Найти в Дзене
Тропинка горного эха

Истоки Масленницы.

Из открытых источников
Из открытых источников

Раз уж наступает праздник Масленицы, то мне тоже захотелось вставить свои пять копеек по этому поводу.

Но так как я не специалист по истории, то я хочу представить отрывок из книги уникального учёного:

Светланы Жарниковой "Истоки фольклора русского севера".

Итак, читаем, сравниваем и удивляемся.

Одним из самых сложных и загадочных в русской календарной обрядности, безусловно, является праздник под названием Масленица.
Все, без исключения, этнографы отмечали и отмечают то странное обстоятельства,
что Масленица - это единственный крупный до христианский праздник, не приуроченный к христианскому празднику и не получивший нового истолкования.
И действительно, почему?
Ведь если мы посмотрим на обрядовые циклы так называемого "
Креста года", то есть зимнего и летнего солнцестояний, осеннего и весеннего равноденствия, то на лицо парадокс.
Зимнее солнцестояние (Святки или Коляда) соотнесено с Рождеством Христовым.
Летнее солнцестояние (Купал) - это Рождество Иоанна Крестителя.
Осеннее равноденствие (Овсень) - это Рождество Богородицы.
А весеннее - ничего!
Праздник весеннего равноденствия забыли?

Для для того чтобы разобраться с этим странным феноменом, нам придётся погрузиться в глубину тысячелетий.
И вспомнить, что в течение огромного промежутка времени
с 7 тыс. до н.э. до середины 1 тыс. до н.э. на территории севера Восточной Европы средне-летние температуры были выше на 4-5° C, чем настоящее время.
Весна начиналась на месяц раньше, чем сейчас. Соответственно сдвигался и приход осени, менялась картина зимы, в которой температуры были близки к 0° C, т.е. зима была очень мягкой.
Так как весна практически начиналась уже на рубеже февраля и марта, то обряды встречи весны длившиеся в древности (как и зимней Святки) месяц, начинались в конце февраля и заканчивались в день весеннее равноденствия 22 марта (точнее в ночь с 21 на 22 марта).
Именно с этого дня начинался новый Земледельческий год, отмеченный обрядами Масленицы - "единственного крупного дохристианского праздника, не приуроченного к христианскому празднику".
Судя по западноевропейским и западно-южнославянским традициям, в которых повсеместно на эти дни было принято ряжанье, причём в основном использовались зооморфные маски, сложение этих традиций можно отнести к общеиндоевропейскому периоду, то есть не позднее 4-3 тысячелетия до н.э.
О том, что Масленица, как праздник начала земледельческого года - весны, сложился ещё в общеиндоевропейский период свидетельствует не только традиции европейских народов, сохранённые вплоть до наших дней, но и традиции Индии, пришедшие из глубокой древности.

В древнеиндийской обрядности многие элементы Масленицы (и последующей Пасхи) прослеживается в одном из самых ярких праздников порубежья зимы и весны - Холи, который отмечается в феврале-марте (окогчание холодного сезона).
Н.Р. Гусева подчеркивала, что "
все ритуальные действия праздника неотделимые от магии плодородия и исторически восходят к доиндийскому периоду жизни ариев".
Обрядов-магические проявления, связанные с весенним равноденствием, носят характер чрезвычайно близкий к пасхальным, восходящим непосредственно к язычеству, что и перешло в пасхальную обрядность славянских народов.
В общие обряды Масленицы и Холли входили:
- исполнение непристойных песен эротического содержания,
- распитие алкогольных напитков,
- приготовление ритуальной пищи из теста и творога.

В Индии во время праздника Холи обязательно сжигается чучело Холики, которые делают из соломы.
Для ритуального костра собирают хворост, солому, старые вещи, коровий навоз.

На Руси на Масленицу также жгли костры. Причём, материалом для костров были сено, солома, старые вещи. Использовался и коровий навоз. И также сжигали чучело Масленицы, которые делали соломы.

Особо отметим, что восточнославянской традиции одним из
главных элементов обрядности Масленицы - праздника, связаного с поминовением покойников, была ритуальная еда - блины.
Будучи по происхождению
очень древней ритуальной едой - выпекавшиеся на раскалённых камнях пресные лепёшками - блины ни в коей мере не связаны с культом солнца, а являются общеиндоевропейским символом Луны - "солнца мёртвых".
У русских, например, в "родительскую субботу" обязательно пекли блины.
В некоторых деревнях первый блин мазали мёдом, сливочным маслом и клади на боженицу - "родителям".
Иногда первый блин несли на погост и клали на могилу.
Отметив, что блины - обязательная (вместе с овсяным киселём), причём последняя, еда похорон, поминок и свадьбы.
И ещё интересное обстоятельство, что опару для блинов на Масленицу обязательно творила
самая старшая женщина в доме, причём в тайне домашних и посторонних и обязательно при свете Месяца.
А если она была матерью взрослых замужних дочерей, то её звали
Тёща. Именно к тёще (а не к тестю и тёще) ездили "на блины".
Тёща - как персонаж Масленицы, представляет, по нашему глубокому убеждению, наибольший интерес из всего, связанного с этим архаическим обрядовым комплексом.

Вот такая любопытная историческая информация.