Найти в Дзене
Константин Сапрыкин

Александр Непомнящий | Незаслуженно Неизвестные Гении Русского Рока #3

Buenos días, amigos.

Сегодня у нас третий выпуск из серии передач о незаслуженно неизвестных гениях русского рока. Забавное совпадение: первый выпуск, главный герой - Александр Литвинов, второй – Александр Холкин, третий – Александр Непомнящий. Получается, у нас Александр Третий. Тем интереснее.

Я лишь вскользь коснусь детства Александра. Меня всегда раздражали передачи, где авторы половину хронометража тратят на бессмысленные рождение, становление, крещение и т.д. Так или иначе в начале жизни мы +/- похожи. Всех вынесли из роддома, все мы пошли в сад, школу. И только после среднеобразовательных учреждений начиналось то самое творчество, которое покоряло будущих слушателей.

Да, в школе и сразу после неё Александр писал стихи и песни, но сам отзывался о них, как о чём-то эфемерно-бестолковом. Даже то, что было написано сразу после армии, ему страшно не нравилось. Подобные потуги нужны только для одного – наработки опыта. А когда этот самый опыт пришёл и постучал в двери окрепшим кулаком, Александр его радушно впустил. Появились первые серьёзные песни, с которыми он выступил в 1990-м году в родном городе Ковров, на очередном «КСПшном» фестивале. Именно «КСПхи» привели Непомнящего в необъятный мир авторской музыки, которая была неведома досель. До этого момента Александр впитывал в себя музыку «Аквариума», «АукцЫона», Егора Летова, «Пикника», «Воскресения», «Битлов», «Pink Floydа» и Джима Моррисона. Оказалось, что есть иной мир. В 90-е бард-фестивали собирали огромные аудитории и были наводнены талантливыми исполнителями, у которых всегда было чему поучиться.

-2

Благодаря местному КСП Александра заметили и пригласили на легендарную «Оскольскую лиру», фестиваль, открывший нам десятки прекрасных музыкантов. Саша Литвинов не даст соврать. Вот и Непомнящий двинул на этот фест в 91-м и сразу же стал его лауреатом. Веня Д’ркин повторил этот путь в 94-м. Они вообще во многом похожи: гран-при «Оскольской лиры», узнаваемость, которая не привела к каким-то более или менее осязаемым заработкам, записи песен в местах мало похожих на студию, неожиданно появившийся рак, тяжелейшее лечение, операции, сборы средств на химио и радиотерапию, но… ранняя смерть не обошла их стороной. Веню так вообще забрала в 29, к Непомнящему пришла на десять лет позднее.

Хотя, если уж смотреть правде в глаза, то у Непомнящего были записи в студиях. Да, не «Мелодия», но и не «ГрОб-рекордс». Летов название для студии придумал, вот только аппаратуры не завёз, кроме пары магнитофонов «Олимп», да пульта с одной гитарной примочкой. Правда, чудовищное качество записи не помешало ему стать любимцев миллионов с Непомнящим в их числе.

Александр свой первый альбом записал аж в Москве в студии «MW records». Назван он был «Новые Похождения А.И.Свидригайлова». На дворе царил 1994-й год. Работа классическая для тех лет: акустическая гитара + голос. Больше ничего не было нужно, т.к. люди умели слушать, им был важен текст. Это сейчас большинству плевать на силу слова, ведь есть дегроидские тик-токи и всякие псевдопанки, типа «Порнофильмов», где текст существует не для тех, кто умеет мыслить, а для того, чтобы воткнуть в каждую строку фамилию Путин, на потребу малолетним массам.

-3

В середине 90-х начала проявляться сущность бытия Непомнящего. Она состояла из одного постулата - быть против всего и всех. В те годы его страшно лихорадило. Он то в радикалы подавался, то в анархисты, то в фашисты, то левым конртркультурщиком становился. Наслушавшись Летова вступил в национал-большевистскую партию Лимонова. Его песни слушала вся агрессивная молодёжь того периода. Непомнящий был, как Летов: его песни не крутили по радио или телевидению, но им это не мешало становиться бешено популярными.

При этом, Александр не был склонен к насилию. Он был обычным панко-хиппи с длинными патлами и гитарой за спиной. Но в песнях отрывался по полной. «Убей Янки», «Ты узнаешь врага», «По своей земле» - чисто влияние Летова. Лютый андеграунд, плод сотрудничества Непомнящего с метал-группой «Кранты». Их совместный альбом 1997-го года «Полюс» невозможно слушать, т.к. голос Александра явно не для этих политических кричалок. Даже записанный в 95-м альбом «Экстремизм» намного более приятен, нежели эта пустая бравада.

Кстати об альбомах. В том же 95-м вышла ещё одна работа «Под тонкой кожей». Такая же акустика, как и предыдущие пластинки. Много блюзов, размышлений, агрессии, самокопаний, переживаний за себя, народ и страну.

-4

В 96-м Александр записал «Тёмную Сторону Любви». Качество звука чуть улучшилось. В текстах начала приходить смерть, ощущение свободы стало странным и Непомнящий вновь начал меняться. Он стал правым патриотом. Просто с ног на голову! Более того, он ещё раз трансформируется, приняв Православие. От панка-фашиста он дошёл до Православия! Естественно за жизнью трансформировались и тексты. Только что Непомнящий орал «Убей Янки» и вдруг стал умиротворённым человеком, пишущим философские тексты для своих песен. Было видно, что он страшно устал от всей этой грязи в политике. Вернее, он не знал, что политика – это грязь и только грязь. Он хотел перевернуть мир с ног на голову песнями, лозунгами и кричалками, а оказалось, что это невозможно. Он был анархо-панком и боролся с системой, как ему казалось, но, когда пришло понимание, что это всё пыль, родились песни, высмеивающие этих самых «борцов с системой». Появились такие сатирические треки, как «Отрепьевская», «Новые похождения Буратино» и т.д.

Александр начал открыто стебать панков и их политические тусовки, полит.активистов, потреблядское общество. Он наконец понял, что партия Лимонова – фейк. Партия без целей и задач, так, чисто борьба ради борьбы. Летов тоже это понял и свалил, так же изменив мировоззрение на более грустное и философское. Яростные протесты ушли в прошлое, панки потихоньку рассосались, а Непомнящий поехал записывать альбомы «Земляника» и «Поражение». В этих работах он как всегда умудрялся сочетать западные ритмы с русским романтизмом, архаикой и модернизмом. А в альбомах «Зеленые холмы» и «Хлеб Земной» революционность пропала вовсе. Александр всё так же болел душой за народ, за страну, но делал это, как старец, засевший в горах Тибета. Сидит, смотрит на всех свысока и рассказывает как жить посредством своих песен. При этом, стало видно, что Александр занимается самоплагиатом. Он явно исписался в свой протестный период и ему стало нечего сказать.

Последний его альбом не даром называется «Я потом расскажу тебе, Родина…», ведь здесь на земле для Александра не осталось задач. Он отправился переживать за неё на небеса. В 2004-м у него нашли злокачественную опухоль в головном мозге. Начались сборы денег и в июне была сделана первая операция. Но случился рецидив. Пришлось делать вторую. Потом все эти радиотерапии, но ничего не помогало. Он умер, так и не дожив до сорока лет.

-5

Александр – это очередная яркая вспышка, которая угасла так же быстро, как и появилась. По факту тот же Егор Летов творил не так уж много лет, всего-то чуть больше 20-ти, Непомнящий меньше 15-ти, Саше Литвинову вообще было отведено на творчество 7-8 лет. К чему это я? А к тому, что стоит ли жить 90 лет, ничего не привнеся в этот мир? Вот ты родился, пошёл в сад, потом школа, институт. А дальше тебя волнует только женитьба, поиск денег на содержание семьи, на воспитание ребёнка, на улучшение жилищных условий, на автомобиль, гаджеты, обстановку в квартире. Ты бежишь за деньгами, работа, работа, работа. Вернее, работа – дом. Раз в год куда-нибудь скатался, типа Крыма или Турции и снова бег по кругу. А в 90 ты очнулся и понял, что всё это пустое, что ты НЕ ЖИЛ. Ты куда-то бежал, пытался доказать кому-то, что ты не хер собачий. А те, кому ты это доказывал уже умерли и следом умрёшь ты. В лучшем случае через месяц о тебе забудут все твои родственники. Они будут сидеть на кресле и угарать над каким-нибудь опездолом в тик-токе. На твою могилу станут ходить раз в год, потом раз в два года, пока вообще не забьют.

Может лучше прожить маленькую жизнь, как Летов, Веня или Непомнящий, оставив после себя огромное наследство в виде песен, книг, стихов? Ведь они живут намного дольше своих создателей и радуют будущие поколения. Может лучше быть таким, как Александр? Метаясь от фашизма к Православию, от левых взглядов к правым, от анархизма к умиротворению и философскому по*уизму, можно получить больше эмоций, нежели от покупки новой тачки, дабы сосед позавидовал.

Даже ужасные по качеству звука песни Александра до сих пор живут в мире, где правит глянцевость! Сейчас же каждый, е*ать, звукорежиссёр с большой буквы. Куда не плюнь – новый Кэмерон, Хэтфилд или на крайняк Каспарян. И вроде песни Непомнящего неактуальными должны быть, ведь эпоха уже совсем другая, но хер там плавал!

Таким был Александр Непомнящий. Человек шедший против всех, в том числе против себя. Он оставил нам довольно много материала, как песенного, так и всевозможных интервью. Смотрите, слушайте, находите что-то новое для себя и живите полной жизнью. До новых синяков.