящего из корейского Пусана в японский город Нарита с 250 людьми на борту), пересеклись и могли привести к подобной аварии.

Диспетчер-стажер подал неправильную команду экипажу боинга, перепутав названия рейсов.

Благодаря светлому времени суток экипажи увидели друг друга и сумели отвести самолеты. 

Между самолетами было по разным данным от 10 до 100 метров.

Катастрофы удалось избежать, но выводов из этого сделано не было.