Сырная седмица, или как ее называют в народе – Масленица - это совершенно особый период в календаре, когда радостные народные гулянья, связанные с наступлением весны, сочетаются со скорбными, практически великопостными песнопениями на богослужениях.
Почему такое название?
Сырная седмица или Масленица получила такое наименование, поскольку является последним подготовительным к Великому посту периодом. Она является сплошной – то есть без поста в среду и пятницу. Уже нельзя есть мясо, но можно – яйца, молочные продукты и сыр, а также «гастрономический символ» этой недели – блины.
Кстати, блины - древнее блюдо, которое готовили еще до принятия Русью Православия. Вопреки распространенному убеждению, блины — вовсе не символ солнца. Блины у славян всегда были поминальным блюдом. Чтобы год выдался плодородным, на Масленицу крестьяне обращались к умершим, просили у них помощи.
Еще неделя до поста, почему уже отказ от мяса?
Об истории возникновения этой традиции – отказа от мяса в последнюю неделю перед Великим постом – можно прочитать в Синаксаре Субботы сырной, который помещен в Постной Триоди. Византийский император Ираклий I шесть лет вел изнурительную войну с персидским царем. Он дал обет: если одержит победу, то не будет вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Что и произошло. Этот благочестивый обет императора Церковь ввела в свой устав.
Православным верующим, у которых не за горами Великий пост, дается возможность войти в него мягко как душой, так и телом. Мы должны понемногу начать переход к самоограничению, к сосредоточению на «перемене ума». Не рывком, не надрывным отказом, а медленным расставанием со страстями, в том числе и со страстью к чревоугодию. Любой подвиг нужно брать на себя с должным разумением.
А как же гулянья и блины?
Нет ничего предосудительного в народных гуляниях на Масленицу, если они не превращаются в разгулье. Церковь напоминает: подготовительная к Великому Посту неделя предназначена не для бесконтрольного веселья и обжорства «как в последний раз», а для того, чтобы достойно начать путь к Пасхе, Воскресению Христову.
Это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Можно использовать эти дни, чтобы побыть с дорогими вам людьми, простить обиды и примириться с теми, с кем были в ссоре. Можно всей семьей устроить праздник или повеселиться на масленичном карнавале. Можно испечь блинов и сходить с ними в гости. Можно явить дела милосердия и угостить праздничной трапезой нуждающихся, оказать помощь бедным.
Главное помнить: мы уже на пути к Великому посту, на покаянном пути, по которому возвращаемся к Богу. И на нем нет места излишествам, которые вредны душе и телу.
Сырную седмицу, кстати, полезно посвятить осмыслению предстоящего Поста, определению его меры для себя в этом году, постановке целей, которых вы хотите достичь с Божией помощью.
Да, Масленица сочетает в себе как христианские, так и абсолютно несвязанные с христианством традиции. Но выбор остается за человеком.
Чучело сжигать можно?
Сжигать чучело Масленицы – языческий обычай, связанный с проводами зимы и встречей весны. Сейчас чучела сжигают на городских празднованиях Масленицы, это становится почти таким же привычным ее атрибутом, как стопки блинов на уличных лотках. Безусловно, к христианству эта традиция не имеет никакого отношения. Это элемент языческой культуры.
Богослужебные особенности Сырной седмицы
Про Сырную седмицу в богослужении говорится: «преддверие покаяния, предпразднство воздержания, светлое предчувствие поста, седмица предочистительная».
В текстах этой недели, особенно в канонах и стихирах, содержится похвала посту и изображаются его спасительные плоды.
Начиная с вечерни во вторник, читается великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина.
В среду и пятницу не служится литургия. Евангельские отрывки практически повторяют те, которые прочитываются на Страстной неделе. На сырной седмице уже не совершается Таинства брака (венчание).
Завершается седмица Прощеным воскресеньем, когда в храмах после вечерней службы совершается особый Чин прощения. Настоятель и все священники выходят из алтаря и просят прощения у прихожан. И прихожане в свою очередь подходят к клирикам и просят прощения у них. А затем уже — друг у друга.